21.65M
Категория: КультурологияКультурология

Годуновская и строгановская школы иконописи. Искусство парсуны. Симон Ушаков

1.

Годуновская и строгановская
школы иконописи.
Искусство парсуны.
Симон Ушаков.
«Иконы, созданные в России, представляют собой
столь уникальное явление в мире, что его одного
было бы достаточно, чтобы обеспечить ей
бессмертную славу»
(Л. Успенский)

2.

Годуно́вская шко́ла и́конописи (или «годуно́вские пи́сьма») —
русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в
стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём
следования древнему иконописному канону.
Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений,
связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё
название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в
Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются
определённым единством стиля, выделение «годуновской школы»
носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те
же иконописцы создавали произведения, относимые и к
«годуновской школе», и к противопоставляющейся ей
«строгановской школе» иконописи.

3.

Особенности годуновской школы
1.
Канонические
образы
соседствуют
с
изображениями,
свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём
обращения к разным источникам (византийские и западные
произведения живописи, впечатления живой натуры)
2. Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде
компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит
несколько эпизодов
3. Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых
зеленовато-синих тонов
4. Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом
направлении делаются лишь первые шаги
5. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях,
излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими
глазами.

4.

Росписи Грановитой палаты Кремля

5.

6.

Грановитая палата Московского Кремля. «Сказание о князьях Владимирских»
[сохранившиеся росписи (1880-82) выполнены по описи, сделанной С. Ф. Ушаковым в
1668]

7.

Фрески СпасоПреображенского
собора в Больших
Вяземах

8.

9.

Росписи церкви Благовещения в Соль-Вычегодске

10.

11.

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком.
Фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и
никогда не поправлялись.

12.

Житие на двоих. Митрополит
Пётр с житием.
Дионисий
В иконописи всё чаще
встречаются
повествовательные сюжеты «с
бытием» или «с деяниями».

13.

Строгановская школа живописи и ремесел сочетала традиции
древнерусского искусства и ярославской школы живописи –
узорчатость, красочность – соединились с новейшим влиянием
барокко – светотенью, тональной моделировкой объемов,
перспективой, повествовательностью композиции.
Строгановская школа приобрела широкую известность и стала
символом нового европеизированного стиля русского иконописного
искусства.
«Строгановская школа», условно названная так потому, что некоторые иконы
выполнялись по заказу именитых людей Строгановых, обосновавшихся во
второй половине 16 в. в Сольвычегодске. Строгановы были страстными
почитателями иконописи и объединили вокруг себя талантливых мастеров создателей маленьких икон, предназначенных для домашних молелен.
Название «строгановские иконы» включает в себя помимо икон, созданных в
мастерских Строгановых, целое стилистическое направление в русской
иконописи конца 16 - начала 17 в. К ней принадлежали не только
строгановские сольвычегодские иконники, но и московские, царские и
патриаршие мастера. Многие произведения были написаны в Москве, в
«государевых мастерских».

14.

Отличительные особенности строгановской школы:
1. Небольшие размеры икон, сложность и миниатюрность письма
2. Цветовая гамма, построенная на полутонах, обогащалась
применением золота.
3. Композиции фигур всегда дополнялись фантастическим пейзажем
низким горизонтом.
4. Небо всегда украшалось причудливой формы облачками.
5. В композиции много палат, горок, растений и фигур, мелких
элементов
6. Иконы Строгановского письма имели повествовательный характер
и строились многоклеймовыми звеньями.
7. В центре иконы находился основной образ святого. Он
изображался более крупными цветовыми пятнами.
8. Растительность писалась более приближенной к натуре, с
разнообразными и проработанными элементами., используется для
растений золотая краска

15.

9. Вся архитектура украшалась мелкими деталями башенок, беседок, лесниц,
балясин, куполов, тронов, престолов, сидений И все это имело яркий, нарядный вид
10. Эмоциональное ощущение: беспокойство, экспрессия, много спиральных
завитков как элементов
11. Фигура человека в Строгановском письме имеет сильно удлиненные пропорции,
что придает ей стройность и элегантность. Одежды более яркие. В них начинают
преобладать светлые ярко-красные, розовые, желтые и зеленые тона. В отделке
одежды появляется масса мелких складок. Роспись одежды тонка и изящна, с
большим количеством золота. Лица персонажей писались более светлыми, с резкими
пробелами. Очень тщательно прописывались волосы. Пряди волос бликовались и
расчесывались золотом.
В целом для Строгановской школы школы, была характерна миниатюрность,
как раньше говорили, "мелочное письмо". Живопись приобрела сложность и
изящество, но потеряла простоту и монументальность. Строгановская икона —
небольшая по размеру, это не столько моленный образ, сколько драгоценная
миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства (недаром она уже подписная, не
анонимная).

16.

Лучшие из живописцев
Строгановской школы:
Прокопий Чирин,
Никита,
Назарий,
Фёдор и Истома Савины
Созданная скорее для
коллекционеров, знатоков,
любителей, икона
«строгановской школы»
осталась в русском
иконописании как образец
высокого профессионализма,
артистичности, изощрённости
языка, но она свидетельствовала
вместе с тем о постепенном
умирании монументального
моленного образа.

