5.36M

Марк Матвеевич Антокольский (1843 - 1902)

1.

2.

Марк Матвеевич Антокольский
родился 2 ноября
(21 октября ) 1843 г.
в Вильне (ныне Вильнюс, Литва).
Фамилия происходит от
названия пригорода
Вильне Антоколь.

3.

Он был младшим, седьмым, ребёнком
в еврейской семье. Его родители
были людьми необразованными и
небогатыми, но очень религиозными.
Они содержали харчевню. Детство
Марка было безрадостным.
Впоследствии он писал: «Я был
нелюбимый ребенок. Мне доставалось
от всех. Кто хотел — бил меня».
Только мать его защищала и любила.
Он вспоминал о ней и любил всю
жизнь.

4.

Ещё мальчиком Антокольский
рисовал везде, где только мог — на
столе, на стенах. Вскоре мальчик
начал лепить фигурки людей и
животных из глины, вырезать из
дерева.
Pодители относились резко
негативно к увлечению сына. Но,
когда ребёнок подрос, его отдали в
обучение к резчику по дереву. Это
была та случайная удача, которая
многое определила в его жизни.

5.

О талантливом подмастерье узнала
жена виленского генералгубернатора А. А. Назимова —
известная покровительница
искусств, ей удалось добиться
согласия родителей Антокольского
на переезд сына в Петербург.
Благодаря её ходатайству будущего
великого скульптора приняли в
«Академию художеств» (ему было
дозволено посещать
вольнослушателем скульптурный
класс).

6.

Товарищами Марка по академии были
молодые таланты: Васнецов и Репин. С
Репиным Антокольский особенно близко
сошелся — они жили вместе несколько
лет. Репину не мешало, что его
товарищем был верующий еврей,
который по субботам никогда не
работал, по утрам обязательно молился,
а религиозные праздники почти
полностью посвящал молитве.

7.

Марк Антакольский
в Академии
Художеств проявил
быстрые успехи в
лепке, и вскоре
заговорили о его
способностях и
трудолюбии.

8.

В студенческие
годы, 1864 году
Антокольский
вырезает из
дерева горельеф
«Еврей–портной»
и получает
первую награду серебряную
медаль и
стипендию.
Горельеф «Еврей-портной» , 1964 г. (дерево).

9.

А в 1868
году ему
была
присвоена
золотая
медаль за
горельеф
«Еврей
скупой».
Горельеф «Еврей скупой», 1868 г.
(слоновая кость, дерево).

10.

Уже первые
горельефы
Антокольского
показали
жизненность и
реалистичность
произведений
художника.
Одним из таких
горельефов
является
«Мальчик,
крадущий яблоки»,
созданный в 1866г.
Горельеф "Мальчик, крадущий
яблоки", 1866 (гипс).

11.

В продолжение 6 лет (1863-1869) лепил
Антокольский из воска композицию по
историческому сюжету «Нападение инквизиции
на евреев, тайно справляющих Пасху».

12.

К предыдущей работе дополнением Антокольский
создал этюд-голову под названием "Натан
Мудрый".
Сюжет взят из
еврейско-испанской
истории средних
веков, когда евреи и
мавры были
изгнаны. В этом
эскизе он хотел
показать целый ряд
еврейских типов,
выработанных
историческим
ходом событий.
ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ), 1873

13.

Во время учёбы в
Академии
Антокольский не
только в совершенстве
овладел русским
языком, но и увлёкся
российской историей и
литературой. И первой
большой его работой
стала статуя «Иван
Грозный». Совет
Академии присудил
студенту Марку
Антокольскому за
«Ивана Грозного»
Статуя "Иван Грозный", 1870 г. высшую награду —

14.

Статуя "Иван
Грозный", которая
экспонировалась на I
выставке
Товарищества
Передвижных
Художественных
Выставок, принесла
скульптору мировую
славу. Антокольский
писал: «Я заснул
бедным, — встал
богатым. Вчера был
неизвестным,
сегодня стал
модным».
Статуя "Иван Грозный" ,
1875, мрамор

15.

Президент Академии Художеств
великая княгиня Мария
Николаевна отправилась
посмотреть на пресловутую
статую, была ею впечатлена и
рассказала о ней братуимператору. Статуя произвела
на царя огромное впечатление,
Император Александр II
обласкал Антокольского,
заказал «Ивана Грозного» в
бронзе, осыпал похвалами и
рублями, он приобрел ее для
Эрмитажа. Тогда же гипсовая
копия с "Ивана Грозного" была
Статуя "Иван Грозный" приобретена музеем в Лондоне.
1871, бронза

16.

