Тема занятия: Русская философия. Вопросы: 1. Развитие русской философии в XI – XVII вв. 2. Зарождение философии на Руси. 3.
Периоды развития русской философии XI – XVII вв.
Зарождение философии на Руси
Три направления ранней русской философии: религиозное, нравственное, историософское.
Направления религиозно - философских учений XIV - XVIII вв.
Философия русского Просвещения конца XVII - XVIII веков.
Славянофильство и западничество в первой половине XIX века.
Западничество
«Серебряный век» русской философии. (Вл. Соловьев).
Философия Н. Бердяева
Русский космизм.
1.81M
Категория: ФилософияФилософия

8. Русская философия

1. Тема занятия: Русская философия. Вопросы: 1. Развитие русской философии в XI – XVII вв. 2. Зарождение философии на Руси. 3.

Религиозно - философские воззрения IX - XIV веков.
4. Славяно-фильство и западничество в первой половине XIX века.
5. «Серебрянный век» русской философии.
6. Русский космизм.
Литература:
1.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2011. С. 178 - 193.
2.
Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.

2. Периоды развития русской философии XI – XVII вв.

«Древнерусская философия, русская средневековая
философия, допетровская философия»
1. XI – XVII вв. – процесс формирования древнерусской
философии
2. XV – XVI вв. – эпоха ее расцвета
3. XVII в. – начало постепенной смены философии
средневекового типа ново - европейским

3. Зарождение философии на Руси

Русская философия зародилась в эпоху расцвета
Киевской Руси в XI в., и принятием ею христианства
в 988 г.
Черты:
1) черты и образы славянского языческого мировоззрения и
культуры
2) связь с Византией дала много образов, идей и концепций
античной философии, основополагающей для
западноевропейской традиции
Русская философия впитала в себя идеи античной,
византийской, древнеболгарской мысли, в
христианизированном виде.

4. Три направления ранней русской философии: религиозное, нравственное, историософское.

I. Религиозное:
Первое философское произведение - трактат митрополита
Иллариона, написанное в XI в. - «Слово о законе и благодати».
В XIV - XVI вв. появились натурфилософские учения.
Характерным для Руси является исихизм, который повлиял на
русскую культуру и мышление.
Исихизм - покой, безмолвие - течение в древнерусском
искусстве, в творчестве А.Рублева.
Мир пронизан божественной энергией, которая открывается
через созерцание природы, с помощью молитв.

5.

6. Направления религиозно - философских учений XIV - XVIII вв.

Нестяжатели (XV - XVI вв.)
Представитель и вождь:
Нил Сорский.
Главное занятие монахов - духовное
самосовершенствование.
Устав, написанный им, ценнейший
источник философской, этической,
психологической мысли.

7.

Иосифляне
Представитель:
Иосиф Волоцкий – игумен Волоцкого
монастыря.
Считал, что и монастыри должны
иметь собственность, ибо без нее
нельзя творить богоугодные дела.
В XIV - XVI вв. появились ереси, направленные против официальной религии.
Ересь стригольников - велась по двум направлениям:
1) по линии ее организационных основ ( пост духовенства по заслугам);
2) по вопросам богословской догматики (личная интерпретация текстов).

8.

Движение стригольников было разбито и образовалось
новое ересь «жидовствующих».
Ересь «жидовствующих» - была направлена против церковной
иерархии, против строительства храмов, святых таинств и икон;
переосмысление христианства,
противопоставление Евангелия и Ветхого Завета.

9.

Монах Филофей (1465 – 1542)
XIV - XVII вв. обозначены историософской
проблематикой.
Русская философия носила религиозный
характер и обосновывала идеи
русского православного царства.
Монах Филофей (1465 - 1542 гг.) создал учение о Москве как «третьем Риме».
Первый - центр Римской империи, второй - Константинополь, а третий - Москва.
Ей предначертано исполнять роль продолжателя христианства.
Филофей обосновал духовное и политическое лидерство России среди
христианских стран.
Значение раннего периода - формирование направлений русской философии:
религиозное, нравственное, историософское.

10. Философия русского Просвещения конца XVII - XVIII веков.

