Похожие презентации:
Немецкая классическая философия. Начало XVIII – до середины ХIX века
1. Немецкая классическая философия
начало XVIII – до середины ХIX в.Основные представители:
И. Кант (1724 – 1804)
Й. Г. Фихте (1762 -1814)
Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768 -1834)
Ф.В. Шеллинг (1775 -1854)
Г.В.Ф. Гегель (1770 -1831)
Л. Фейербах (1804 – 1872)
2. Философская система Имануила Канта
Выступает прежде всего как крупныйученый – астроном, физик, географ
Является родоначальником НКФ
Задает гносеологическое направление
в философии:
процесс познания
↔
S - O отношение
Совершает коперниканский переворот
философии и науке
Закладывает основы понимания
философии как особого рода науки
3. Периоды интелектуального развития
ДокритическийОбоснование идеи
саморазвития природы;
(выступает как стихийный
материалист и диалектик)
«Всеобщей естественной
истории и теории Неба»
Ему принадлежит первенство в
обосновании научных гипотез:
о происхождении Солнечной системы
из гигантской газовой туманности;
зависимости приливов и отливов от
положения Луны
Критический
Формирование философской
системы
трансцендентального идеализма
Задача:
провести критический анализ всей
предшествующей ему философии
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
Последовательные ступени
обоснования философской системы
критического идеализма
4.
ДОКАНТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯФИЛОСОФИЯ КАНТА
Субъект
познания
Объект
познания
помеха на пути к истинному
знанию
определяет и контролирует
предмет познания
Всеобщий
субъект
эмпирический
уровень
индивидуальнопсихологические
особенности
трансцендентальный
уровень
всеобщие
характеристики
человека как
представителя рода
5. «Критика чистого разума»
Как возможно достоверное знание?Как возможна математика?
Как возможна физика?
Как возможна метафизика?
От чего зависит их научность?
Является ли она наукой?
(дает отрицательный ответ)
Достоверное = Объективное = Всеобщее = Необходимое
6. Мир
Явления вещейВещей самих по себе
Феномены – вещи, как они
существуют в сознании субъекта
Составляет содержание нашего опыта
= чувственно-воспринимаемый мир =
мир природы
Мы познаем мир не так, как он есть
на самом деле, а только так, как
он нам является
Доступен формам чувственности
и рассудка
Ноумены –умопостигаемая
сущность, не данная в опыте
Непознанное, нераскрытое
Сверхчувственный мир,
недоступный для теоретического
знания и науки
При попытке постигнуть сущность
вещей наш разум впадает в
противоречия
Умопостигаемый мир – мир
свободы, сфера действия
практического разума (воля,
нравственные законы), где наука
бессильна
7.
Органычувств
Вещи в себе
Хаос ощущений
Упорядочивание с помощью априорных форм чувственности
субъективное знание = доопытная форма
Пространство
внешнее созерцание
+
Время
внутреннее созерцание
Мы можем познать, только
то, что сами создали
Трансцендентальное единство
апперцепции
объединение восприятий за
пределами опыта
+
Рассудок
мышление, оперирующее
понятиями и категориями
конструирование предмета
(подведение под всеобщие о
необходимые формы)
Акт самосознания
субъекта = я мыслю
8.
РАЗУМвысшая способность субъекта
Практический разум
Теоретический разум
Руководит поступками человека
Действует в сфере свободы
Движущая сила - ВОЛЯ
! Автономна – определяется
собственным нравственным законом
Категорический императив:
«Поступай так, чтобы максимума твоей
воли могла в тоже время иметь силу
принципа всеобщего законодательства»
Руководит деятельностью рассудка,
ставит перед ним цели
Оперирует ИДЕЯМИ
представления о ЦЕЛИ, к
которой стремится наше
сознание
! Стремиться к абсолютному
знанию и выйти за пределы опыта
рассудок впадает в противоречия
9.
Коперниканский поворот вфилософии
Наши знания –это не мертвый слепок вещей и их связей
Это духовная конструкция,
возведенная воображением
из материала чувственных восприятий и
априорных логических категорий
Человек – это существо, наделенное
продуктивной способностью
воображения
Трансцендентальное
единство апперцепции
(единство сознания –
условие возможности
всякого познания)
10.
Учение о человекесамый главный предмет в мире
САМОСОЗНАНИЕ – возвышает над
всеми другими существами
Способности человека
познание
чувство удовольствия
и неудовольствия
способность желания
Эгоизм – природное свойство человека
Разум - полный контроль
над душевными проявлениями
личности
Человек – есть ЦЕЛЬ сама по себе
? Что я должен знать + Что я должен
делать + На что я могу надеяться?
Совершенствование души:
«Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны
для всяких целей, которые могут появится, не зная при этом, какие из них
станут твоими»
11.
ВыводыВыдвинул новую концепцию познающего
активного субъекта
Провел разделение бытия на мир природы
и мир человека
Ограничил познавательные возможности
субъекта «миром явлений»; объективный
мир отражается в сознании субъекта
Обосновал особое предназначение
философии – исследование
фундаментальных целей человеческого
разума (не может быть сведено только к
чистому знанию)
Философское направление - идеализм,
дуализм
Вопросы для самостоятельного изучения
Идея права и государства
Нравственное учение и проблема религии
12.
