Похожие презентации:
Мультикультурализм как инструмент глобализации
1. Мультикультурализм как инструмент глобализации
Выполнил: Попов М.Н.Группа: MOO-1701z
2. План рассмотрения темы:
Содержание понятия мультикультурализм.2) Некоторые теоретические подходы.
3) Типология мультикультурализма
4) Противоречие содержания понятия нация и
мультикультурализм
5) Подходы к генеалогии идей мультикультурализма
6) Мультикультурализм и либеральная идеология
европейских стран
7) Социально-политические последствия политики
мультикультурализма
8) Пути возрождения национальных государств в Европе
9) Мультикультурализм и Россия
10) Мультикультурализм в контексте глобализации
1)
3. 1.Содержание понятия мультикультурализм
1.2.
3.
политика поддержания и культивирования культурных,
этнических и религиозных различий отдельных групп в
рамках той или иной страны, а также идеологии,
направленной на обоснование подобной практики.
подразумевает построение общества на взаимодействии
социальных структур, созданных на этнокультурных,
конфессиональных и др. основаниях.
«механизм» стабилизации общества, развития его
культурного многообразия на основе равенства прав
большинства, этнических и культурных меньшинств
Противоречие из которого рождается мультикультурализм: между
универсальностью мирового развития, выраженного концепцией
либерализма и особенностями присущими развитию отдельных
культур и цивилизаций
4. 2. Некоторые теоретические подходы
Чарльз ТэйлорУилл Кимлика
«автономия», «признание» и
«идентичность», как
результат признания другими
«аутентичности и
оригинальности» личности.
«мы формируемся в процессе
признания другими» и
поэтому основным условием
защищенности и свободы
индивида
является разнообразие форм
жизни. Мультикультурализм
– это форма
самоутверждения, это не
только борьба индивидов за
признание, но и требование
признания оригинальности,
своеобразия и
равнозначности групп.
Мы относимся к людям как к
равным, если устраняем не все
неравенства, а только те,
которые причиняют кому-либо
ущерб.
Майкл Уолцер
Проблема толерантности. Социально
значимая характеристика,
определяет ее как особый
позитивный способ принятия
различий.
«Если в обществе признается
«О терпимости»5 типов:
равенство возможностей, то мой
1. отстраненно-смиренное
успех или неудача в
отношение к различиям во имя
достижении какой-либо цели будут
сохранения мира
зависеть от моего поведения, а не
2. позиция пассивности,
от моей расовой, классовой или
расслабленности, милостивого
половой принадлежности»
безразличия к различиям.
Национальные
3. моральный стоицизм
меньшинства имеют право
4. открытость в отношении
полагать себя культурно5. восторженное принятие различий
дистинктивными
(эстетическое, функциональное)
сообществами только при
5 версий «толерантного режима»
условии, что они сами
1. многонациональная империя
руководствуются
2. международное сообщество
либеральными принципами.
Либеральные ценности должны 3. консоциативное устройство
4. национальное государство
утверждаться посредством
5. эмигрантское общество
образования, убеждения и
финансовой поддержки.
5. 3. Типология мультикультурализма
ПериодСодержание
Античный
Слияние представителей всевозможных культур в рамках
одного громадного государства
Ренессансный
Разнообразие, вызванное развитием национальных языков, культур,
представлений, расширением культурного пространства, инициированное
переходом от традиционной культуры, с мифологическим типом сознания,
к персоналистскому, личностно- креативному типу культуры
Нового
времени
Свобода совести, понимание необходимости толерантности к
представителям иной веры, культуры, расы. Возросшее понимание
ценности естественных прав и свобод индивида.
Модерна
Межкультурные взаимодействия на фоне распространения
демократизации, развития основополагающих ценностей культуры
модерна: индивидуальной свободы, рационального сознания и прав
человека.
Постмодерна
Понимание иной культурной позиции как «чужой правды» и восприятие
своей правды как «незавершенной». Наличие в границах одного
политического образования дифференцированных общностей, которые
сохраняют свою идентичность и границы
6.
ЖесткаяМягкая
Эгалитарная
Доминантная
Призывает
общество
принимать
активные меры
для обеспечения
меньшинствам
полноценного
участия в
социальной
жизни, а так же
прилагать усилия
для сбережения
идентичности и
обычаев
Уровень
ассимиляции
обуславливается
желанием и
способностью
каждой личности
разделять или не
разделять образ
жизни
большинства
Усматривает
интеграцию
меньшинств не
как процесс
унификации, а как
прецедент
сохранить
культурное
многообразие в
состоянии
взаимной
терпимости
В принимающем
сообществе
существует
большинство
устанавливающее
правила, условия,
права, рынок
труда, условия
образования,
вероятности
политического
участия для вновь
прибывших.
Явившийся
обязкан
приспосабливатьс
я или
интегрироваться
7. 4. Противоречие содержания понятия нация и мультикультурализм
Нация- это общество, унифицированное в социальном, экономическом,
политическом и культурном
определённой территории.
социальная
всеобщее
равенство перед
законом, единый
гражданский
статус для всех
его членов —
без привилегий
или ущемлений
в правах
экономическая
отсутствие
внутренних
таможенных
барьеров, общий
рынок и общие
правила
хозяйственной
деятельности.
отношениях,
политическая
право участия в
самоуправлении —
избирать и быть
избранным, на
уровне местном и
на общем
обладающее
суверенитетом
на
культурная
означает наличие нормированного
литературного языка, обладающего
обязательным статусом для официальной
документации, основанной на этой
языковой норме системы всеобщего
образования. Господство общей
идентичности, то есть самоназвания с
передаваемым (через учебники,
государственную символику и т.д.)
