Похожие презентации:
Судьба России в творчестве русских философов
1. Судьба России в творчестве русских философов
2.
Русская религиозная философияРусская религиозная философия занимала особое место
практически во всей истории отечественной общественной
мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси.
Расцвет же этой философии пришелся на конец 19 и первое
двадцатилетие 20 веков. В этот период она развивалась в
качестве своеобразной альтернативы по отношению к
философии Запада с ее культом разума и техники, духом
антропоцентризма и прагматизма. Рассматривается вопрос
мира и бытия человека в нем, общественной жизни и
исторического процесса. Ее духовным источником было
православие, а в центре внимания находилась тема Бога и
человека, взаимоотношение между ними.
3.
Серебряный век- В конце XIX – начале XX века обозначился подъем русской
культуры.
- Активизировались различные философские направления,
появились новые философские общества в Москве и СанктПетербурге. Причем русская идеалистическая философия
была очень неоднородным явлением и содержала
напряженное противостояние различных направлений,
центров.
- Проблематика исследований философов этого периода
сформировалась под влиянием традиционных мотивов
русской философии, актуальных запросов общественной
жизни и определялась следующими основными
направлениями: нравственные устои общества и человека,
смысл и цель жизни, история русской культуры и философии.
4.
Судьба России в творчестве:Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904)
Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)
Павел Иванович Новгородцев (1866-1924)
Николая Александровича Бердяева (1874-1948)
Семёна Людвиговича Франка(1877-1950) - последователь
Соловьёва
Павла Александровича Флоренского (1882-1943)
Ивана Александровича Ильина (1882-1954)
5.
Идея свободы получила развитие в творчестве БорисаНиколаевича Чичерина (1828-1904).
Суть его философско-правового либерализма состоит в
признании человека изначально свободным существом. С его
точки зрения, существует три уровня либерализма:
- уличный (своеволие),
- оппозиционный (недовольство
властью)
- охранительный (гармония
свободы, власти и закона).
6.
Основное содержание философии права, с точки зрения Б. Н.Чичерина, составляет естественное право как система
неписанных норм и правил, вытекающих из естественной
природы и разума человека.
Они служат основанием, принципами создания позитивного
права – учения о правде, справедливости и равенстве.
«Справедливым считается то, - писал Чичерин, - что
одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой
природы человеческой личности: все люди разумносвободные существа, все созданы по образу и подобию
Божьему и, как таковые, равны между собою»
7.
Владимир Сергеевич Соловьевродился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора
Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Учился в Москве
и Санкт- Петербурге.
8.
Идея всеединства – центральная идея философии В.Соловьева.В философии термином
“онтология” обозначается учение о бытии,
а “гносеология” – учение о познании.
В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и
гносеология, бытие и познание не разделимы и опираются на
единую основу.
Идея всеединства является центральной в философии
В.Соловьева, поэтому всю его систему часто называют
философией всеединства. Она оказалась для него столь
значительной по многим причинам, одна из них – обостренно
бережное отношение философа к культуре, стремление
сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить
приобретенное.
9.
Принципы онтологии, которые лежат в основе философскойконцепции Владимира Соловьева неразрывно вязаны с его
гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии
и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее
единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота
суть различные образы или виды единства, под которыми для
абсолютного является его содержание, или все, – или три
различные стороны, с которых абсолютно-сущее сводит все к
единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”.
10.
Создавая новую синтетическую философию, Соловьевобратился к анализу предшествующей философской. Он не
отказывает ни одной теории в праве на существование, по
словам Н.Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает,
всему находит место”
По словам Н.Бердяева, было непонятно, “почему такой
воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает
все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”.
В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека;
идеальных и материальных начал; единого и множественного;
рационального, эмпирического и религиозно-мистического
знания; нравственности, науки, религии, эстетики.
11.
Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженногокризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое
общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление
ее было ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та
цементирующая основа, которая предает целостность всей философии,
несмотря на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм
европейской философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее,
способствуя становления свободной личности, стремящейся к познанию. С
панлогизмом Гегеля, считает В.Соловьев, закончилась история философского
рационализма, который в сочетании с философским натурализмом,
материализмом и эмпиризмом приблизил человека к пониманию
органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с
высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния,
когда разорванность, частичность в его собственном бытии достигла
предела, опасного для будущего существования. Одновременно
односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от
материи, то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к
бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в
“абсолютное ничто”.
12.
Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего.Позиция Соловьева противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к.
включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить
философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте,
а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе
положительную силу бытия”.
Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим
Богом.
“...божественное начало является здесь (в мировом процессе) как
действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или
воплотиться в хаосе разрозненных элементов
мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не
знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный
же Логос, как начало положительное, как сила действующая и образующая, в
самом себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую
форму
13.
В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра –абсолютное начало, как таковое, и первоматерия.
Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух
первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение
этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального
единства.
Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится понятие София
(мудрость). Первоматерия, включенная в абсолют, она не может быть ничем иным,
как мировой душой. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего,
прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей
многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства,
обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий
онтологической концепции Соловьева.
“ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного
единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный
божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и
София”.
“София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога.
14.
На основе платоновской идеи о единстве истины, добра икрасоты Соловьёв разрабатывает концепцию целостного
знания, которое предполагает постепенный синтез религии,
философии, науки.
Процесс объединения происходит сначала в рамках
философии, где достигается единство между ее тремя
направлениями:
- мистицизмом,
- рационализмом,
- эмпиризмом.
Каждое из них представляет участников будущего
универсального синтеза.
Главный смысл новой теории познания – достичь понимания
универсального во всем объеме его с сохранением
индивидуального во все его своеобразии.
15.
Органическая логикаОрганическая логика Соловьева предлагает обратить внимание
на те формы познания, которые оставались на периферии
рационалистических систем, а именно, на роль интуиции,
непосредственного умственного созерцания. Эти формы знания
близки мистическому и в то же время художественному видению
мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется
с задачей охватить все в единстве.
Интуиция и непосредственное умосозерцание должны стать
связующими звеньями между научным, художественным и
религиозным видением мира. В концепции цельного знания
подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и
этической деятельности (истина и добро).
Соловьев считает, что невозможно без опоры на нравственность
получит критерий истины
16.
17.
На позициях либерализма стоял и другой русский философправа Павел Иванович Новгородцев (1866-1924).
Однако, в отличие от позиции Б.
Н. Чичерина, его либерализм
индивидуалистичен.
Новгородцев проводил идею
нравственного идеализма в
философии права, считая, что
основу естественного права
составляет этика абсолютных
ценностей.
18.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948)Русский философ
и публицист.
Родился и учился
в Киеве.
19.
Последовательнаярелигиозно-метафизическая
ориентация Бердяева нашла
отражение в его работах Sub
specie aeternitatis – «с точки
зрения вечности».
Опыты философские,
социальные, литературные и
Новое религиозное сознание
и общественность (обе –
1907), а также в известной
статье в сборнике «Вехи».
Sub specie aeternitatis - крылатое латинское выражение, которое означает «с
точки зрения вечности». Согласно Бенедикту Спинозе, данное выражение
описывает универсальную и вечную истину, вне зависимости от текущей
действительности.
20.
В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикуетразличные варианты российского радикализма, как «левого», так и «правого»
толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь
и убийство и др.).
Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской
позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл
творчества (1916).
21.
Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые емупредставлялись «крайностями» патриотизма (он спорил по этому поводу, в
частности, с В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от
настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его
размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918, переиздана – М.,
1990).
Отношение к Февральской революции у него с
самого начала было двойственным: падение
монархии он считал неизбежным и
необходимым, но и «вступление в великую
неизвестность» послереволюционного
будущего воспринималось как чреватое хаосом,
падением в «пучину насилия». Последние
настроения вскоре возобладали: на первый
план в размышлениях Бердяева выходит тема
роковой опасности революции, приводящей к
разрушению органической иерархии
общественной жизни, «низвержению расы
лучших», уничтожению культурной традиции
(статья Демократия и иерархия, книга
Философия неравенства и др.).
22.
Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлятьисключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с
публичными лекциями, преподавал в университете, был одним из
руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную
академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского.
Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.
На набережной
Васильевского острова в
Санкт-Петербурге в 2003
году установлен
памятный знак
23.
Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье.Размышление о судьбе России и Европы
(Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт
русских революций и тенденции европейского
развития, Бердяев провозглашает в этой работе
завершение «безрелигиозной»,
«гуманистической эпохи» и вступление
человечества в «сакральную» эпоху «нового
средневековья», характеризующуюся
религиозным возрождением и религиозными
конфликтами, столкновением христианских и
антихристианских идей.
В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции
безрелигиозные уже не играют существенной
роли. Любая значимая идея неизбежно
принимает религиозный смысл. Это касается и
коммунистической идеологии:
«коммунистический интернационал есть уже
явление нового средневековья».
24.
В эмиграции Бердяев был активным участником европейскогофилософского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими
западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди
наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода – О
назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и
свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт
эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947).
Уже после смерти философа увидели
свет его книги: Самопознание. Опыт
философской автобиографии, Царство
Духа и царство Кесаря,
Экзистенциальная диалектика
божественного и человеческого и др.
За год до смерти, в 1947 Бердяеву была
присуждена степень доктора теологии в
Кембриджском университете.
Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта
1948.
25.
Своеобразие философиипо Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий,
представляет собой не столько «знание-дискурс», сколько «знаниесозерцание», говорящее на языке символов и мифов.
26.
В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала- свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеисимволы:
- дух, чье «царство» радикально, онтологически противостоит «царству
природы»;
- объективация – бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не
способного (культура – «великая неудача») выйти из пределов «царства
природы»;
- трансцендирование – творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг,
«рабских» оков природно-исторического бытия;
- экзистенциальное время – духовно-творческий опыт личной и исторической
жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его
даже в эсхатологической перспективе.
27.
При этом именно свобода определяет содержание «царства духа», смысл егопротивостояния «царству природы».
Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу,
фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в
бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно
не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте
религиозном и моральном («парадоксальная этика»), в духовном опыте
личности, в ее исторической и общественной активности.
Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в
отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия
божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога.
Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не
властен, которая «коренится в Ничто извечно». Эта же свобода, нарушая
«божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву,
важнейшая в христианстве – «религии свободы». Иррациональная, «темная»
свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри»,
«без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие
отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода
имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только
человеческая, но и божественная трагедия.
28.
В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизмхристианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток
традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный
рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными
мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в
особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики,
восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического
монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных
формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно
персонализму.
«Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей
примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над
бытием... Персонализм должен признать примат свободы над бытием.
Философия примата бытия есть философия безличности» (О рабстве и свободе
человека, 1939).
С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к
современному философскому «онтологизму» и, в частности, к
фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.
29.
Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма.Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не проблемами
науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования).
В ней также отражается влияние немецкого христианского мистика, теософа и
родоначальника западной софиологии (СОФИОЛОГИЯ - учение о Софии
Премудрости Божией русских религиозных философов 19-20 вв. Восходит к
библейской книге Притчей Соломоновых вбирает многие элементы
гностицизма, каббалы, немецкой мистики,тесно переплетаются начала
теологии и философии в силу обращения к существенной для нее проблеме
взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из
совершенного Бога.) Якоба Бёме.
Мораль и нравственность Бердяев строит на христианских
заповедях.
30.
Русская идеяБердяев исследует “не столько вопрос о том, чем эмпирически
была Россия,
сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России,
умопостигаемый образ русского народа, его идея”.
Основополагающим понятием для характеристики русской идеи
служит “коммюнотарность” (от франц. commun — община,
коммуна), им охватывается как (прежде всего) религиозное, так и
мирское содержание понятий “общинности” и “соборности”,
что резюмируется в идее Богочеловечества. Коммюнотарность
антииндивидуалистична. “Это русская идея, что невозможно
индивидуальное спасение, что спасение коммюнотарно, что
все ответственны за всех”.
31.
Это есть “идея братства людей и народов”.Русская идея есть прежде всего идея религиозная, она отражает особенности
национального религиозного духа, пронизывающего и богоборческие
настроения, и атеизм, и нигилизм, и материализм, — все эти направления в
России проникнуты эсхатологичностью и ожиданием новой эпохи, в
собственно православном сознании — эпохи Св. Духа; все это и есть «более
всего русская идея».
Русская идея у Бердяева включает также идеи, противоречащие ей,
антирусские, как ее модификации
с другой стороны, он отказывает идеям Н. Я. Данилевского в причастности ей.
Единство русской идеи предстает всегда как разрывное, целостность в ней он
рассматривает только как цель. Склонный к парадоксам и к “мозаичному”
изложению мыслей, Бердяев настаивает на “глубоком конфликте” русской
идеи с русской историей, на коренной “дуалистической структуре” самой
русской истории и противоречивости, присущей “духовной структуре России и
русского народа”, что, несмотря на стремление к “целостности”, к
“всеединству”, может вести, по убеждению Бердяева, только к дальнейшему
дроблению, к плюрализму.
32.
Семен Людвигович Франк (1877-1950) – последователь В.С.Соловьева. Свой общественный и философский путь начал с
марксизма, но затем перешел на позиции идеализма.
-
-
-
Философские взгляды Франка сочетались с
идеями махизма, логического позитивизма и
утверждали роль философии в развитии
культуры и интеллектуальной жизни.
Философия по Франку всегда стремилась
связать абстрактные понятия науки с
обыденным здравым смыслом, т.е.
выработку понятного всем взгляда на мир, из
которого проистекает определенный тип
морального поведения и организации
человеческой деятельности.
Философский взгляд не может быть
обоснован наукой, но он «сопряжен» с ней.
Философия преодолевает разрыв между
естественно-научным и гуманитарным
знанием.
33.
Идеи- Большое внимание уделяет вопросам
нравственности, смысла жизни, добра и зла,
деспотизма и др. Эти мотивы усиливаются после
революционных событий в России.
- Добро творится добром, зло преодолевается
духовным деланием. Нужно уметь преодолеть зло в
себе и взрастить в себе силы добра.
- Монтескье писал: «Чтобы сорвать яблоко,
заставляют срубить яблоню. Вот формула
деспотизма». Франк, разделял это убеждение.
34.
Павел Александрович Флоренский (1882-1943) – русский ученый,религиозный философ.
Стремился к созданию «конкретной метафизики»,
способной выявить фундаментальные духовноматериальные структуры, из которых слагаются
различные стороны реальности и формируются
различные области культуры (теория символов).
Основным законом мира считал второй принцип
термодинамики – закон энтропии, взятый
расширительно, как закон хаоса в мире.
Миру противостоит логос – начало энтропии.
Культура есть сознательная борьба с мировым
уравниванием: задержка уравнительного процесса
Вселенной, как условие жизни, в
противоположность равенству – смерти