Напряженная работа и плохие условия
жизни подорвали здоровье
Антокольского, и он в конце марта 1871
года по совету врачей покинул
Петербург, переехав в Италию –
сначала в Неаполь, а потом в Рим. В то
время это была обычная для
выпускников Академии Художеств
практика. Считалось, что будущие
скульпторы и живописцы должны
окунуться в культурную атмосферу и
увидеть работы классиков в
оригинале.

17.

В Италии Антокольский
продолжает работать и
создает великолепную
полную мощи и энергии
статую Петра I,
задуманную ещё в
России. Работу эту он
высылает в Петербург. А
вслед за тем едет в
родную Вильну, где
женится на красавице,
дочке купца Апатова,
той, которая его
терпеливо ждала все
эти годы.

18.

Скульптор трудился над
статуей Петра, превозмогая
усталость и болезнь.
Несколько раз он ломал и
заново лепил голову статуи.
И все же после всех неудач и
огорчений произведение было
закончено и переведено в гипс
в июне 1872 года, к
Всероссийской
политехнической выставке,
устроенной в Москве к 200летию со дня рождения
Петра I.

19.

Антокольский успешные произведения
«тиражировал» — воспроизводил в меньшем
размере, либо одну голову, и продавал чуть
дешевле. Это коснулось и статуи Петра I.

20.

Эта статуя Антокольского
Петру I послужила основой
для создания памятников
в Таганроге, Архангельске,
Петергофе, Москве,
Санкт-Петербурге.
Бронзовыми экземплярами
представлена эта работа в
Третьяковской галерее и
Русском музее.
Статуя попала даже на
нынешнюю
500 рублевую купюру.
Памятник Петру I в Архангельске

21.

Жизнь Антокольского с молодой женой в
Италии была счастливым периодом в
жизни скульптора. Каждый год он делал по
одной большой статуе.
В 1870-е годы произошло углубление и
окончательное формирование творческих
взглядов Антокольского. Он находит
своих исторических героев среди людей,
которых объединяло бескорыстное
служение истине, добру, неприятие зла и
насилия. В это период он воплотил в
пластике силу и высоту духа философа
Сократа, мыслителя Спинозы, работал
над созданием образа
Иисуса Христа.

22.

Первым в ряду новых
образов предстает
"Христос перед судом
народа" (1874, бронза,
1876, мрамор). М.М.
Антокольский говорил:
"В статуе я хотел
создать тишину и
глубину, внешнюю
простоту сочетать с
внутренней глубиной".
Эта статуя находится в
Государственной
Третьяковской галерее в
Москве.
ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА,
1876 г. (мрамор)

23.

Как жертва за идею
трактован
скульптором образ
греческого философа
Сократа. Отречься от
своих убеждений или
уйти из жизни, приняв
яд? Сократ выбрал
второй путь.
Запечатлев
физическое угасание
жизни, М.М.
Антокольский пытался
показать в пластике
силу и высоту духа,
красоту нравственного "Смерть Сократа" (1875, мрамор)
подвига.

24.

Как противопоставление
образу Христа, у
скульптора еще в 1874
году возникает замысел
создать образ
Мефистофеля, как
воплощение всеобщего
зла и олицетворение
мучительного сомнения и
неверия.
Мефистофель, 1983 г. (мрамор)

25.

"Спиноза" , 1887 (мрамор)
Глубокого
психологизма достиг
скульптор в образе
нидерландского
ученого-мыслителя
Спинозы. Сознание
своей правоты и
вместе с тем скорбная
покорность судьбе
читаются в выражении
задумчивоодухотворенного лица,
в чуть тронувшей губы
улыбке.

26.

В этот период Антокольский
работает и в жанре
мемориальной скульптуры.
АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ
З.Н. ЮСУПОВОЙ
Особняк Юсуповых на реке Мойке.
Санкт-Петербург
Барельеф для надгробия М. Г.
Гинзбурга, 1878 (гипс), СанктПетербург , Академия художеств

27.

Большое значение
скульптор придавал
портрету. В июне 1873
года он писал «У меня
явилась мысль сделать
бюсты всех
замечательных людей,
которые есть у нас на
Руси... А, право, я
убежден, что подобные
бюсты гораздо большее
значение могут иметь
для потомства, чем
разные памятники,
которые ставят у нас на
площадях».
Бюст Самуила Соломоновича
Полякова, 1877 (бронза)

28.

