Похожие презентации:
Уильям Оккам (1280 – 1349)
1. (1280 – 1349)
По словам Жильсона(Французскийрелигиозный философ),
«следствием оккамизма была замена
позитивного сотрудничества веры и разума,
имевшего место в золотой век схоластики,
новой и гораздо более рыхлой системой, в
которой абсолютная и самодостаточная
несомненность веры поддерживалась
только философской вероятностью».
Подготовила
студентка ФМО 1 курса
Пугачева Юлия
2.
Уильям Оккам – один изпредставителей поздней схоластики,
номиналист. Родом из Англии, учился
и преподавал в Оксфорде. По
обвинению в ереси был вызван в
Авиньон папой Иоанном XII. Бежал в
Мюнхен, к Людвигу VI Баварскому,
политическому противнику папы.
В Мюнхене Уильям Оккам написал
многочисленные политические
сочинения, в которых он, в частности,
защищал францисканский идеал
бедности и выступал против учения о
непогрешимости Папы. Религиознополитические труды Уильяма Оккама
позволили исследователям его
творчества назвать его «первым
протестантом». Как философ
интересен взглядами на
соотношение веры и знания и
истолкованием природы
универсалий.
3. Основные работы Уильяма Оккама
«Свод всей логики»«Распорядок»
«Избранное»
«Об истолковании»
4. о соотношении веры и знания
Взгляды Уильяма Оккама на соотношение веры и знания стали одним из наиболее влиятельныхвариантов учения о двойственной истине. Согласно Уильяму Оккаму, вера и знание радикально
различаются по предмету и методу. Знание опирается на опыт, его предмет – телесная
природа. Вера же целиком основана на божественном откровении, сфера ее влияния –
моральные поступки человека. При помощи знания, мышления невозможно ни познать Бога, ни
предоставить аргументы его несуществования. Поэтому в него остается только верить. А
поскольку философия и другие науки стремятся к познанию и руководствуются добытыми
знаниями, их задача – освободиться от влияния богословия.
5. Номинализм Уильяма Оккама
Уильям Оккам подверг критике реализм, признававший реальноесуществование универсалий. Последние не могут существовать
вне человеческого ума, ибо в этом случае они были бы
единичными вещами, а не общими сущностями.
Поэтому «Универсалия – это мысленный предмет».
Для понимания критики Уильямом Оккамом схоластического реализма крайне
важен «принцип бережливости» или «бритва Оккама». Сам автор выражал его так:
«Без необходимости не следует утверждать многое»; «То, что можно объяснить
посредством меньшего, не следует выражать посредством большего».
6. Историческое значение философского учения Оккама
Рассуждения Уильяма Оккама природе универсалийв сравнении с тем, что писали концептуалист Пьер
Абеляр и реалист Фома Аквинский, выглядят менее
аргументированными и убедительными, поскольку в
них единичное противопоставляется общему. Но вот
сам способ аргументации в форме «бритвы
Оккама» сохранил значение и как принцип науки и
как атеистический принцип, хотя последнего
значения сам автор ему не приписывал.