Изобразительное творчество древнего человека
Изобразительное творчество древнего человека
11.05M
Категория: ИсторияИстория

Изобразительное творчество древнего человека

1. Изобразительное творчество древнего человека

2. Изобразительное творчество древнего человека

Урок - лекция
Урок -лекция

3.

4.

палеолит
мезолит
неолит
энеолит
(ранний металл)
Древний
каменный век,
начавшийся за
2 млн.лет до
нашей эры и
длившийся до
10 тысячелетия
до нашей эры.
Средний
каменный век,
переходный
период между
палеолитом и
неолитом.
Начало периода8 тысячелетие
до нашей эры.
Новый каменный
век - последний
период
каменного века,
за которым
следует эпоха
металла. Период
длился с 8 по 3
тысячелетие до
нашей эры.
Медный век.
Переходный
период от
каменного века
к бронзовому,
длившийся
с 4 по 1 тыс. до
нашей эры.

5.

6.

На рубеже среднего и позднего палеолита:
- появляется человек
разумный – Homo sapiens
-увеличивается разнообразие
каменных и других орудий
труда
-появляются род и семья
- появляются первые
образцы наскальной
живописи и скульптуры

7.

палеолит
Ранний (нижний)
продолжался от 2 млн. лет
назад до 40 тысячелетия до
нашей эры
Поздний (верхний)
продолжался от 35 -го до
10-го тыс. до нашей эры
Искусство появилось на рубеже среднего и
позднего палеолита около 35 тысяч лет назад

8.

«Палеолитический музей»

9.

Палеолитическое искусство состоит
из двух основных групп произведений:
произведения искусства
малых форм («подвижное»,
или мобильное искусство)
мелкая скульптура
(небольшие статуэтки)
графика
резьба
очень редко роспись
встречается во всей
приледниковой зоне
Евразии
монументальное наскальное
искусство (чаще всего пещерное)
росписи
графика
барельеф
сосредоточенно на территории
современных государств Испании,
Франции, Италии

10.

Наскальное искусство палеолита
Пещеры, на стенах которых
сохранилась палеолитическая
живопись, труднодоступны, иногда
путь в глубину этих пещер –
настоящий лабиринт с множеством
препятствий.
План пещеры Комбарель,
Франция
Самыми ранними памятниками искусства
считаются изображения руки, волнистые
линии, прочерченные пальцами по мягкой
глине.
Пещера Пеш –Мерль,
Франция
Выступы и впадины на стенах пещер
древний художник превращал в фигуры
животных и людей.
Пещера Пеш – Мерь, Франция

11.

В мастерской палеолитического художника
Чтобы нанести роспись на стены пещер,
применялись краски естественного
происхождения. Использовались сажа,
охра, мел, цветная глина.
Бизон. Роспись пещеры Альтамира.
Живопись носила ярко выраженный
реалистический характер, передан объем,
натуральная величина, сделаны попытки
передать движение.
Бизон. Пещера
Роспись пещеры Ласко.
Лошадь. Роспись пещеры Ласко.
В изображениях применялась
полихромия – одновременное
применение краски не только разного
цвета, но и различного тона.
Олень. Испания.

12.

Основную массу сюжетов составляют
изображения животных, главным образом
крупных травоядных: мамонта, носорога,
дикой лошади, быка, зубра или бизона,
каменного козла, благородного или северного
оленя.
Голова быка. Ласко.
Лань. Пещера Альтамира.
Из 1794 наскальных
рисунков в пещерах
Франции и Испании
986 изображений
животных. Рисунков
человека 512.
Изображение лошади. Капова пещера.
Урал. Башкирия.
Зубр. Пещера Ласко.
Проблемы композиции не беспокоили
художников каменного века. Иногда
петроглифы перенасыщены фигурами
людей, птиц, лосей.
Олени, лоси и знаки на роге
северного оленя. Ларте.
Фрагмент росписи. Ласко.

13.

Скульптура исполнялась как в виде
рельефа, так и круглая из камня,
дерева, глины, кости, мела.
Антропоморфная пластика.
Статуэтка из бивня мамонта.
Женский глиняный идол
«цилиндрические» идолы
Костяные идолы – амулеты.
В палеолите находят только
фигурки женщин и животных.

14.

Образ человека представлен
скульптурными статуэтками,
преимущественно женскими.
Древний мастер создал характерный
обобщенный образ женщины- матери,
ожидающей ребенка.
Женские статуэтки имели связь с древним
культом плодородия, были культовыми
предметами, талисманами и святыней
жителей палеолитических поселений.
Всем фигуркам присуща одна
общая черта – стремление
передать ярче и выразительнее
формы обнаженного женского
тела.
Весь период верхнего палеолита
называют эпохой Венер.

15.

В мезолите
усиливается
тенденция
к схематизму,
меняются сюжеты.
Женщины с детьми. Тассили.
Живопись пещеры Тассили.
Не зверь, а человек занимает
центральное место в изображениях.
Яркие композиции включают
людей и бегущих животных.
Все внимание поглощено
действием, движением.
Художник показывает человеческие фигурки
стилизованно, без одежд и лиц.
Охота на оленей. Испания.

16.

В неолите усложняется тематика изображений,
.
развивается
тенденция к условности.
Глиняная статуэтка.
Бегущие воины. Испания.
Быки. Пещера Ласко.
Наскальная живопись
встречается повсеместно.
Глиняные статуэтки.
Терракотовая женщина
с кошечкой
Прежняя мать- прародительница
становится Великой богиней.
Пастушеская сцена. Пещера
Тассили.
Головы идолов.
Появляются сложнейшие
композиции, включающие быков,
мужчин, женщин.

17.

Коммуникативно – мемориальная функция. Рисунки
составляющие связное повествование о каком- либо событии или
содержащие частное сообщение.
Познавательная функция. Рисунки, составляющие связное
повествование о каком-либо событии или содержащие частное
сообщение.
Магико – религиозная. В основе магии лежит принцип аналогии –
вера человека в получение власти над предметом через овладение
его образом. Первые магические изображениями были
отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с
тотемизмом.
Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются
средства художественного изображения мира, создающие
особую художественную реальность. Это ритм, симметрия,
правильные формы.

18.

Технология обработки кости и художественных изделий
свидетельствуют о замечательной технической сноровке и
поистине гениальной художественной фантазии.
Результаты последних исследований показывают, что ни
общественная жизнь древних охотников, ни их технология
не были примитивными.
Человеческий гений никак не зависит от технического
уровня нашей цивилизации.

19.

1. Когда по утверждению ученых возникло искусство?
2. Какие функции выполняло первобытное искусство?
3. Какие изображения чаще всего встречаются в палеолите?
4. В какой период изображения человека становится
центральным?
5. Какие краски использовал первобытный художник?
6. Что такое полихромия?
7. Где находится Капова пещера?

20.

Словарь:
Наскальное искусство – все виды изображений: животных, рисунки,
петроглифы, выполненные на камне ,валунах, скалах, сводах пещер в отличие от
мобильного искусства.
Мобильное искусство – к нему относится легко перемещаемые и сравнительно
небольшие предметы искусства и различные изделия, имеющие художественную
ценность (изделия из рога и кости, различные статуэтки и т.д.).
Петроглиф – изображение, высеченное на камне или выбитое, процарапанное
на камне.
Анимизм ( От лат. – дух, душа) – вера в души и духов.
Магия – колдовство – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять
сверхъестественным путем на явления природы, животных и человека.
Тотем – животное или растение, которое, согласно мифологическим
представлениям, является предком – покровителем рода и каждого его члена –
символом кровного родства.
English     Русский Правила