Похожие презентации:
Мультикультурализм
1. Мультикультурализм
Подготовила презентацию:Беломоина Дарья
студентка 1 курса заочного
отделения.
Группа УПЗ-170813
2. Понятие мультикультурализма
• Мультикультурализм-одна из характеристиксовременного общества и означает разнообразие
культурных практик в рамках одного общества или
государства. Основой мультикультурализма служат
этническое, профессиональное, расовое, языковое
разнообразие, наличие сексуальных и других
культурных меньшинств.
3. Примечание
• В основе определенияпонятия «меньшинства»
лежат либо их типологии,
либо условия их
возникновения. Ф. Хекман,
предложил следующую
типологию:
• национальные меньшинства,
• региональные меньшинства,
• - иммигрантские
меньшинства (фермерские и
рабочие),
• - малочисленные народы
(minority peoples),
• - новые национальные
меньшинства, возникшие в
«молодых» нацияхгосударствах.
4.
Специалист по правам человека Б.В Зон (Гарвардскийуниверситет) называет обстоятельства, приведшие к появлению
меньшинств в различных государствах, и выделяет в особые
типы группы, состоящие:
• из коренных жителей территории, захваченной другой нацией
(race);
• членов какой-либо нации (nation), полностью поглощенной
другим государством;
• жителей территории, перешедшей от одной страны к другой;
• группы, сохранившей свою идентичность, хотя и рассеянной
событиями истории по многим странам;
• компактной группы иммигрантов, обосновавшихся на
постоянное жительство и стремящихся сохранить традиции той
страны, из которой они прибыли;
• различных компонентов многонационального, многорасового и
иоликонфессионального, или плюралистического, в отношении
культуры государства
5. Борис Вульфович Зон
6. Примеры меньшинств
• Примерами меньшинствслужат религиозные группы
(бахаисты Ирана, католики
Северной Ирландии,
мусульмане Филиппин и
Индии, Боснии, сикхи
Индии), этнические группы
(курды Ирака, Ирана,
Турции и Сирии, венгры
Румынии, бихари
Бангладеш, мискито
Никарагуа, тамилы ШриЛанки), языковые группы
(квебекцы Канады, многие
группы меньшинств в
бывшем СССР, русины
Украины).
7.
• Источником формирования мультикультурализмаслужит внутренняя дифференциация культуры, а
также увеличение культурного многообразия за
счет иммиграции.
8. Положительные черты мультикультурализма
• Реализация принципасвободы самовыражения,
развития различных групп.
Чем больше культурных
практик, тем шире сфера
человеческой свободы,
больше способов
реализации человека
• Чем больше культурное
разнообразие, тем выше
потенциал выживания и
развития общества. Это
естественный процесс,
универсальный закон
развития социальной
системы
9. Отрицательные черты мультикультурализма
Вызов идеологической
целостности государства:
невозможно создать единую
государственную идеологию,
национальную идею, которые бы
сплачивали общество
* Мультикультурализм нередко
приводит к этническим
конфликтам, этническому
разделению труда, т. е. является
одним из источников социальной
несправедливости
* Фактор, который препятствует
установлению стабильного
демократического режима (Р.
Даль). Трудно осуществить на
практике принцип равного
представительства
* В условиях мультикультурализма
отсутствует система единых
норм, стандартов жизни.
10.
Особенно острые проблемы возникают в том случае, еслиисточником мультикультурализма служит иммиграция.
Главная задача мигрантов - успешная адаптация в
новых условиях. Главная задача принимающего
общества - правильно выстроить по отношению к
мигрантам культурную политику, выбрать адекватные
методы управления культурой мигрантов.
11. Понятие и типология этнокультурной политики
• Этнокультурная политика совокупность стратегий, способоврегулирования отношений между
различными этнокультурными
группами с целью установления и
сохранения социального
равновесия в обществе.
• Классификация политических форм
регулирования отношений
государства различными
этнокультурными группами была
предложена Уиллом Кимлика. Он
полагал, что в различных
обществах в зависимости от
исторических традиций,
политического режима и других
факторов выбирается тот или иной
метод.
12. Методы устранения различий
• Геноцид• Насильственное
переселение народов
• Сецессия (отделение)
• Насильственная
ассимиляция
13. Методы управления различиями
• Гегемонистскийконтроль (СССР)
• Территориальная
автономия
(кантонизация,
федерализация)
• Нетерриториальная
автономия
(консоционализм)
• Мультикультурная
интеграция
14.
• Типологиямультикультурных обществ,
основанием которой служит
этнокультурная политика
государства в публичной и
приватной сферах, была
предложена другим
исследователем - Дж.
Рексом
• Представим характеристики
различных типов
этнокультурной политики,
указанных Дж. Рексом.
15.
