Похожие презентации:
Немецкая классическая философия. Основные концепции середины ХVIII века - 70-е годы ХIХ века
1.
2. Немецкая классическая философия
Основные концепциисер. ХVIII в. - 70-е годы ХIХ в.
3. Исторические условия
• Особенности немецкой философии тесно связаны ссоциально-историческими условиями страны.
• Германия была экономически и политически
отсталой раздробленной страной, разделенной почти
на 300 небольших самостоятельных государств.
• Прогресс науки, опыт французской революции 17891794 годов создавали предпосылки для развития
философско-теоретического мышления.
• Но в Германии общественно-политические вопросы
получали свое отражение не в открытой идейнополитической борьбе, а
• в отвлеченной форме философских систем и
теорий.
4. Духовный подъем
• Неприглядная германская действительностьпородила немецкую мечтательность,
выразившуюся в подъеме немецкого духа, в
создании философских теорий и великих
литературных произведений (И. Шиллер,
И. Гете и др.).
Этические воззрения Гёте и
Шиллера дали толчок к
оформлению самого
влиятельного направления
немецкой, и всей мировой
культуры — романтизма.
5. Классическая немецкая философия
• И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814),Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831),
Л. Фейербах (1804-1872).
• И.Канта и И.Фихте чаще относят к субъективным
идеалистам, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля – к
объективным идеалистам, а Л. Фейербаха – к
материалистам.
• Классическая немецкая философия возникла и
развивалась в общем русле западноевропейской
философии Нового времени.
• Немецкие классики пытались преодолеть недостатки
и односторонность эмпиризма и рационализма,
материализма и идеализма, скептицизма и
логического оптимизма и т.д.
6. Иммануил Кант
• Прежде чемпознавать мир, надо
выяснить - можем ли
мы его в принципе познать.
• Необходимо установить
возможности нашего познания,
его границы.
• Главное познавательное орудие – это разум
7. Ноумен и феномен
• Ноумен – это то, что существует само посебе и непознаваемо
«вещь в себе»
• Феномен - это то, что видим мы, что
представляется нам реально существующим
«вещь для нас».
• Данные две области жестко разграничены,
видимое нами – совсем не то самое, что
действительно есть.
8. Априорные (доопытные) формы сознания
• В нашем уме содержатся некие врожденныеили априорные (доопытные) формы
сознания, под которые мы как бы подгоняем
окружающий мир, втискиваем его в них
• Мир существует в нашем представлении
совсем не в том виде, каков он на самом
деле, а в том, каким он только и может быть в
данных априорных формах.
9. Априорные (доопытные) формы сознания
• Мы воспринимаем окружающий мир именнотаким, каким он должен быть по нашим
представлениям, то есть
• не сознание сообразуется с реальными
вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с
формами сознания.
• Мы наделяем мир изначальными,
врожденными, доопытными знаниями и
постигаем в действительности то, что сами в
нее вкладываем.
10. Понятие времени
• Время существует только в человеческомуме, являясь специфическим термином
• Понятия времени нет ни у какого другого
живого существа.
• А если бы не было на земле человека, кто
тогда говорил бы о времени, поскольку в
данном случае данного понятия нигде, никак
и никогда не могло быть.
• Что же тогда такое «время»:
• реальность или же – наша выдумка, которой
мы пытаемся наделить реальность?
11. Идея развития материи: уплотнение первичных распыленных частиц
• Космогония — наука о происхождении и развитиинебесных тел.
• Вселенная сначала состояла из первобытного хаоса,
частицы которого были твердыми и неподвижными.
• На основе закона всемирного тяготения, хаос
приобрел движение и массы частиц стали
соединяться, образуя такие небесные тела, как
Солнце и планеты с их спутниками.
• Разная скорость движения частиц и сгустков
первичной материи при столкновениях вызвала
вращение небесных тел.
• Солнечная система представляет собой
раскаленную, но постепенно остывающую массу.
Солнце со временем должно совсем погаснуть.
12. Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
• Звездное небо надо мной – это намек намеханику И.Ньютона, которая была для
И.Канта предпосылкой теоретической
философии (космогоническая теория КантаЛапласа)
• Моральный закон во мне – стимул
разработки моральной философии или
практической философии (от праксис –
поведение, действие) –
принцип категорического императива
13. Категорический императив
• Как существо, способное к автономноймотивации, человек является «целью в
себе», тогда как остальные животные суть
лишь простые «средства»
• И.Кант провозглашает свободу «доводом
существования» нравственного закона
• «Поступай так, чтобы использовать человека
для себя так же, как и для другого, всегда как
цель и никогда лишь как средство»
14.
15. Иоганн Фихте
16. «Весь мир – есть Я»
• Окружающий мир существуетчерез мое восприятие
• Если я наблюдаю
определенный предмет,
то вижу не непосредственно
данный предмет, но собственное
представление о нем, которое
есть частица меня.
17. Субъективизм
• Если я вступаю в некие отношения слюдьми, вижу не столько их, как
таковых, но – собственное восприятие
их, собственное о них представление,
также являющееся частицей моего «Я»
• Следовательно, внешний мир
существует как бы через меня, из-за
меня, для меня и во мне
18. Моральная задача человечества- преобразование природы и общества
Моральная задача человечествапреобразование природы и общества• Человек должен сделать природу и общество
идентичным с собой, со своим внутренним
естеством само-сознающего существа,
которое способно преодолеть условия своих
побуждений, инстинктов
• Человек является «сам себе целью, должен
определять сам себя и не позволять
определять себя ничем внешним»
19. Сущность человека - свобода
• По своей изначальной сущности человек свободен.Но он находится в полной зависимости от своей
природы. Чтобы стать действительно свободным, он
должен вырваться из своего косного состояния.
• Как это сделать?
И.Фихте призывает
действовать.
20. Значение деятельности
Деятельность
не может быть злом.
Зло – бездеятельность.
Преодоление косности, лени и т.д.
Фихте видит в самоотвращении
человека к самому себе
• Человеку нужно попытается взглянуть
на себя как бы со стороны.
21. Идея прогресса человеческого духа
• Человеческие души стремятся объединиться иобразовать один дух во многих телах.
• Все суть один рассудок и одна воля и участвуют,
тогда как сотрудники в великом единственно
возможном плане человечества.
• Высший человек с силою подъемлет свой век на
более высокую ступень человечества; оно
оглядывается назад и изумляется той пропасти,
через которую оно перенеслось; десницей великана
выхватывает высший человек из летописи рода
человеческого все то, что он может схватить.
22. Ф.В.И.Шеллинг
• Он создает учение – натурфилософия.• Потребность философского обобщения
естественнонаучных материалов, накопившихся к
концу ХVIII в. К этому времени в науке прочно
укоренилась мысль, что природа в целом
существенно изменяется. Развитие природы от
низшего к высшему поставило вопрос об источнике
этого движения.
• Развитие природы от низшего к высшему есть
постепенное восхождение от бессознательного к
сознательному. Но весь этот процесс
рассматривается Ф.Шеллингом как диалектическое
саморазвитие мирового духа.
23. Мировой дух
Все качества природы являются лишь• ощущениями мирового духа, Абсолюта, его
самосовершенствованием.
• Многообразие видов в природе объясняется
тем, что мировой дух делает множество
попыток создать совершенный организм.
• Низшие формы природы стоят от идеала
далеко. Высшие – близко.
24. Природа стремится к идеалу
• Природа стремится к идеалу, но действуетслепо, без разумно поставленной цели, она
создает все новые и новые формы и виды
живых существ.
• В этом проявляется «хотение» и
«действование» мирового духа,
стремящегося к преодолению материи и
• порождению мыслящего существа человека
25. Энциклопедизм подхода
• Шеллинг пытался осмыслить жизнь всего мира,рассматривая природу и явления духа
человеческого, как грандиозное зрелище
постепенного саморазвития одного начала,
лежащего в основе всего.
• Такая постановка задачи философии объясняет,
почему искусство, религия, науки естественные,
математические, гуманитарные нашли себе место в
той увлекательной картине самораскрытия мирового
духа, которую Шеллинг сумел нарисовать в своей
системе.
