Классические японские гравюры
Жанры гравюр укиё-э
Современная реконструкция создания ксилографии. Этап первый: эскизы с обозначенными зонами разных цветов, для каждого
Этап второй: готовые пластины, на оставшиеся плоскими части которых будет наноситься краска соответствующего оттенка.
Тории Киёнобу (1644 – 1729 гг.)
Накамура Ситисабуро I в роли Тихара Саконносукэ и Хаякава Хассэ в роли куртизанки Окуни. 1702 г.
Яманака Хэйкуро в роли Тайра-но Кимори и Судзуки Хэйкити в роли Накацуна. 1707 г.
Актёры театра Кабуки. 1714 г.
Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины -разносчицы.  1719 г.
Актеры Яманака Хейкуро I как Кудо Сукецунэ, Саката Хангоро как Асахина Сабуро и Ичикава Данджору II как Сога Горо. 1719 г.
Тории Киёнага (1752 - 1815 гг.)
Вечерняя прохлада на берегу реки Окава. Сер. 1780-х гг.
Прогулка в снежный день. 1785 гг.
Красавицы, гуляющие вдоль озера. 1785 г.
Паломничество на остров Эносима. 1789 г.
Китагава Утамаро (1753 – 1806 гг.)
Три красавицы. О-Киту, О-Хису и Томимото.  1792 – 1793 гг.
Мать и ребенок, глядят на зеркало. 1794 - 1805 гг.
Иллюстрация из «Двенадцати часов зеленых домов», c.1795.
Окита девушка чайного дома.
Цветы в Эдо. Ок. 1800 г.
Свежий бриз под мостом Риогоку.
Каванабэ Кёсай (1831 - 1889 гг.)
Ворона на сухом дереве.
Йошицуне с Тенгу Сиджб. 1863 г.
Коровники на Таканаве. Серия “Виды знаменитых мест вдоль Токайдо”. 1863 г.
Семь богов счастья у подножия горы Фудзи. Триптих. 1886 г.
Два ребёнка, играющих с золотыми рыбками. 1887 г.
Кацусика Хокусай (1760 - 1849 гг.)
Призрак Оивы. 1832 г.
Вид Эдо из храма Ракан-дзи в Хондзё. 1836 г.
Водопад в провинции Мино. 1832 г.
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1832 г.
Кодзикисава, провинция Каи. 1831 г.
Большая волна в Канагаве. 1832 г.
ПРОЦЕСС ПЕЧАТИ
11.90M
Категория: ИскусствоИскусство

Классические японские гравюры

1. Классические японские гравюры

Укиё-э

2.

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
Основоположником укиё-э считается японский живописец и
график Хисикава Моронобу.
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась
лишь тушь. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику
многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые
картинки»).
Для укиё-э характерны картины обыденной жизни. Позднее стала
популярной пейзажная гравюра.

3. Жанры гравюр укиё-э

1) бидзин-га — изображение красавиц;
2) якуся-э — портреты популярных актёров театра;
3) сюнга («весенние картинки») — эротические гравюры;
4) катё-га — «цветы и птицы;
5) фукэй-га — пейзажи;
6) муся-э — изображения знаменитых самураев;
7) утива-э — изображения на веерах утива.

4. Современная реконструкция создания ксилографии. Этап первый: эскизы с обозначенными зонами разных цветов, для каждого

5. Этап второй: готовые пластины, на оставшиеся плоскими части которых будет наноситься краска соответствующего оттенка.

6. Тории Киёнобу (1644 – 1729 гг.)

Характерные черты:
1. Плакатность, легкая читаемость, укрупнённость черт;
2. Сумел передать в гравюре всю динамику и драматизм сцен Кабуки;
3. Вносит в композицию такое движение и страсть, каких до него
гравюра не знала;
4. Многие герои выступают полуобнаженными, причем все тело их
загримировано в красный цвет — цвет справедливой ярости и
силы;
5. Актеры запечатлены в момент наивысшего напряжения — так
называемые кульминационные моменты «миэ».

7. Накамура Ситисабуро I в роли Тихара Саконносукэ и Хаякава Хассэ в роли куртизанки Окуни. 1702 г.

8. Яманака Хэйкуро в роли Тайра-но Кимори и Судзуки Хэйкити в роли Накацуна. 1707 г.

9. Актёры театра Кабуки. 1714 г.

10. Актёр Фудзимура Хэндай в роли женщины -разносчицы.  1719 г.

