6.79M
Категория: КультурологияКультурология

Иконописная и живописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля в XVII - начале XVIII вв

1.

Иконописная и живописная мастерская
Оружейной палаты Московского Кремля в
XVII - начале XVIII вв.

2.

Особенности русской живописи
XVII века
• Переоценка ценностей, происходившая во
всех сферах культуры 17 века, с наивысшей
силой отразились в живописи, где процесс
обмирщения шел особенно.
• В развитии русской живописи 17 века
можно выделить 2 этапа:
1 - 1601-1650
2 - С 60-х годов до конца
века

3.

1601-1650
• Этап ознаменовался борьбой 2-х живописных направлений:
«Годуновская
школа»
«Строгановская школа»
Богатые купцы Строгановы, любители иконописного
искусства, организовали иконописную мастерскую и
собрали хороших мастеров иконописного дела.
Стояла на тех канонах живописи,
которые складывались временем. Она
не развивала новые краски или
образы, а тяготела к традициям
прошлого к монументальным
традициям прошлого ( фрески
Успенского, Архангельского соборов
Московского Кремля, церковь
Ризположения)
Для иконописи характерны:
-дробная и тонкая проработка деталей
* сияющие и чистые краски
* многофигурные композиции
* пейзажные панорамы

4.

«Годуновская школа»

5.

6.

• Оружейные палаты Кремля - центр сосредоточения в России
художников и ремесленников.
• Иконописная мастерская (иконописная палата) существовала
в Оружейной палате с 1640—1642 гг. Возникла школа «царских
изографов» (царских живописцев)
• Расцвет иконописной мастерской Оружейной палаты
приходится на 1655-1680-е гг.

7.

• Строгановские мастера все больше и больше
выходили за рамки церковных канонов и стали
уделять внимание деталям окружения,
внешнему виду святых.
• Их иконы отличались красочностью и
декоративностью, а трактовка библейских
персонажей была ближе к образам реальных
людей.
• Наиболее известные представители
• * Прокопий Чирин
* Истома Савин — был государевым иконописцем
* Степан Арефьев
* Емельян Москвитин

8.

Икона Прокопия
Чирина
«Никита-воин» (1593).
В иконе святой-воин, одетый в
красную рубаху, золотые доспехи
и ярко-синий плащ, отличается
утончённым изяществом.
Художник обращал главное
внимание на изысканность
красочных сочетаний, на
тщательную отделку деталей
одежды и миниатюрную
выписанность лица и рук.
Его фигура хрупка, лишена
мужественности святых воинов
домонгольской поры или времени
раннемосковского искусства, поза
манерна, ноги и руки нарочито
слабы, наряд подчёркнуто
изыскан.

9.

Новым у мастеров
«строгановской школы»
то, что им удавалось
передать глубоко
лирическое настроение
поэтичного, сказочного
пейзажа с золотой
листвой деревьев и
серебристыми, тонко
прорисованными
реками —
Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча в
пустыне» (20-30 гг., 17 в.).

10.

В иконе Никифора Савина «Чудо
Фёдора Тирона» (нач.17 в.) на
небольшом поле объединено
несколько эпизодов:
здесь и царский двор,
наблюдающий за единоборством
святого-воина с чудищем,
пленившим царевну, и
молящийся о ниспослании
победы Тирон, и битва его с
драконом, и лирическая сцена
освобождения царевны из плена
юным витязем.
Всё это полно занимательности.
«Священным», по существу,
остаётся лишь сюжет, который
облечён в форму увлекательной
сказки.

11.

Емельян Москвитин.
Три отрока в пещи.
Степан Арефьев,
«Спас нерукотворный».

12.

• Строгановская школа
В иконах строгановского
письма, созданных для
любования вблизи,
подобно драгоценным
ювелирным
произведениям,
эстетическое начало
преобладало над
религиозным
воздействием

13.

Симон Ушаков и искусство мастеров
Оружейной палаты Московского Кремля.
• В искусстве 17 века возрастают
светские черты и реалистические
тенденции, художники вводят в
произведения арсенал современной
европейской графики и живописи,
появляются новые жанры – парсуна
и пейзажи.

14.

Симон Ушаков
Ок. 1626, Москва - 1686,
• Он являлся не только придворным живописцем, но и ученым,
педагогом, богословом, человеком широких взглядов
• Ушаков был новатором. Он первым из русских художников стал
использовать масляную краску.
• Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Будучи
тридцать лет главным художником Оружейной палаты, он написал
множество икон, гравюр, а также несколько трактатов.
• Среди них "Слово к любителю иконного писания", в котором он
изложил свои мысли о том, что художник должен, подобно зеркалу,
правдиво отображать окружающий мир
• Ушаков отстаивает принципы художественного правдоподобия,
сравнивая живопись с зеркалом, утверждает новую, «земную»
трактовку красоты в искусстве.
• Симон был увлечен западным искусством.
• В частности, его интересовало реалистичное изображение
человеческого лица.
• Это хорошо заметно в его работе "Спас Нерукотворный". -

15.

Симон Ушаков – пристальное внимание к изображению
человеческого лица; применил впервые прием мелких
мазков, добившись ощущения подлинности живого,
человеческого лица.
икона «Спас Нерукотворный"»

16.