26. Георг Гегель
27. «Все действительное разумно, все разумное действительно»
• Окружающий нас мир(действительность)
устроен необыкновенно
разумно.
Мы наблюдаем
порядок и гармонию во всем
существующем.
28. Условие целесообразности и гармонии
• Могла ли физическая природа, будучинеразумной (отсутствие духа есть свойство
материи), так правильно и разумно
устроиться самостоятельно?
• Необходимо предположить реальность
некого разума, намного более совершенного,
чем человеческий, который и привел
материальное в состояние целесообразности
и гармонии.
29. «Все действительное разумно, все разумное действительно»
• Из того, что все действительное разумно,неизбежно следует наличие чего-то
разумного, духовного, идеального, что
существует не в качестве человеческого
мышления, но самостоятельно, отдельно, и
является некой невидимой нами
реальностью.
• И поскольку это разумное представляет
собой не выдумку, не фантазию, не продукт
нашего ума, а нечто реально существующее,
мы говорим, что оно действительно, что оно
есть
30. Абсолютная Идея
• Материальный мир создан какой-то духовнойреальностью и является ее реализацией.
• Г.Гегель называет высшую духовную
реальность Абсолютной Идеей или Мировым
Разумом, а все существующее представляет
как ее саморазвитие.
• Абсолютная Идея – безличное
пантеистическое начало, в котором
сконцентрировано все вообще, и поэтому оно
является Бытием, пребывающем в
различных формах или проходящим в
саморазвитии три основных этапа.
31. Логика
• Первый этап– существование АбсолютнойИдеи исключительно в идеальной сфере,
когда она является самою собой, находится в
области чистого духа, совершенного
мышления.
• Логика в учении Г.Гегеля –это ни в коем
случае не наука, а идеальный, незримый и
умопостигаемый мир, являющийся первичной
и истинно сущей реальностью.
32. Природа – «застывшая мысль»
• Второй этап - Абсолютная Идея покидает сферуЛогики и переходит в иную форму, воплощаясь в
физический или материальный мир
• Природа – в чувственном или телесном виде
существующий дух, т.е. инобытие Абсолютной Идеи
• Видимый нами мир – проявление невидимой
реальности, которую мы и должны усмотреть за всем
физическим и чувственно воспринимаемым.
• Нам только кажется, будто природа существует
самостоятельно, в действительности она лишь
воплощение идеального Бытия.
33. Природное инобытие Абсолютной Идеи
• Механика - пространство, время,материя, движение, всемирное
тяготение
• Физика - небесные тела, свет, теплота,
химизм и т.п.
• Органика - геологические реалии,
растительный и животный мир
34. Бытие Абсолютной Идеи в человеческом духе
• Третий этап - Абсолютная Идеяпереходит из области физического или
природного в сферу человеческого сознания.
• Абсолютная Идея существует в мышлении
• Формы ее Бытия в человеческом духе:
• субъективный дух (антропология,
феноменология, психология)
• объективный дух (право, нравственность,
государство)
• абсолютный дух (искусство, религия,
философия).
35. Три стадии саморазвития Абсолютной Идеи - триада
• Тезис - существование Абсолютной Идеи всобственном лоне
• Антитезис - переход в форму чувственного
мира, в предметы и вещи, отпадение
Абсолютной Идеи от самой себя (изменяет
собственной идеальной природе).
• Синтез - новое воплощение Абсолютной
Идеи в различных видах человеческого
сознания, т.е. вновь обретение духовности и
возвращение к себе.
36. Г.Гегель
37. Людвиг Фейербах:«новая философия»
• Понятия «Бытие», «Природа»,«Реальность» тождественны
• Зачем сочинять
еще какую-то реальность,
помимо ощущаемой нами?
38. Философия будущего
• Прежняя философия прибегала кпредставлениям о высшем и запредельном,
потому что люди мало знали и многого не
понимали
• теперь мы значительно продвинулись
вперед в области познания – пришло время
отбросить вымыслы и объяснить мир из
него.
• Материализм и атеизм должны стать
главными чертами Новой философии
39. «Созерцайте же природу, созерцайте человека! Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии»
• Мир - многообразен, постоянно меняется,эволюционирует.