17.

Икона Прокопия
Чирина
«Никита-воин» (1593).
В иконе святой-воин, одетый в
красную рубаху, золотые доспехи
и ярко-синий плащ, отличается
утончённым изяществом.
Художник обращал главное
внимание на изысканность
красочных сочетаний, на
тщательную отделку деталей
одежды и миниатюрную
выписанность лица и рук.
Его фигура хрупка, лишена
мужественности святых воинов
домонгольской поры или времени
раннемосковского искусства, поза
манерна, ноги и руки нарочито
слабы, наряд подчёркнуто
изыскан.

18.

Новым у мастеров
«строгановской школы»
то, что им удавалось
передать глубоко
лирическое настроение
поэтичного, сказочного
пейзажа с золотой листвой
деревьев и серебристыми,
тонко прорисованными
реками —
Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча в
пустыне» (20-30 гг., 17 в.).

19.

В иконе Никифора Савина
«Чудо Фёдора Тирона»
(нач.17 в.) на небольшом поле
объединено несколько
эпизодов: здесь и царский
двор, наблюдающий за
единоборством святого-воина
с чудищем, пленившим
царевну, и молящийся о
ниспослании победы Тирон,
и битва его с драконом, и
лирическая сцена
освобождения царевны из
плена юным витязем.
Всё это полно
занимательности.
«Священным», по существу,
остаётся лишь сюжет,
который облечён в форму
увлекательной сказки.

20.

В иконе Прокопия Чирина
«Иоанн Предтеча» почти во всю
вышину доски изображён худой
отшельник, с крылами. Фоном для
фигуры аскета служит с
величайшей тщательностью
выписанный ландшафт –
извивающиеся лентой речки,
дерева, архитектурные детали.
Очевидно, он не мог
противостоять желанию
запечатлеть реальный мир,
волновавший его воображение.

21.

«Строгановская» школа - новое художественное явление, отличающееся
непревзойденным изяществом и утонченной изысканностью рисунка.
Для нее характерно отражение тревоги и мук своего времени: возникает
изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых,
взывающих о спасении Руси, присуще миниатюрное письмо, изысканность
цвета.
Под кистью строгановских мастеров фигуры становятся хрупкими, уже
совсем лишёнными внутренней силы и этической значимости, свойственной
образам иконописи 14 и 15 вв. Тенденции, заложенные в искусстве
строгановских мастеров, продолжали развиваться и в середине 17 в.
Миниатюрная техника проникала в большие образа.

22.

23.

Парсуна ("персона") — дословно переводится как портрет.
В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской
иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни
техникой исполнения, ни образной системой фактически не
отличались от прежней иконописи.
Во второй пол. 17 в. парсуны иногда писали на холсте масляными
красками, порой с натуры. Искусство парсуны просуществовало до
1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и
позднее.

24.

Центром художественной жизни страны с середины XVII века
становится Оружейная палата Московского Кремля.
После разгрома польско-литовской интервенции на территории всего
государства и особенно в столице развернулось оживленное
строительство. Большие работы шли и в самом Кремле. Значительный
приток в Москву наряду со строителями и иконописцев вызвал
необходимость в организации и направлении их деятельности.
С этой целью около 1620 года создается Иконный приказ с Иконной
палатой. Спустя двадцать лет приказ был расформирован, а Иконная
палата вошла в состав Оружейной палаты Кремля, став Иконной
мастерской со своей структурой и определенной системой
распределения заказов.
Круг работ, выполняемых теми и другими мастерами, был
достаточно широк: роспись соборов и жилых палат («стенное»
письмо); написание и починка икон, знамен; украшение бытовых
предметов (роспись столешен, шахматных досок, древков,
деревянных пасхальных яиц и т. п.); создание миниатюр.

25.

Расцвет Иконной мастерской приходится на 1650—1680 годы и во
многом связан с деятельностью Симона Ушакова, возглавлявшего
ее с 1664 года. В этот период Оружейная палата сконцентрировала
лучшие иконописные силы России. Здесь обретали конкретные
формы выражения новые идеи и представления о характере и
задачах искусства. Здесь же продолжали жить и традиционные
формы,
постепенно
наполняясь
новым
содержанием
и
видоизменяясь. Работая бок о бок с иностранными художниками,
русские иконописцы, воспитанные в традициях канонического
художественного мышления, постепенно обращаются к опыту
западноевропейского искусства. Все увереннее они используют
законы прямой перспективы, анатомии; плоскостная трактовка в
их работах уступает место объемной, светотеневой.
С формированием светского мировоззрения возрастала роль
эстетических критериев в оценке иконы, а также авторитет ее
создателя — иконописца. Осознавая себя как творческую личность,
мастера все чаще подписывали свои работы — то, что ранее было
исключением, постепенно становилось своеобразной нормой.

26.

27.