Помимо образа
Спасителя Ушаков
обращался к образам
Богоматери
Наиболее
значительной из его
работ является икона
«Богоматерь
Владимирская», или
«Насаждение древа
государства
Российского»:

17.

• За стенами и башнями Кремля у подножия Успенского
собора князь Иван Калита сажает дерево, а поливает его
митрополит Петр. Подле них с одной стороны стоит
царь Алексей, с другой - его жена с царевичами.

18.

• На ветвях дерева медальоны с
портретами
московских святых и
государей

19.

среди которых цари Федор Иоаннович Рюрик и Михаил
Романов подчеркивают преемственность старой и новой
династий.

20.

21.

Симон Ушаков Икона
"Троица»
• - появляются
реалистические
детали.
• Его "Троица" отличается
обилием деталей,
"живоподобным"
письмом ликов и
пышно
декорированным
фоном, где палаты
Авраама превращены в
классический античный
портик, а дуб и гора
напоминают
идиллический пейзаж

22.

интерес к изображению
ордерной архитектуры со
значительными
элементами прямой
перспективы

23.

• «Спас Нерукотворный», «Троица».
• В основе творчества лежало «живоподобие» попытка отразить земную красоту в
искусстве.

24.

• В иконописи 17
века уделяется
пристальное
внимание
выразительности и
индивидуальности
черт личности.

25.

Парсуна
“Парсуна” —
искаженное слово
persona (от лат persona личность, лицо),
произведение,
сочетающее приемы
иконописи с
реалистической
образной трактовкой.
Иоанн Грозный.
При Петре Великом
портрет назывался
“персоной”, и только к
середине 18-го века
окончательно вошел в
обиход термин “портрет”.

26.

Парсуна – первый светский портрет.
• Парсуна появляется в
переходный период
русской истории,
в
к.16 – 17 вв. во время
преобразования
средневекового
мировоззрения и
складывания новых
художественных идеалов.
• Парсуны сочетают черты
иконописи и приемы новой
живописи.
Парсуна Иоанна Грозного
Федор Иванович.Парсуна 16 в.

27.

Парсуна XVII век
• В ней портретное
сходство передается
весьма условно, часто
используются
атрибуты и подпись,
позволяющие
идентифицировать
изображенного.
• Персонажами являются,
прежде всего, цари,
князья, военачальники,
церковные иерархи.
Кн. М.В.Скопин- Шуйский 1620-1630.
неизвестный художник.
Патриарх Никон, парсуна XVII в

28.

По стилю, приемам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от
икон, выполняются на иконных досках с
ковчегом.
• Иногда пишется
такой
составляющий
элемент иконы,
как нимб вокруг
головы персонажа.
Михаил Скопин-Шуйский, парсуна 1650.

29.

Первые русские парсуны создаются, скорее всего,
мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Наиболее известным автором парсун считается
Симон Ушаков.
«Портрет царицы
Марфы Матвеевны»
представляет собой парсуну
в ее чистом виде.
Изображению свойственна
статичность и наивность
формы, но присутствует
уже попытка светотеневой
моделировки.
По способу претворения портрет
близок
к иконе,
но несет
Царь
Михаил
Федорович.
Парсуна
определенное портретное
сходство.

30.

Временем окончательного
превращения парсунной
живописи в
западноевропейский
живописный портрет
считаются 1760-е гг.,
однако, в провинции
техника парсуны
существовала и в более
поздний период.
Ермак. Парсуна XVIII в.
Патриарх Никон, парсуна
XVII в.

31.

Портрет Якова Федоровича Тургенева
Не позднее 1695. Неизвестный художник конца 17 в.
• Фронтальность фигуры,
плоскостность изображения,
локальность цвета, резкие
контуры говорят о
традициях, связывающих
его с приемами
древнерусской живописи.
• Однако в основе
художественного видения
мастера уже преобладают
натурные наблюдения.
• Они сказываются в
искусной передаче
материала и деталей
одежды, но более всего —
в экспрессии лица и позы
портретируемого.
• Грустное, почти скорбное
выражение лица явно
контрастирует с нарочито
торжественной позой.

32.

Во II пол. XVII в.парсуна
часто пишется на холсте в
технике масляной живописи,
хотя манера исполнения
продолжает содержать
иконописные традиции.
• Лица людей, изображенных
на парсунах, объемны,
а одежда плоскостная.
• Парсунам свойственны
черты парадного портрета.
Царь
Алексей Михайлович
Л.К.Нарышкин.Школа Оружейной палаты.
Парсуна
в II пол. 17 века
НеизвестныйXVII
художник

33.

• Работы иностранных
художников оказывали
воздействие на развитие
русской живописи, помогая
русским художникам выйти
на путь реалистического
искусства
• Среди иностранных
художников, работавших во
второй половине XVII века в
Москве, можно отметить
голландского художника Д.
Вухтерса.
«Наталья Кирилловна
Нарышкина, вторая супруга
царя Алексея Михайловича»

34.

• Портрет стольника
И.И.Чемоданова.
• 1690-е годы.

35.

• Евдокия
Лопухина невеста Петра
Алексеевича

36.

• Иоганн Ведекинд.
• Портрет царя
Михаила Федоровича.

37.

ИТОГ
• Живопись в России в 17 веке из
высокодуховной превратилась в более
мирскую и близкую к народу.
• Несмотря на противодействие церковных
деятелей, художники отстояли свое право
творить в жанре реализма.
English     Русский Правила