Похожие презентации:
Без имени 1ыы
1.
КТК ФГБОУ ВО «КНИТУ»Проект на тему:
Архитектура России
XVII столетия
Презентацию выполнили:
Аввакумов Артём
Галимуллин Карим
Алибаев Мансур
Гумеров Камиль
Миннеханова Азиля
Юнусова Камилла
г. Казань 2024
2.
Содержание1) Этапы русской архитектуры XVII столетия
2) История архитектуры XVII столетия
3) Реформы русской церкви патриарха Никона
4) Вторая половина XVII века в архитектуре
5) Нарышкинское барокко
6) Строгановское барокко
7) Голицынское барокко
3.
ВведениеXVII век стал для России веком серьёзных потрясений и больших
перемен. Всё это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось
отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре
зарождались новые стили.
4.
Новый стиль в архитектуре появился в конце XVII века — московское (нарышкинское) барокко.Самым известным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях (1693)
5.
Этапы русской архитектуры XVII столетия• Первому этапу характерны идеи и
традиции русской архитектуры XVI
столетия, то есть предыдущего
периоды
• Второму – влияние на него стиля
барокко Восточной Европы
6.
Стиль «Барокко Восточной Европы»7.
История архитектуры XVII столетия• В XVII веке произошёл переход
архитектуры от строгих форм
средневековья к
декоративности. На фасадах
зданий появились резные
наличники и каменная резка,
разноцветные изразцы.
• Основным строительным
материалом осталось дерево,
но по сравнению с
предыдущим временем
значительно большее
развитие получило каменное
(кирпичное) строительство.
Широко стали применяться
новые виды строительных
материалов: многоцветные
изразцы, фигурный кирпич,
белокаменные детали.
8.
К выдающимся произведениям деревянного зодчества относитсяцарский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667–
1678 годах. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами,
гульбищами, крылечками с витыми «колоннами»
9.
Реформы русской церкви патриарха Никона• Церковная реформа патриарха Никона
была направлена на внесение
изменений в богослужебные книги
московской печати и некоторые обряды
в целях их унификации с современными
греческими.
• В 1654 году Церковный собор принял
решение об исправлении всей
богослужебной литературы по греческим
образцам.
10.
Некоторые нововведения реформы:• замена двуперстия на троеперстие
• замена земных поклонов поясными
• многоголосие — единоголосием
• пасхальный крестный ход посолонь (по
солнцу) — крестным ходом навстречу солнцу
• семипросфорная литургия — службой на пяти
просфорах; 1
• двукратная аллилуйя — троекратной; 1
• написание имени Христа «Исус» на написание
«Иисус»; 1
• уничтожение «двуперстных» икон
11.
Вторая половина XVII века в архитектуре• Для второй половины столетия характерно
появление монументальных архитектурных
ансамблей, которые были задуманы и
исполнены по единому замыслу. К данным
храмам
можно
отнести,
например,
возведенный
митрополитом
Ионой
Сысоевичем из Ростова митрополичий двор
в
Ростове
(1670–1680-е),
ансамбль
Воскресенского
Новоеирусалимского
монастыря и пр. Из этих храмов, конечно,
более знаменит и примечателен с точки
зрения архитектуры Новоиерусалимский
монастырь, который был построен по
замыслу патриарха Никона на реке Истра
12.
Такого рода эксперименты являютсядоказательством того, что в архитектуре Руси XVII
века кроме идеологических установок и даже
наперекор им «кипели» свои стилеобразующие
процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое
выражение в стиле, который получил название
«московского барокко». В эту эпоху выделяется
ряд больших заказчиков – строителей храмов,
вкусы которых были отображены на
модификациях стиля барокко в отечественном
церковном зодчестве.
13.
В московском барокко второй половины XVII века можновыделить несколько направлений
• строгановское
• нарышкинское
• голицынское
14.
Московское бароккоХрам Покрова в Филях.
Нарышкинское барокко
Собор Пресвятой
Богородицы.
Строгановское
барокко.
Церковь Знамения Пресвятой
Богородицы в Дубровицах.
Голицинское барокко
15.
Строгановское барокко• Строгановское барокко — название
стилистического направления русской
архитектуры конца XVII — начала XVIII века,
свойственного постройкам, возведённым по
заказу промышленника Григория
Дмитриевича Строганова
• От наиболее радикальных
памятников московского
барокко строгановские постройки отличает
сохранение традиционного для русского
храма пятиглавого силуэта, на который
наносится крайне пышный и дробный, словно
вылепленный от руки барочный декор.
• Храмы в стиле строгановского барокко
отличаются пышным и нарядным декором
фасадов с белокаменной резьбой. Она
контрастно выделяется на фоне кирпичных
или окрашенных в бордовый цвет стен.
Фасады этих зданий украшены изящными
колоннами, полукруглыми фронтонами,
декоративными элементами в виде раковин,
а окна обрамляют фигурные наличники.
16.
Строгановское бароккоВведенский собор в Сольвычегодске
Казанская церковь в Устюжне
17.
Нарышкинское барокко• Название стиля связано с молодым боярским
родом Нарышкиных, сторонников
европейских преобразований царя Петра, в
чьих московских и подмосковных имениях
были построены церкви с элементами
архитектуры маньеризма.
• Особенности стиля:
• широкое применение элементов
архитектурного ордера.
• «русское узорочье» в качестве декора из
красного кирпича и белого камня, иногда с
включением поливных изразцов.
• использование центрических композиций в
храмовой архитектуре.
• Условное название стилевого направления в развитии
русской архитектуры конца XVII — начала XVIII веков
• Основные постройки нарышкинского стиля
сосредоточены в Москве и её окрестностях.
• Классикой нарышкинского стиля считается церковь
Покрова в Филях — пятиярусный «восьмерик на
четверике», возведённый по заказу Льва Нарышкина.
18.
Нарышкинское бароккоХрам Воскресения Христова в Филях
Храм Покрова в Новодевичьем
монастыре
19.
Голицынское барокко• Голицынское барокко — одна из стилевых
вариаций в рамках русского барокко,
связанная с именем князей Голицыных —
братьев Бориса и Петра, единомышленников
Петра I и сторонников европеизации русской
культуры.
• Характерные черты голицынского барокко:
• Силуэт храма отличается от привычных в то
время русских форм. В его основе не
купольный свод, характерный для русских
церквей, а эллиптический вроде ротонды.
• Фасады декорированы сложной лепниной.
• Стиль не получил дальнейшего
распространения в России и не смог оказать
заметного влияния на развивавшееся на
протяжении XVIII столетия искусство русского
барокко.
20.
Голицынское бароккоЦерковь Знамения Пресвятой
Богородицы в Дубровицах
Церковь в Перове