• 1-й тип. Политика унитаризма в публичной сфере присохранении разнообразия в приватной характеризует
общество, в котором однородность (равные возможности и
права) в публичной сфере сочетается с
мультикультурализмом в приватной сфере. Это значит, что
каждый индивид может иметь равные политические,
экономические, социальные права и в то же время имеет
право решать «частные», личные вопросы согласно
ценностям «своей этнокультурной группы.
• 2-й тип. Политика унитаризма в публичной сфере при
стимулировании единства культурных практик в
приватной сфере свойственна обществу, в котором равные
возможности в публичной сфере сочетаются с
монокультурализмом в приватной сфере. Пример французская модель ассимиляции мигрантов.
16.
• 3-й тип. Общество, в котором неравенство возможностей в публичнойсфере сочетается с мультикультурализмом в приватной сфере.
• Примером служит ЮАР, где до недавнего времени существовал режим
апартеида. Апартеид (раздельное проживание») - наиболее крайняя
форма расовой дискриминации -означает лишение и существенное
ограничение политических, социально-экономических и гражданских прав
какой-либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции
(резервация). Политику апартеида проводило правительство ЮАР в 19491990 гг. в отношении ее черного (народ банту) и цветного (смешанного
происхождения) населения. При проведении политики апартеида
различные этнические группы в разной степени инкорпорированы в
государство, в то же время официальная идеология настаивает на том, что
каждая группа имеет свою отличную культуру. Кроме апартеида есть
другой вариант этого типа этнокультурной политики - модель
колониализма.
• 4-й тип. Общество, в котором существуют неравенство возможностей
(дискриминация) в публичной сфере и монокультурализм в приватной
сфере. Пример США.
17. Особенности мультикультурализма политики в других странах
18. Во Франции
Специфической чертой Франции
является то, что в ней политика
мультикультурализма никогда не
реализовывалась. Французскому
обществу присущи лишь некоторые
черты, тождественные понятию
«толерантность». Франция
добилась принятия европейского
соглашения, запрещающего
одностороннюю массовую
легализацию незаконных
мигрантов. Ужесточение правил
объединения семей, требование
знания французского языка для
иммигрантов, а также борьба с
нелегальной иммиграцией
позволили стабилизировать число
мигрантов и уменьшить число лиц,
желающих получить убежище во
Франции.
19. В Германии
• Правительство, которое так ине смогло выработать
механизма взаимодействия с
иммигрантами, было
вынужденно заявить о
провале
мультикультурализма. Таким
образом, политика
мультикультурализма в
Германии стала частью
недостаточно продуманной и
запоздалой политики
интеграции. Именно этот факт
в сочетании с накопившими
за несколько десятилетий
проблемами привел к тому,
что власти ФРГ заговорили о
провале такой политики.
20. В Великобритании
• В Великобритании сложиласьспецифическая практика
выстраивания
взаимоотношений иммигрантов
с обществом и государством.
Политика мультикультурализма
зависит от расстановки
политических сил, от
настроения избирателей, под
которое подстраивается
политическая власть. На
сегодняшний день сочетание
этих двух факторов, а именно
негативное отношение к
иммигрантам-мусульманам, и
приход к власти консерваторов,
дает повод для громких
заявлений о крахе
21. В США
Причина возникновениямультикультурализма связана с
утверждением общества массового
потребления и привела к новому
расслоению общества, к маргинализации
многих социальных групп, что
способствовало усилению
мультикультурных тенденций и
требований идентичности. Особою
выделения заслуживает подъем
индивидуализма. сопровождавшийся
обострением размышлений о вопросах
самоутверждения и самоидентификации.
Что касается усиления феминистского
движения, то оно было обусловлено тем,
что в послевоенное время значительная
часть женщин получила высшее
образование и добилась экономической
независимости, однако в других областях
чувствована себя ущемленной.
22. В Канаде
• Что касается Канады, то этастрана является разнородным в
культурном, лингвистическом,
религиозном и этническом
плане обществом. Большинство
населения составляют англоканадцы и франко-канадцы.
Одна из ее крупных провинций
— франкоговорящий Квебек —
стала источником сепаратизма.
Понимая всю опасность этого
явления, федеральные власти с
середины 60-х гг. занялись
решением этой проблемы,
используя не грубую силу, а
современные цивилизованные
формы и способы.
23. В России
• В России идеи мультикультурализмаактуальны в первую очередь из-за
большого количества мигрантов,
проживающих в стране. Проблемы
иммиграции приобретают особое
значение в контексте переживаемого
Россией демографического спада.
Вместе с тем российская социальноэкономическая ситуация, в частности
безработица, создает не очень
благоприятную атмосферу для
развития этнических отношений.
Проблемы мультикультурализма
связаны также и с процессом
построения в России гражданского
общества, которое немыслимо без
толерантного отношения друг к другу
отдельных граждан и всевозможных
групп, их умение приходить к
согласию и учитывать взаимные
интересы