Русская живопись 17 века

1.

Живопись XVII века в России раскрывала свой
потенциал.
Были развиты две школы иконописи
Строгановская и Годуновская.
Также был развит новый портретный жанр –
парсуна.

2.

Живопись России XVII века
претерпела большие перемены.
Художники стремились к новому,
неизведанному, но при этом
старались не забывать и не
отходить от старообрядческих
догм.
Именно по этой причине в начале
XVII века в России наблюдается
своеобразный раскол в иконописи
на две главенствующие школы:
Строгановскую и Годуновскую.
Эти две школы или направления
работали в двух основных стилях,
не похожих друг на друга.

3.

4.

Годуновская школа
Кисти этой школы принадлежат хорошо
известные работы «Симеон Столпник»,
иконы иконостаса церкви Ризоположения,
выполненные Н. Истоминым и его
единомышленниками
Строгановская школа
Новшества, которые так любил
ХVII век, проявились в работе
живописцев «строгановской»
школы.
Дмитрий Солунский и Дмитрийцаревич
Прокопий Чирин

5.

Царь Алексей Михайлович
и Оружейная палата, рьяно
критиковали и запрещали
любой отход от уже
сложившихся канонов
живописи. Симон Ушаков
долгое время возглавлял
живописное дело России. И
не смотря на запреты, в
первую очередь, всегда
уделял внимание
изображению
человеческого лица. Это
было его страстью.
Возможно, именно с этого и
начал развиваться новый
живописный жанр в
России.

6.

На сегодняшний день парсуну по
изображённым на них персоналиям и
техники живописи, можно разделить
на следующие категории:
Надгробные портреты, темпера на
доске (Скопин-Шуйский, Фёдор
Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
Парсуны маслом на холсте

7.

Сквозь иконописную
схему в них уже
проглядывает некоторые
индивидуальные черты.
Однако во всех портретах
образ человека носит еще
условный характер.
Преобладает
плоскостная, нередко
декоративная трактовка,
особенное внимание
уделяется передаче
орнамента тканей.

8.

9.

Царь Фёдор Иванович. Парсуна.
К.XVI - н. XVII вв.
Евдокия Фёдоровна Лопухина

10.

Настоящее имя Симона Ушакова
— Пимен, а Симон — прозвище.
Свои работы он
подписывал: «Государев
иконописец и дворянин
московский грешный Пимин, по
прозванию Симон Ушаков».
Совсем молодым (22года) он был
назначен царским «жалованным»
живописцем, достиг большой
славы, получил дворянство,
свыше тридцати лет возглавлял,
фактически, все художественное
творчество русского государства.
Это был талантливый и
исключительно работоспособный
человек.
Христос Великий Архиерей.
1686г.

11.

Ранние живописные работы
Ушакова выполнены
в древнерусской иконописной
манере (например, две иконы
Владимирской Богоматери).

12.

С. Ушаков требовал от
живописцев правдивого, реалистическ
ого изображения, ставил в пример
западных художников, которые «всякие
вещи и бытия в лицах представляют и
будто живых изображают».
живописец использовал естественные
краски, тщательно прорисовал детали и
добился реалистичного изображения.

13.

В 1663 году Симон Ушаков создал одно из
самых известных своих произведений —
икону «Похвала Владимирской иконе
Божией Матери», или «Древо
Государства Российского», для церкви
Троицы в Никитниках. Большую часть
работы занимает дерево, которое растет
из Успенского собора. На его ветвях
Ушаков изобразил портреты 20
московских святых, а в центре, в
медальоне, образ Богоматери
Владимирской. Художник уделил
внимание лицам и позам святых.
Особенно тщательно Ушаков проработал
образы Алексея Михайловича и его
супруги с детьми. Композиция, фон и
портретное сходство героев с реальными
прототипами на этом произведении
оказались новыми для русской
иконописи.

14.

15.

Ветхозаветная Троица»
Симона Ушакова (1671 г.,
Государственный Русский музей)
– один из лучших образов,
созданных иконописцем. В целом
она следует композиционноиконографическому решению
«Троицы» Андрея Рублева. Обе
иконы – монументальные, лишь
незначительно отличающиеся
друг от друга по размеру.

16.

Богоматерь Елеуса Киккская,1668
Христос Эммануил, 1686

17.

Художники отказываются от
плоскостной, символической
трактовки библейских сюжетов.
Стены украшает затейливый
орнамент.

18.

Еще одним новым явлением
в живописи XVII века в
России стала Ярославская
школа мастеров.
Ее особенностью было то,
что традиционные церковнобиблейские фрески они
начали изображать в образе
обычной жизни.
Одним из таких творений
была композиция «Жатва».
Иногда эту школу называют
«пионером» русского
пейзажа. Она была одним из
тех факторов, которые
привели к развитию пейзажа
как жанра живописи.

19.

Русская живопись XVII века
заложила первые кирпичики для
развития портретной и пейзажной
живописи в России.
Именно в XVII веке появились
художественные мастера, которые
решили впервые отойти от
прижившихся канонов и
попробовать что-то новое, еще не
прижившееся, но удивительное.
С этого времени живопись начала
развиваться, а не стоять на месте.
Художники начали испытывать свое
мастерство, изображая людей, таких
какими они были с их пороками и
качествами. Это время больших
перемен и знаний, которое внесло
свою лепту на страницы
художественной истории.
English     Русский Правила