• Живая природа возникла из неживой
• Почему теперь мы не видим, чтобы гденибудь или когда-нибудь из неживого
происходило живое?
• Для этого нужны определенные условия,
которые имели место миллионы лет назад и
отсутствуют сейчас, отчего мы и лишены
возможности непосредственно наблюдать
подобный процесс.
40. Религия - «бессознательное самосознание человека»
• Бог – это представление человека о себе,только более совершенном
• Собственную сущность мы непроизвольно
доводим до абсолюта, до возможного
предела желаний
• Затем получившийся результат отрываем от
своего реального существования (отчуждаем)
и помещаем на Небо.
• Будучи не в состоянии что-либо существенно
изменить в земной жизни, мы уповаем на
потустороннюю и запредельную сферу
божественного
41. Атеизм: человек сам творец своей судьбы
• Человек должен собственную сущность,отчужденную в Боге, вернуть к себе и на
Земле осуществить то, что он перенес в
выдуманный, сверхъестественный мир.
• Невозможно стать бессмертным,
• но можно увековечить себя собственными
деяниями, внести собственной жизнью вклад
в общий путь человечества,
• Оказаться пусть маленьким, но звеном в
неразрывной и бесконечной цепи мироздания
и преодолеть смертность и обрести вечность.
42. Человек – совершеннейшее создание природы
• Разумная природа (человек) многотысячелетий назад выделилась из живой, и
по тем же причинам этого не происходит
сейчас.
• Человек, наделенный разумом, является
самым совершенным созданием природы.
• Природа есть единственная реальность.
• Предметом философии может и должно
быть не что иное, как физический мир и
человеческое сознание.
43. Философская антропология
• Основным объектом философии становится человек• Главный вопрос - установление нашей сущности,
общих черт, объединяющих людей
• Наиболее существенные свойства человеческой
природы:
• любовь к жизни,
• инстинкт самосохранения,
• эгоизм (восприятие мира через себя) и
• стремление к счастью, состоящее из множества
слагаемых (наиболее важным из которых является
жажда любить и быть любимым).
44. Человеческая природа не является ни дурной, ни хорошей
• Каждого делают хорошим или плохим условиячеловеческой жизни, то есть нейтральная в
моральном смысле наша природа
• Если вы хотите, чтобы человек был хорош, создайте
ему такие условия, в которых его неизменная (от
него не зависящая) природа проявилась бы
наилучшим образом.
• Если подобные условия отсутствуют, не
удивляйтесь тому, что человек плох и не обижайтесь
на него.
• Наши пороки – это неудавшиеся добродетели, они
превратились бы в добродетели, если условия
нашей жизни оказались иными.
45. К.Маркс и Ф Энгельс: «Идеальное - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в
ней»• Диалектика как метод познания и логика развития
духа была разработана Гегелем:
• весь путь движения духа от начала и до конца он
рассматривал в саморазвитии,
от низшего к высшему,
от абстрактного к конкретному,
от чувственной достоверности
к абсолютному духу, к абсолютной
истине.
• К. Маркс и Ф. Энгельс перевернули
диалектику Гегеля. Они рассмотрели в
диалектическом развитии природу,
материю.
46. Философия истории
• Обосновывалось положение о первичностиобщественного бытия по отношению к
общественному сознанию, к общественным
идеям.
• Сознание надо объяснять из противоречий
материальной общественной жизни, а не
наоборот.
• Однако общественные идеи могут оказывать
и оказывают свое позитивное или негативное
воздействие на бытие людей.
• Теория становится материальной силой, как
только она овладевает массами
47. Теория революционного преобразования действительности
• Сокрушение старого, несправедливого общественного порядкаи построения новой социальной реальности, которая обеспечит
процветание общества и благополучие каждого его
представителя.
• К. Маркс и Ф. Энгельс считали утопичным самостоятельное
нравственное перерождение каждого
• Вполне осуществимо организованное коренное изменение
общественного строя и создание условий, в которых каждый
человек неизбежно станет лучше в моральном отношении.
• Поэтому главное - не отвлеченные размышления о причинах
несовершенства нашей жизни, а активная деятельность по ее
преобразованию.
• «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его».