XVIII век - век быстрого развития наук, ремесел, культуры.
Русская философия приобретает светский характер под влиянием
французского и немецкого Просвещения.
Просветители - Ф.Прокопович, А.Кантемир, В.Татищев, Г. Бужинский,
А.Волынский и др.
В. Татищев
Г. Бужинский
А. Волынский
А. Кантемир
Ф. Прокопович

11.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765)
- энциклопедист, мыслитель, поэт, общественный
деятель, заложил основы материалистической
традиции в русской науке и философии.
Ломоносов придерживался принципов атомизма.
А.Н. Радищев (1749 - 1802).
Центральная идея Радищева - проблема человека.
Философия призвана раскрыть человеку глаза на
природу и самого себя. Деятельность играет
большую роль в становлении человека. Движущей
силой развития является человеческий разум.

12. Славянофильство и западничество в первой половине XIX века.

Славянофилам была свойственна критика Запада, бездушной
цивилизации, в которой господствует эгоизм и прагматизм.
Православие - духовная основа русского общества.
Представители: И. Кириевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин.
Ю. Самарин
А.Хомяков
К. Аксаков
И. Кириевский

13. Западничество

• Западники занимали позицию «философии индивидуальности»,
• ориентировались на западно-европейскую цивилизацию,
критиковали православие и церковь, симпатизировали идеям
материализма и атеизма Фейербаха, диалектики Гегеля.
Идеалы - гуманистические идеи французского
просвещения,
идеи исторического развития в творчестве Гегеля.
• Основной ценностью и целью общества является индивид, а
государство призвано защищать его права и свободы.
В. Белинский
А. Герцен
Н. Чернышевский

14. «Серебряный век» русской философии. (Вл. Соловьев).

Вл. Соловьев (1853 - 1900).
Создал первую русскую философскую систему.
Его работы: «Кризис западной философии», «Чтение о
богочеловечестве», «Смысл любви», «Оправдание добра».
Центральной идеей его философии была идея всеединства.
Идея всеединства - представление о целостности мира.
«Безусловное всеединство» - синтез истины, добра и красоты постигается
лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех
компонентов: теологии, философии и научного знания.
Из идеи всеединства вытекает принцип свободы.
Идея «всеединства» в обществе раскрывается им через свободную теократию
или вселенскую церковь, объединяющая православие, католицизм,
протестантизм и утверждающая конечную стадию истории – богочеловечество.

15. Философия Н. Бердяева

Н.А. Бердяев (1874 - 1948)
Русский философ, религиозный мыслитель,
публицист, представитель русского культурного Ренессанса
XIX - XX веков.
Для Н. Бердяева характерно философствование «изнутри»,
т.е. путем развертывания личностной интуиции. Мир, по его
мнению, сложен и противоречив.
Его произведения: «Смысл творчества», «Судьба России»,
«Философия неравенства», «Самопознание».
Основная проблема философии Н. Бердяева – духовное бытие человека. Дух включает
понятия – жизнь, свобода, творческая деятельность.
Главная тема - тема свободы. Он считал своим долгом бороться против всех
социальных и политических тенденций современности, ведущих к порабощению
свободного духа, в том числе против «буржуазности», материализма, техницизма и
социализма. Идею всеобщей гармонии он отверг, а марксизм критиковал за
материалистические черты.

16. Русский космизм.

Как течение в философии возникло в России во второй половине XIX века.
Представители: Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский.
В русском космизме выделяют две тенденции:
естественно - научную и религиозную.
Н. Фёдоров
Вл. Вернадский
К. Циолковский
А. Чижевский

17.

Н. Федоров (1828 - 1903).
Современники воспринимали Н. Федорова как
праведника и почти неканонизированного святого.
Федоров положил начало новому направлению
философской мысли –
«философия русского космизма».
Это направление - альтернатива механистической концепции мироздания.
Сборник трудов «Философия общего дела» издан после смерти.
Н.Федоров хотел отыскать цель существования человека для того, чтобы
«устроить общественную жизнь сообразно с ней».
Основным злом для человека считал смерть, разработал своеобразную
социальную утопию. Как представитель Земли он считал, что перед лицом
космоса должны умолкнуть все прочие интересы (личные, сословные, народные).
Космос нуждается в человеческом разуме.
Природа ищет в человеке своего хозяина.
Он резко выступал против современной цивилизации. Идеальным устройством
считал жизнь патриархальной общины.
English     Русский Правила