Похожие презентации:
Уильям Оккам
1. Уильям оккам
УИЛЬЯМ ОККАМФилософия и жизнь
2. Биография
Уильям Оккам (Ockham, Occam)(ок. 1285, Оккам,графство Суррей, — 1349, Мюнхен) –
английский философ, логик и церковно-политический
писатель, сторонник номинализма, считается одним
из отцов современной эпистемологии и современной
философии в целом, а также одним из величайших
логиков всех времён.
Монах-францисканец. Учился и преподавал в
Оксфорде. В 1323 году в связи с обвинением в ереси
был вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где
находился в течение 4 лет.
3.
• В 1328 Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона,чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига
Баварского, которому Оккам, по преданию, сказал:
«Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».
• Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая
абсолютную власть папы и выступая в поддержку
независимости светских правителей от церкви. Признавая
приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же
время настаивал на том, что решения вселенских соборов
должны ограничивать папскую власть.
• В последние годы жизни Оккам постарался примириться с
тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему
прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.
4. Учение Оккама
Оккамизм противостоял томизму и скотизму и приобрел популярность в эпохупозднего Средневековья как выражение «современного» метода
философствования (via moderna).
Томизм
Оккамизм
(У. Оккам)
(гармония естественного, т.е. человеческого разума
и религиозной веры)
Основатель – Фома Аквинский
Скотизм
(наличие сущностной уникальности в каждом
предмете, которая предполагает интуицию; природа
не подлежит рационализации)
Основатель – Дунс Скот
5. Оккамизм
• Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь«имена» – содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи.
«Понятия» – это естественные знаки вещей, а «слова» – всего лишь условные знаки.
Понятия
Знаки вещей
Знаки знаков
• Универсалия — это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности.
Поскольку универсалий нет нигде, в том числе и в божественном уме, то Бог
познает их через человека
6. Оккамизм
• Универсалии возникают в душе человека в результатеинтенции - направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть не что
иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый
предмет, и таким образом образуются универсалии.
• Реальным существованием обладают не универсалии, а индивидуальные, т.е.
единичные, вещи окружающего мира – «партикулярии».
Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть
оккамизма.
• Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем
конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в
нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем
7. Номинализм
• Номинализм - направление в средневековой философии, которое настаивало нареальности лишь единичных вещей, а общие понятия считало лишь названиями,
именами, которые люди присваивают отдельным явлениям.
• В своей сути номинализм был реакцией на крайний идеализм христианского
вероучения. Номинализм был выражением эмпирической медицины, которая
направляла философию на исследование реальной природы и по Марксу был
«первым выражением материализма».
• Но номинализм содержал элементы субъективизма, т.к. с одной стороны общие
понятия объявлялись произведениями ума, лишенными значения в объективной
реальности, а с другой стороны игнорировались реальные связи вещей. Мир
объявлялся разрозненным, всякая его общность объявлялась субъективной
характеристикой ума.
8. Оккам о религии
• Еще одним ключевым моментом учения Оккама былопредставление об абсолютном могуществе Бога.
• Бог не связан никакими физическими или
нравственными законами: он может сделать зло
добром и, наоборот, добро – злом.
Он может также оправдать грешника, который, в своей
греховности, отвратился от него.
• Оккамово учение о том, что «оправдание» человека
заключается просто в приятии его Богом, не
подразумевающем обязательной перемены в душе,
побудило Лютера объявить себя приверженцем
оккамизма.
9. Бритва Оккама
Оккам настаивал на том, что всякое подлинное объяснение(а стало быть – любая теологическая или философская спекулятивная
система) должно быть предельно простым.
Этот принцип «экономии мышления» получил название «бритвы Оккама».
Сам Оккам формулировал его следующим образом:
«Сущности не следует умножать без необходимости».
Свой принцип он использовал для того, чтобы удалить из философской
системы множество метафизических понятий и принципов, введенных в
нее его предшественниками (в частности – Дунсом Скотом), упразднив,
например, различение «существования» и «сущности», «общих» и
«единичных» субстанций, «души» и «способностей души».
10. Оккам о философии
• Уильям Оккам практически начисто отрицает правофилософии на какое-либо познание Бога.
• Философия вообще ничего не может доказать, не
имеет никакой ценности для богослова, философия
даже не может доказать существования Бога, потому
что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в
лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную.
• Поэтому в своем познании Бога богословие опирается
только лишь на Писание, а предмет философии не
зависит от богословия.
Эскиз, помеченный как «Брат Оккам», из
рукописи «Суммарная логика Оккама», 1341
11. Спасибо за внимание!
Презентацию подготовили:Бемлер Екатерина
Бобро Ирина
1 группа 1курс