Лучшее произведение
Антокольского в этом жанре
– портрет И.С. Тургенева ,
выполненный им незадолго
до смерти писателя.
Печальное, задумчивое,
измученное болезнью лицо
Тургенева прекрасно своей
одухотворенностью. Тонкая
моделировка лица, мягкая,
кажущаяся чуть небрежной
лепка одежды – все
объединено пластически и
способствует цельности
образа.
И.С. Тургенев (1880, бронза)

29.

Вместе с семьей Антокольский
переехал в Париж, и уже в 1878 году
принял участие в Международной
выставке, на которой был удостоен
высшей награды - большой золотой
медали, награжден орденом Почетного
легиона и избран членомкорреспондентом Парижской Академии
художеств. И вскоре его выбирают
почетным членом многих западных
академий: Венской, Берлинской,
Лондонской и других. В 1880 году в
Санкт-Петербурге была устроена
отдельная выставка произведений
Антокольского, и он получил звание
профессора скульптуры
Петербургской Академии Художеств.

30.

В 1880-е годы М.М.
Антокольский вновь
обращается к русской
исторической теме. Главной
его темой становится русская
история, крупнейшие ее
фигуры, личности которых он
стремится раскрыть во всей
их драматической сложности.
Вдохновленный образом
пушкинского Пимена,
скульптор создает статую
"Нестор-летописец«. Облик
мудрого старца, первого
историка своего народа,
исполнен простоты и
благородства, отрешенности
от мирской суеты.
«Нестор-летописец»,
1889 г. (мрамор)

31.

В 1891 году он завершает еще
две работы – майолику
"Ярослав Мудрый" и статую
"Ермак" . В обоих образах М.М.
Антокольский также видел тех,
кто определял "будущность
России".
Ермак, 1891 (бронза)
Ярослав Мудрый, 1898 г.

32.

В творчестве
Антокольского
находят отражение и
женские образы
ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА
"НЕ ОТ МИРА СЕГО".
1887 – 1888
РУСАЛКА, 1900 г. (мрамор).
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург

33.

Последними крупными
работами скульптора были
портрет императрицы
Александры Федоровны,
статуя императора
Александра II , памятник
императрице Екатерине II.
ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ
АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ, 1896
Статуя императора
Александра II ,(1896)

34.

Вследствие все усиливающейся болезни
Антокольский был вынужден с 1897 года
часть времени проводить в Италии, но все
же, главным образом, работал в Париже. В
последние годы жизни он участвовал во
многих международных выставках – в
Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898),
Париже (1900) и других. Провел
персональные выставки в Петербурге (1893)
и Париже (начало 1890-х). С 1893 года
Антокольский был действительным членом
Императорской Академии Художеств. Был он
и Кавалером ордена Почетного Легиона.

35.

В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый
образ жизни. Он был очень скромен, не стремился
привлечь внимание к своему творчеству. В Петербурге в
1893 году в Академии художеств была развернута
невиданная ранее по объему персональная выставка
произведений Антокольского. Но многие его работы
остались непонятыми, подвергался он также
откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших
в прессе. Несмотря на поддержку
известных живописцев,
скульптор тяжело переживает
все нападки и в гнетущем
состоянии покидает Петербург.

36.

Умер скульптор 26 июня (9
июля) 1902 года во
Франкфурте-на-Майне
(Германия). М.М. Антокольский
был похоронен в СанктПетербурге, на Еврейском
Преображенском кладбище.
Похороны выдающегося
скульптора стали поистине
всенародной манифестацией
любви и скорби. Вагон с телом
Антокольского встречали
траурные депутации во всех
крупных городах по пути
следования, особенно
многочисленными они были в
Ковно и Вильно.

37.

Двадцать семь лет прожил
Антокольский вдали от Родины,
лишь изредка приезжая в
Россию, но остался истинно
русским художником, до конца
своих дней сохранившим
преданность отечеству. "Вся
душа моя принадлежит той
стране, где я родился и с
которой свыкся. Я глубже там
дышу и более чуток ко всему,
что там происходит. Вот почему,
что бы я ни сделал, будет всегда
результатом тех задушевных
ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА
впечатлений, которыми
АНТОКОЛЬСКОГО. 1897
матушка-Русь вскормила Автор: Илья Яковлевич Гинцбург –
меня", - писал Антокольский . русский скульптор, ученик М.М.
Антокольского

38.

Творчество Марка
Матвеевича
Антокольского,
крупнейшего скульптора
второй половины XIX
века - яркая страница в
истории отечественного
искусства. Созданные им
произведения вошли в
сокровищницу мировой
художественной
культуры.
English     Русский Правила