11. Актеры Яманака Хейкуро I как Кудо Сукецунэ, Саката Хангоро как Асахина Сабуро и Ичикава Данджору II как Сога Горо. 1719 г.

12. Тории Киёнага (1752 - 1815 гг.)

Характерные черты:
Большинство ксилографий художника изображают бытовые сцены,
прогулки и шествия, знаменитых красавиц и даже (вопреки запретам)
светскую жизнь;
2. Для героев характерно достоинство, спокойствие и изящество;
3. Фигуры имели удлиненные пропорции и располагались на листе в
спокойном ритме шествия;
4. Тонкий овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза и черные
густые брови эти черты художник характерны почти для всех
персонажей.
1.

13. Вечерняя прохлада на берегу реки Окава. Сер. 1780-х гг.

14. Прогулка в снежный день. 1785 гг.

15. Красавицы, гуляющие вдоль озера. 1785 г.

16. Паломничество на остров Эносима. 1789 г.

17. Китагава Утамаро (1753 – 1806 гг.)

Характерные черты:
1. Сохраняя черты идеализации, стремился выявить в портретах
характер, различие примет внешности, темперамента, привычек
поведения;
2. Его искусство сосредоточено на образах женщин, которые он
передает в изысканной лирической манере;
3. В изображении выработанного им идеала он прибегал к приемам,
подчеркивающим детали и каждый раз по-новому строил свои
композиции.

18. Три красавицы. О-Киту, О-Хису и Томимото.  1792 – 1793 гг.

19. Мать и ребенок, глядят на зеркало. 1794 - 1805 гг.

20. Иллюстрация из «Двенадцати часов зеленых домов», c.1795.

21. Окита девушка чайного дома.

22. Цветы в Эдо. Ок. 1800 г.

23. Свежий бриз под мостом Риогоку.

24. Каванабэ Кёсай (1831 - 1889 гг.)

1.
2.
3.
4.
5.
Характерные черты:
Раннее творчество заметно отличается от позднего;
Пейзажи выполнены в традиционной манере укиё-э, присутствуют
обязательные элементы, композиция выверена;
Художник активно участвует в политической жизни, реагируя на
действия правительства создаёт ряд карикатур;
Темой многих работ была связана с вином и весельем;
Не перенимал набиравшие популярность европейские приёмы в
живописи и гравюре, к позднему периоду творчества обратился к
полихромной живописи и однотонной гравюре.

25. Ворона на сухом дереве.

26. Йошицуне с Тенгу Сиджб. 1863 г.

27. Коровники на Таканаве. Серия “Виды знаменитых мест вдоль Токайдо”. 1863 г.

28. Семь богов счастья у подножия горы Фудзи. Триптих. 1886 г.

29. Два ребёнка, играющих с золотыми рыбками. 1887 г.

30. Кацусика Хокусай (1760 - 1849 гг.)

1.
2.
3.
4.
Характерные черты:
Часто строил свои композиции на ритме пересекающихся
диагональных линий, на контрастах крупных деталей переднего
плана — мостов, деревьев, фигур путников и далекой вершины
Фудзи;
Смог взглянуть на жизнь как на единый процесс, где все тесно
взаимосвязано — природа, человек и все им создаваемое;
Является одним из самых известных на Западе японских гравёров,
мастер завершающего периода японской ксилографии;
Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода
Моне и Пьера Огюста Ренуара.

31. Призрак Оивы. 1832 г.

32. Вид Эдо из храма Ракан-дзи в Хондзё. 1836 г.

33. Водопад в провинции Мино. 1832 г.

34. Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1832 г.

35. Кодзикисава, провинция Каи. 1831 г.

36. Большая волна в Канагаве. 1832 г.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44. ПРОЦЕСС ПЕЧАТИ

Оттиск с ключевой (главной) доски. Обычно оттиск с ключевой
доски делается чёрным цветом, но в данном произведении он был
выполнен тёмно-синим цветом (индиго).
Оттиск светло-коричневым цветом выделил лодки в волнах.
Оттиск бледно-розовым цветом выделил верхнюю часть неба.
Оттиск светлыми тонами серого цвета (раскат – бокаси) на дальнем
плане выделил линию горизонта и оттенил лодку на первом плане.
Оттиск градациями тёмно-серого цвета (раскат – бокаси) выделил
гору Фудзи вдали.
Оттиск голубым цветом подчеркнул волны.
Оттиск тёмно-синим (индиго) добавил изображению волн глубину.
English     Русский Правила