представлением об общей судьбе —
истории
Идеология
мультикультурализма
направлена
против
культуры
как
общенационального явления, отрицает единый культурный стандарт внутри
национального государства. Формула мультикультурализма: интеграция без
ассимиляции.
8. 5. Подходы к генеалогии идей мультикультурализма
Возник в практике сосуществования в 1970–1980-х годах двух крупнейшихобщин Канады — англо и франкоязычной — при правительстве Пьера Трюдо,
призван предотвратить распад страны по этнолингвистическому признаку
Подход
Содер
жание
Политический
Интеграции в европейские общества
растущего потока трудовых
иммигрантов — выходцев из стран
Азии и Африки, многие из которых в
прошлом являлись европейскими
колониями
Причи 1. 1м.в. – перекраивание Европы по
ны
национальному принципу
2. Приход к власти социал-демократии
(Гитлер) Слова нация и национализм –
синоним истребления, тоталитаризма…
3. Тучные 50-70 гг. время процветания
конституционального национализма
основанного на гражданском обществе,
социальном государстве
4. «Комплекс вины»
Экономический
В основе проблемы трудовой
миграции, экономические процессы,
которые с ней связаны.
Экономика из индустриальной
становилась постиндустриальной.
интегрировать иммигрантов и
обеспечивать им рабочие места,
бесплатное образование,
вертикальную мобильность или
предложить им другой вариант. Этот
вариант и был предложен в виде
мультикультурализма.
9. 6. Мультикультурализм и либеральная идеология европейских стран
ЛиберализмМультикультурализм
Нация
Либеральный
индивидуализм
связан с коммунитаристскими
идеями приоритет правам сообществ,
а не индивидуальным гражданским
правам
В центре гражданин,
совместное наследие,
материальное и
нематериальное, история.
Идея «нейтрального государства» к разным концепциям
блага, к разным идеологическим концепциям.
Либеральное государство верит в универсальность
своих устоев.То есть номинально оно открыто
представителям любых цивилизаций и континентов
Противоречие: институты, которыми оно дорожит,
укоренены в специфической культуре и цивилизации,
которую называют европейской. Они требуют
достаточно высокого уровня ценностной, поведенческой,
языковой однородности, что противоположно идее
мультикультуризма
Государство репрезентирует
как нацию, так и гражданское
общество
Признание религиозных,
социальных, культурных и
национальных различий не
обязательно предполагает
уважения этих различий.
(Элемент оценки)
Элите было нужно однородное общество, в котором культурное и
религиозное своеобразие является практикуемым на дому частным делом.
10. 7. Социально-политические последствия политики мультикультурализма
Импорт социальных структур «третьего мира» в «первый мир»целиком: диаспоры- гетто; общинные органы власти (умма) –
законы шариата
Факторы: 1) большая численность общины; 2) возможность
быстрой и дешевой коммуникации с «исторической родиной»
делают для современных мигрантов ненужной интеграцию в
принимающее их общество
Требования социально – политических прав и гарантий,
беспорядки
Сопротивление снизу: общественный резонанс, обсуждение
проблем мультикультурализма на уровне общественных
организаций и меньшинств, провокации (карикатуры, видеоигры)
11. 8. Пути возрождения национальных государств в Европе
Опасные сценарии сохранения мультикультурализма вЕвропе:
1. Культурное раздробление и фрагментирование
общества
2. Принципат (власть авторитарная), квотирование
власти, гражданская война.
последовательная
и мягкая
политика
ассимиляции
национального
государства вне
и помимо
либеральной
догматики
консервативнореспубликанска
я традиция
должны резко
снизить
количество
мигрантов
Национальное
воспитание,
национальная
система
образования
12. 9. Мультикультурализм и Россия
СССР и РФ никогда официально не принимались принципымультикультурализма, не вводились в законодательство и не
становились основой государственной политики
Мультикультурализм
Россия
Ленину была важна идея стабильной многонациональной государственности,
ее основой виделся неполноправный статус русского большинства
Национальная политика, способствует формированию этнократических элит
Советское отношение к «национальным культурам» очень напоминает
понимание культуры в мультикультурализме —как к декоративнофольклорному комплексу
Политика постнациональная,
приспособленная к проведению в
условиях уже сложившегося
национального государства, и не
предполагающая его дробления или
ликвидации.
Советская национальная политика
направлена на создание новых наций.
СССР виделся союзом национальных
республик, а в РСФСР были созданы
национальные автономии.
РФ — также «многонациональное государство», а не многокультурная нация. При этом
русские нацией не являются и никаких органов самоуправления не имеют. если в России
где-то и может проводиться политика мультикультурализма (в принципе
постнациональная) — то только в национальных республиках
13. Мультикультурализм и Россия
Понятие«мультикультурализма»
широко
применимо в России:
Во-первых, мультикультурализм на практике
ставит под сомнение идеалы национальной
государственности,
что
близко
властям
нынешней РФ.
Во-вторых, идёт обоснование современной как
бы национальной идеологии РФ — россиянства.
общество победившего мультикультурализма.
В-третьих,
мультикультурализм
для
современного российского режима — способ
обозначить
другие
исторические
корни
российской национальной политики, чем
советско-большевистские.
14. 10. Мультикультурализм в контексте глобализации
Следствием мультикультурализма как проявленияглобализации является интеркультурализм и
транснационализм
Следствием является террористическая активность
неассимилированных элементов;
Усиление миграционных процессов
Отмирание демократии, складывание тоталитарных
практик – диаспорализация
Мультикультурализм оказывается частью
глобализационных процессов, вуализирует
эволюцию национальных государств в
диаспоральные пространства, являясь, по сути,
идеологией самоотрицания национальных обществ.