Похожие презентации:
Софисты. Концептуальные основы противостояния позиций Сократа и софистов
1. Софисты
СОФИСТЫВ Ы П ОЛ Н И Л А : С Т УД Е Н Т К А Ф Ф Р 3 - 3 К А Р Я К И Н А Т. А .
2.
«Когда мысль человеческая достигла до этой степенисознания и силы, когда она окрепла в ней, узнала свою
несокрушимую мощь, – открылось в греческом мире
зрелище блестящее, увлекательное, торжество
юношеского упоения в науке. Я говорю об оклеветанных
и непонятых софистах».
Русский публицист, писатель
(1812-1870)
3. Кто такие софисты?
КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ?Софисты (греч. sophistos — мудрец, искусник, лжемудрец).
Они популярны, ринуты в жизнь, не чужды всех вопросов площади и науки.
Они ораторы, политические люди, народные учители, метафизики.
Их ум был гибок и ловок, их язык неустрашим и дерзок.
Школа возникает в ответ на конкретно-историческую потребность периода в V–IV вв. до н. э.
4. Что такое софистика?
ЧТО ТАКОЕ СОФИСТИКА?Софистика – это рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов
логики и употреблении софизмов.
Пример софизма: стол – это понятие;
понятие не материально;
значит, стол не материален.
5. Деление софистов
ДЕЛЕНИЕ СОФИСТОВКратил
Горгий
Гиппий
Продик
Ликофрон
Младшие
Старшие
Протагор
Алкидамант
Антифон
Фразимах
6. концептуальные основы противостояния позиций Сократа и софистов
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕОСНОВЫ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ
ПОЗИЦИЙ СОКРАТА И
СОФИСТОВ
7. Различие в онтологии
РАЗЛИЧИЕ В ОНТОЛОГИИСократ
Софисты
Не занимался онтологией
Были единственными субъективными
идеалистами
Имел четкую объективно-идеалистическую и
метафизическую позицию: фундамент бытия
– это единая божественная сущность.
«Человек есть мера всех вещей
существующих, что они существуют, и не
существующих, что они не существуют»
Онтологический релятивизм
Человек – точка отсчета всего
существующего, то все существует
относительно человеческой субъективности
Нет никакого момента устойчивости и
качественной определенности в структуре
бытия.
8. Различие в гносеологии
РАЗЛИЧИЕ В ГНОСЕОЛОГИИСократ
Софисты
Является рационалистом и диалектиком
Гносеологический релятивизм
Его диалектика раскрыла глубину соотношения
относительной и абсолютной истины
Цель их риторики выступает доказательство
субъективного интереса в качестве истины
Абсолютный критерий справедливости: это то,
что делается не во имя своекорыстной цели
субъекта поступка, а во имя блага того, по
отношению к кому совершается этот поступок.
Истина – это то, что выгодно субъекту.
Релятивизм возможен благодаря
относительности истины как объективной
характеристики процесса познания.
Истина – это адекватное объективное отражение Ничто не существует безотносительно к
действительности.
субъекту
Если существует, то непознаваемо –
непосредственное выражение агностицизма
Если познаваемо, то невыразимо – это
иррационализм.
9.
• Сократ: «Знаешь ли ты, достопочтимый Евтидем, что такое справедливость?»• Евтидем: «Конечно, знаю; кто ж не знает».
• Сократ: «Можно ли считать обман, воровство делом справедливым?»
• Евтидем: «Конечно, нет».
• Сократ: «А если нужно обмануть врага, чтобы спасти отечество, будет ли это
делом справедливым?»
• Тут уже Евтидем вынужден подумать и согласиться, что, пожалуй, обман
врага с такой благой целью будет делом справедливым.
• Сократ: «А если нужно обмануть друга, допустим не сообщить ему какую-то
трагическую весть, когда он и так расстроен? И может быть, украсть у него
орудие самоубийства, чтобы оно не было у него под рукой?»
• Опять Евтидем вынужден призадуматься и согласиться, что, пожалуй, и
обман друга с такой благой целью будет делом справедливым.
10. В этике
В ЭТИКЕСократ
Этический рационалист, нравственный
просветитель и ходячая совесть Афин
Софисты
Реализуют самоцель своего творчества:
этический релятивизм. Это означает реализацию
принципа: нравственно то, что мне выгодно.
Сыграли в определенном смысле роль
развратителей юношеских умов
11.
«Софисты – пышные, великолепныецветы богатого греческого духа ».
Русский публицист, писатель
(1812-1870)
12.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Https://studopedia.Org/8-115498.Html
2. Https://www.Livelib.Ru/book/43262/readpart-filosofiyadlya-studentov-ekonomicheskih-vuzov-olgamasloboeva/~10
3. «Дилетантизм в науке. Письма об изучении
природы» Герцен А. И.