1.37M

Духовный мир древних обществ

1.

ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ.

2.

Разновидности мифов
Космогонические— о
происхождении мира
солярные мифы
лунарные мифы
астральные мифы
Эсхатологические— о конце
мира
Антропогонические мифы — о
происхождении человека
культурный герой
Календарные мифы мифы об умирающем и
воскресающем звере
Умирающий и
воскресающий бог
Мифы о животных
Культовые мифы

3.

Высший уровень первобытного
сознания - мифология.
Мифология — это некоторый «дотеоретический» способ обобщения,
систематизации стихийноэмпирических, обыденных знаний.
Миф есть прежде всего способ
обобщения мира в форме наглядных
образов.
В мифологическом сознании человек
не выделяет себя из окружающей
среды.
Для мифа характерно неразличение
объекта и мысли о нем.

4.

Своеобразие мифа:
он не нацелен на
выявление объективных
закономерностей мира.
Миф выполняет функцию
установления идеального (но
осознаваемого как реальное)
равновесия между родовым
коллективом и природой.
В мифе нет различия
между реальным и
сверхъестественным.

5.

Отличие мыслительной деятельности
на уровне мифологического сознания
от понятийно-мыслительной
деятельности эпохи цивилизации:
- преобладание умозаключений по
аналогии;
- обобщение на основе подражания;
- недецентрированность (или
эгоцентризм) отражения;
- неполнота обратимости логических
операций и нечувствительность к
логическому противоречию;
- неразличение случайного,
единичного, неповторимого и
необходимого, общего,
повторяющегося.

6.

В мифе существуют также свое,
особое мифологическое время
и мифологическое
пространство.
Мифологическое время — это
некое далекое прошлое, время
Творения Мира богами, «Время
великих сновидений», которое
качественно отличается от
настоящего, от современности.
Вместе с тем время Творения —
это некая модель, образец
современных событий.

7.

Мифологическое
пространство
— это пространство родовой
жизни, часть мира, в которой
появился и функционирует
данный род со своим
определенным тотемом,
т.е. родоначальником, в
качестве которого выступает
некая вещь — животное,
растение или даже
неорганический предмет.

8.

Миф, как и само первобытное
общество, исторически изменялся.
Ранние мифы — краткие,
примитивные, сюжетно
неразвернутые, очень простые по
содержанию.
Сюжеты и события в самых
древних мифах — простейшие, не
имеют логических связей,
переходов.
В наиболее древних мифах мир,
Земля, Вселенная часто
изображались в облике животного
(зооморфное видение мира).

9.

В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение
Вселенной в образе жертвенного коня:
«Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его
глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное
пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его
бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его
мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и
легкие — горы, травы и деревья — его волосы».

10.

Широко распространен в
первобытных мифах образ
мирового дерева.
Вселенная представлялась как
громадное космическое мировое
дерево. В таком дереве четко
выявлялись три составные части,
каждой из которых соответствовал
свой самостоятельный мир:
верхушка (где живут духи и боги),
столб (скрепляющий Космос),
корень (уходящий в землю, на
которой живут люди).

11.

Этапом исторического развития мифа
был процесс антропоморфизации
мифологии, т.е. на смену Вселенной в
образе животного или мирового дерева
постепенно приходит Вселенная в образе
человека.
Такие преобразования мифологии
отражали глубинные сдвиги в общинных
отношениях при переходе от ранней к
поздней родовой общине.
Все больше появляется мифов о
гигантском космическом первочеловеке,
из частей которого был создан видимый
мир. Так, в «Ведах», священных книгах
Древней Индии, есть рассказ о Пуруше,
первочеловеке, из частей которого
появились мир, люди, касты людей и др.

12.

Осевое время (нем. Achsenzeit) —
термин, введённый немецким
философом Карлом Ясперсом для
обозначения периода
в истории
человечества, во время
которого на смену
мифологическому
мировоззрению пришло
рациональное, философское,
сформировавшее тот тип
человека, который существует
поныне.
Осевое время также характеризуется появлением религий
Спасения. ( 500г.до н.э.)

13.

Примеры философских и
религиозных учений
осевого времени:
Конфуцианство;
Даосизм;
Легизм;
Моизм;
Буддизм;
Зороастризм;
Иудаизм;
Античная философия

14.

Истина в страдании
Мир полон страданий. Рождение —
страдание, болезнь — страдание, смерть —
страдание. Соединение с неприятным —
страдание, разлучение с приятным —
страдание.
Истина в происхождении и причинах
страдания
Источник страдания — привязанность и
ненависть. Остальные пагубные эмоции, как
правило, порождены ими.
Истина о подлинном прекращении
страдания.
Устранение загрязнений ума (привязанности,
ненависти, зависти и нетерпимости).
Истина о путях к прекращению страдания
Предложен так называемый срединный или
Восьмеричный Путь достижения нирваны.
БУДДИЗМ

15.

Мудрость
Paññā
I
Правильное воззрение
II
Правильное намерение
Нравственность
III
Правильная речь
IV
Правильное поведение
V
Правильный образ жизни
Духовная дисциплина
VI
Правильное усилие
VII
Правильное памятование
VIII
Правильное
сосредоточение

16.

Учение Конфуция записали его
ученики в книгу «Беседы и
высказывания».
Основу этой школы можно
выразить словами ее основателя:
«Государь должен быть
государем, сановник —
сановником, отец — отцом, сын
— сыном».
Основу воспитания составляет
точное следование церемониям,
которые представляют собой
внешнее выражение долга,
любви, преданности..
конфуцианство

17.

Целью в конфуцианстве
является обретение характера
благородного мужа, то есть
человека, который верен,
справедлив, предан
императору и добр к народу.
В конфуцианстве понятие Бога
как такового отсутствует
вообще, и, по сути,
конфуцианство правильно
было бы назвать не религией, а
философией.

18.

ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ.
Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского
характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки
примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.
Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм
оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством
алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой
сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое
обоснование тоталитарно-деспотического управления
государством и обществом, которое первым в китайской теории
добилось статуса единой официальной идеологии в первой
централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.).

19.

Иудаизм
первым в истории человечества
провозгласил монотеизм,
углублённый учением о
сотворении человека Богом по
своему образу и подобию —
следствием чего является любовь
Бога к человеку,
Понятие о жизни как о Диалоге
Бога и Человека.
Религия, предположительно,
оформилась
На рубеже II – I тыс.до н.э.

20.

Христианство
возникло в середине I в. н.э. на территории Римской
империи в Палестине.
Христианство возникло как ответвление от иудаизма.
Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей
священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом.
Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового
Завета.
В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса
Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди,
поучения и притчи.

21.

Особенности христианства:
1. Монотеизм. Все остальные религии в империи, кроме христианства и
иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел
более привлекательно.
2. Гуманистическое нравственное содержание. В христианстве эти идеи
были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами
этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд
и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.
3. Картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов
общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство
обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем
страдающим в этой жизни.
4. Христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав
спасение всем, независимо от национальной принадлежности.
5. Обряды в существовавших тогда религиях были сложными и
дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.
6. Христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным
перед Богом со всеми другими людьми.
English     Русский Правила