Иконы Ушакова постепенно утрачивают необходимые элементы
религиозно-мистического символизма. Он отстаивал в теоретических
сочинениях право художника изображать реальную жизнь и
подготовил русскую живопись к переходу на позиции
реалистического искусства
Одни исследователи видели в нем разрушителя основ русской
традиционной живописи, другие, напротив, считали, что он оживил
икону. В своих иконах Ушаков стремился к созданию реальной
пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций
лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой
моделировкой. Его главной темой был Спас Нерукотворный, в
образе которого он пытался передать божественное. Многократное
повторение Спаса привело к возникновению шаблона, но главная
беда заключалась в том, что художник отошел от монументальных
образов древнерусской иконописи но не поднялся до
выразительности западноевропейского искусства, служившего ему
образцом.

28.

Спас Нерукотворный,
написан для ТроицеСергиевой Лавры в 1658 году
В связи с сугубой
увлеченностью Ушакова
техникой и приемами личного
письма им было создано более
двенадцати образов «Спаса
Нерукотворного».
Вновь и вновь возвращаясь к
этой иконографии, он ставил
себе задачу зримо передать
соединение во Христе двух
природ — божественной и
человеческой, создать образы
воплотившегося Господа,
Богочеловека.
Конечно, в этих иконах
присутствует большая, по
сравнению с древними
образами, осязаемость,
телесность.

29.

Симон Федорович Ушаков
Крупнейшим русским художником XVII в. был Симон Федорович Ушаков
(1626—1686 гг.), взгляды которого разделялись очень влиятельными и
авторитетными деятелями и которому благоволил сам патриарх Никон.
Совсем молодым он был назначен, в виде особого исключения, царским
«жалованным» живописцем, писал фрески и иконы, сочинял рисунки для
предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на
ружья, работал также как гравер, чертил карты и планы, выступал как теоретик
искусства и был, по-видимому, замечательным педагогом и организатором.
Он достиг большой славы и, хотя под старость пострадал от недругов, свыше
тридцати лет фактически возглавлял все художественное творчество русского
государства, получил за свои заслуги дворянство и оставил по себе память как
о неутомимом и разностороннем деятеле на поприще искусства. Ушаков был,
несомненно, выдающейся личностью. В год его смерти царю Петру было всего
четырнадцать лет, но как теоретик и практик, этот мастер предвосхитил в
своей области многое, что сложилось в русской культуре вместе с петровской
реформой.

30.

Архангельский
собор

31.

Помимо образа Спасителя Ушаков
обращался к образам Богоматери,
Троицы. Наиболее значительной из
его работ является икона
«Богоматерь Владимирская», или
«Насаждение древа государства
Российского»: За стенами и
башнями Кремля у подножия
Успенского собора князь Иван
Калита сажает дерево, а поливает его
митрополит Петр. Подле них с
одной стороны стоит царь Алексей, с
другой - его жена с царевичами. На
ветвях дерева - медальоны с
портретами московских святых и
государей, среди которых цари
Федор Иоаннович и Михаил
Романов подчеркивают
преемственность старой и новой
династий.

32.

33.

34.

Стиль письма Ушакова получил
название «живоподобие», которое
нередко трактуется как
светотеневая моделировка ликов,
приближенная к реалистической
манере.
В действительности, несмотря на
большую анатомическую точность
и
наметившийся
физический
объем, иконы, созданные мастером,
обладают
отстраненностью,
эмалевой
гладкостью
и
светоносной силой, придающей
образам характер драгоценности
горнего мира.
Царица Мария Ильинична с
сыновьями Алексеем и Федором.
Деталь иконы «Насаждение древа
государства Российского». 1668 г.
Государственная Третьяковская галерея

35.

36.

Сочетание старых и новых тенденций особенно заметно в иконе Симона Ушакова
«Троица». Взяв за основу старую иконописную схему композиции, художник,
стремясь показать божественную сущность своих персонажей, обильно покрыл их
одежды золотыми линиями, уделив большое внимание и золотому фону, на котором
разворачивается действие. Лица и руки ангелов переданы, однако, так объемно, как их
не изображали до сих пор. В построении композиции художник применил некоторые
элементы прямой перспективы, незнакомой старым русским мастерам.
Феофан Грек
Рублев
Ушаков

37.

В изображении интерьера или
пейзажа на иконах он иногда
использует принципы линейной
перспективы. В качестве образца
для фонов икон художник порой
пользуется западноевропейской
гравюрой.
Так, в архитектурном пейзаже
иконы "Троица" (1671) он
повторил
изображение
с
гравюры,
исполненной
по
картине итальянского живописца
XVI в. Паоло Веронезе "Пир у
Симона-фарисея".

38.

Для русских художников этого времени характерен интерес к
изображению реального человека, его индивидуальных черт. Портрет
- первый светский жанр в древнерусской живописи который
сложился в XVIII столетие.
В портретах, называемых в это время парсунами, живописцы
стремятся к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее
сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой
идеализации образов явно ощутимы старые иконописные черты.
Все именитые люди страны старались запечатлеть свой образ.
К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора
Иоанновича (надгробный портрет), князя Скопина-Шуйского, Ивана
IV.

39.

князь Скопин-Шуйский
царь Федор Иоаннович

40.

Иван IV
English     Русский Правила