ИОГАН ГОТЛИБ ФИХТЕСУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
«Назначение человека»
Философия –
прежде всего носит практический
характер
( определяет цели и задачи
практического действия людей)
Задача:
преодолеть кантовский дуализм
«вещей в себе» и явлений»
соединить теоретический и
практический философский подход к
миру
! Отказывается от понятия «вещи в себе»
13.
Универсальное началофилософской системы
Выводится теоретический разум
СВОБОДА
принцип автономии
воли практического
разума
Я
Человек – активный практическидеятельный субъект
утверждает себя в акте самосознания
самое очевидное суждение
волевое, действующее
существо
абсолютное
начало всего
существующего
Я есть
НЕ -Я
Абсолютное Я
окружающий мир человека
существует для самореализации «Я»
процесс освоения
Действие = Результат действия
Совпадение субъекта и объекта
(преодоление дуализма)
14.
ЯИндивидуальное Я
Воля
Мышление
Абсолютное Я
Человечество в целом
пульсация совпадений и расхождений
Основное ядро диалектики Фихте,
движущий принцип философской системы
15.
Фридрих Вильгельм Йозеф ШеллингОбъективный идеализм
Оказался связующим звеном
между философией Канта, идеями Фихте
и становлением гелевской системы
«Идеи к философии природы»
«Философия искусства»
«Философские исследования о
сущности человеческой свободы»
«Философия и религия»
«Система трансцендентального
идеализма»
Задача
понять – постигнуть – познать
абсолютное, первое, безусловное
начало
бытия и мышления
16.
НАТУРФИЛОСОФИЯпопытка философского обобщения достижений естествознания
есть бессознательное становление
духовного начала
природа
есть космический организм,
обладающий «мировой душой»
Ступени бытия
Материя
Натурфилософская система пронизана
диалектическим представлением
Дух
Сущность всякой действительности
характеризуется единством
противоположных сил
17.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМСубъективное Я
первично
внутренний акт субъективного
непознаваем для разума
Творческий акт
единство сознательной и
бессознательной деятельности
предмет особого рода
иррационального познания
интеллектуальная интуиция
недоступна всем смертным, а дана
особо одаренным людям - гениям
высшая форма философского творчества
18.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель«Феноменология Духа»
Построение системы
абсолютного идеализма
Развил учение о законах и
категориях диалектики
Установление в философии и
общем сознаний понятий:
процесс, развитие, история
19.
Абсолютный идеализмСтремление охватить весь универсум
природный и духовный мир
единым понятием
Мировой разум
=
Мировой дух
Деятельность – мышление
Цель
- самопознание
Этапы саморазвития
Абсолютная идея
Разумное мышление
Субстанция, составляющая
сущность и первооснову вещей
Существует вечно
Содержит в «свернутом» виде все
определения явлений (духовных,
общественных, природных)
Деятельное начало, давшее
импульс к возникновению и
развитию мира
1. Логика (система категорий)
2. Природа (опредмечивание сущности,
предстает в виде конечных чувственных единичностей)
3. Философия Духа (субъективный и объективный дух; абсолютный дух)
20.
Сторонник идеалистического монизмаВ противоположность многим
философам рассматривал все реальное в его
стремлении стать философией, чистым
мышлением.
На природу в ее эмпирических
проявлениях смотрел как на «чешую,
которую сбрасывает в своем движении змея
абсолютной диалектики».
Усматривал во всех вещах «мировой
разум», «абсолютную идею» или «мировой
дух», целью которого является
самосознание, проходящее три основные
стадии: пребывание абсолютной идеи в
собственном логове, ее проявление в
«инобытии» в виде явлений природы,
анализ и обобщение в мышлении человека
21.
Людвиг ФейербахУченик Гегеля, а впоследствии его
критик, особенно в области взглядов на
религию.
Разработал один из вариантов
антропологического материализма
Считал идеальное лишь особым
образом организованное материальное.
При этом ему импонировала идея
«реально чувствующего человека»
Считал природу основой духа.
Из всех человеческих чувств выделял
нравственную любовь и считал религию
полезной (она предписывает к
благоговейному отношению человека к
человеку)
Считал возможным создать идеальное
государство, в котором господствовала
бы любовь и справедливость.
Утверждал, что «не Бог создал
человека, а человек создал Бога»
антропологический
материализм
«Сущность христианства»
22. «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»
теологияГегелевсакая
философия
сенсуализм
Антропологиче
ской точке
зрения
чувственность — единый источник истинного знания;
отрицание существования общих понятий и признание истинным
единичного, конкретного;
глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и
необходимого познания.
23. Теизм
— религиозно-философскоемировоззрение, утверждающее
существование монотеистического Бога,
создавшего мир и продолжающего в нём свою
активность
Достоверность бытия определяется не только его
доступностью собственному чувству человека, но и его
реальностью для другого.
Я познаю тебя раньше пробуждения собственного
самосознания.
Любовь к другим живым существам, солидарность с ними
раскрывают передо мной истинное — реальное бытие
24.
Немецкая классическая философиявпервые поставила вопрос о сущности знания:
«Что есть знание?»
Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой
математики и чистого естествознания. Вопрос о знании сводится к
вопросу о возможности синтетических суждений априори
Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности
человека. Если субъект является необходимым условием существования
мира, то знание становится способом его конституирования
Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную
составляющую, рассматривая знание как результат развития самой
природы
Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой
истины является система знания».
Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне успеха науки и
техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том,
что возможность знания перестала быть проблемой.