Похожие презентации:
Вклад в развитие философских идей
1.
2.
Философия представляет собой одноиз самых уникальных явлений
человеческой культуры. Мысли, идеи
являются основой всякого развития.
Философия обогащает человечество
знаниями, вырабатывает новые
ценности, дает прогнозы на будущее.
Благодаря ей человек познает самого
себя, познает мир, открывает новые
грани бытия.
Свой вклад в развитие философских идей внесли мыслители
разных эпох, стран и народов. Не осталась в стороне и русская
философия. Ее представители также обогатили сокровищницу
человеческой мысли. Среди плеяды выдающихся русских
философов можно назвать такие фамилии как П.Я.Чаадаев, А.И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С.
Соловьев, Н.А. Бердяев и др.
3. Николай Яковлевич Данилевский
4. Николай Федорович Федоров
5. Николай Федорович Федоров 1829-1903
Выдающимся русским философом, религиозныммыслителем, связанным с Липецким краем, был
Николай Федорович Федоров. Будущий мыслитель
родился в 1829 году, в селе Ключи, Елатомского уезда,
Тамбовской губернии (ныне это Сасовский район,
Рязанской области). Поскольку о раннем периоде его
жизни известно очень мало, то точная дата и точное
место рождения философа вызывают споры среди его
биографов.
Хоть Федоров и не является уроженцем Липецкой области в ее современных
границах, но тем не менее наш край все же имеет к нему непосредственное
отношение. Николай Федорович в течении четырех лет с 1854 по 1857 год
проживал в Липецке. Именно в этот период начали формироваться его
философские воззрения. Поэтому без преувеличения можно сказать, что
липецкая земля активно способствовала становлению знаменитого философа.
6. Учился будущий философ в Тамбовской гимназии. В 1849 году Николай Федорович приезжает в Одессу и поступает на юридический факультет Ришелье
Учился будущий философ в Тамбовской гимназии. В 1849 году НиколайФедорович приезжает в Одессу и поступает на юридический факультет
Ришельевского лицея. После двух лет проживания в Одессе он был
вынужден прервать свое обучение в следствии трудного финансового
положения и вернуться в Тамбов.
В 1853 году Федорову все же удается завершить процесс обучения в
тамбовской гимназии. Местный педагогический совет удостоил выпускника
должности уездного учителя истории и географии. После этого дирекция
училищ Тамбовской губернии Харьковского учебного округа направляет
Николая Федоровича в Липецк.
7. С 1858 года он занимается педагогической деятельностью в разных городах Тамбовской, Тульской, Московской и Ярославских губерний. В 1867 Федоро
С 1858 года он занимается педагогической деятельностью вразных городах Тамбовской, Тульской, Московской и Ярославских
губерний. В 1867 Федоров перебирается в Москву и вскоре
устраивается на работу в Чертковскую библиотеку. С 1874 года он
получает должность библиотекаря при Румянцевском музее.
8. Николай Федорович стоял у истоков особого направления в отечественной философии – русского космизма. В истории философской мысли существ
Николай Федорович стоял у истоков особого направления в отечественнойфилософии – русского космизма. В истории философской мысли
существуют неоднозначные оценки его творчества. Однако и критики, и
сторонники мыслителя одинаковы во мнении, что его философия очень
своеобразна и оригинальна.
Учение Федорова причудливым образом соединяет в себе
религиозную мистику с верой в силу и мощь науки. Свои философские
поиски он направляет на то чтобы найти потерянный смысл человеческой
жизни. Задача философии – понять цель, для которой существует
человек, а затем обустроить жизнь в соответствии с ней.
9. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Выдающийся русский философ, ученыйестествоиспытатель, социолог, культуролог и публицистНиколай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822
года на территории Орловской губернии, в селе Оберец
Ливенского уезда. Ныне этот населенный пункт находится в
Измайловском районе Липецкой области.
10. По окончании лицея будущий философ поступает на службу в канцелярию военного министра, но испытывая постоянную тягу к познанию, параллель
В 1837 году Данилевскийпоступил в
Царскосельский лицей, но
обучался он в нем не на
государственном, а на
собственном содержании.
По окончании лицея будущий философ поступает на службу в канцелярию
военного министра, но испытывая постоянную тягу к познанию, параллельно
становится вольнослушателем естественного факультета Петербургского
университета, по специальности «ботаника». Здесь Данилевский добивается
степени кандидата, а затем сдает экзамен на магистра ботаники. В это время он
активно изучает флору центрального Черноземья, исследует район реки Красивая
Меча.
В студенческие годы Николай Яковлевич
увлекался идея запрещенного в России
французского социалиста-утописта Шарля
Фурье. Одно время Данилевский примыкал к
нелегальному, «вольнодумскому» кружку
Михаила Буташе́вича-Петраше́вского.
11.
В 1869 году выходит главная работа философа – «Россия иЕвропа». В ней присутствует совершенно новый взгляд на
всю историю человечества. До выхода данного произведения
история понималась как однолинейный процесс, который
постепенно движется от простых и примитивных форм к
высшим и более прогрессивным формам существования
общества. Историки и философы до Данилевского делали
акцент на общих закономерностях всемирной истории.
Николай Яковлевич в корне пересмотрит эти положения.
Он откажется понимать исторический процесс как единое
целое, как движение, идущее по одной главной дорожке.
Данилевский создает свою знаменитую теорию
культурно-исторических типов (КИТ). Данная теория как бы
«забежит немного вперед»; она предвосхитит многие идеи
философов ХХ века: Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби,
Альфреда Вебера, Самюэля Хантингтона и др. Согласно его
концепции история представляет собой набор независимых
друг от друга культурно-исторических типов или
цивилизаций, каждая из которых развивается по собственным
законам и в собственной логике. Под культурноисторическим типом мыслитель понимал совокупность всех
основных сторон жизни народа: религию, мораль, искусство,
науку, политическую организацию и общественное
устройство.
12. Данилевский и Дарвин
Данилевский в своих философских воззрениях выступил вкачестве критика и противника теории Чарльза Дарвина. По
мнению Николая Яковлевича, развитие всякой жизни на
Земле не может не иметь заданной цели; эволюция
направляется «разумной причиной». Данилевский считает,
что дарвиновская теория не дает никакого представления о
цели движения живых организмов.
Философ утверждал, что дух творит материю и
творит ее ради красоты. Главная позиция, которую он
отстаивает звучит следующим образом: человеку мир
дан как красота, как некая гармония, а дарвинизм
объяснить эту красоту, гармонию не может.
Концепция Дарвина описывает лишь мелкие
изменения организмов, т.е. иначе говоря она
описывает случайности, а не закономерности.
Поэтому необходимо признать идею божественного
руководства природой.
13.
Многиевыводы
Н.Я.
Данилевского
оказались
пророческими для ХХ столетия. Идея же Н.Ф. Федорова о
необходимости освоения космоса получила в XXI веке особую
актуальность. Воззрения обоих мыслителей вызвали большой
резонанс в рядах ученых и философов. Таким образом, наши
земляки сыграли далеко не последнюю роль в развитии
русской философской мысли.