Похожие презентации:
Политические и правовые идеи «нестяжателей» и «иосефлян». Нил Сорский. Иосиф Волоцкий
1. Политические и правовые идеи «нестяжателей» и «иосефлян». Нил Сорский. Иосиф Волоцкий.
2. Споры о церковном землевладении
НестяжателиВыступали против
монастырского
землевладения и за
сильную великокняжескую
власть.
Нил Сорский
Иосефляне
Защищали монастырские
владения, власть главы
церкви считали выше
великокняжеской (позже
признали первенство
князя).
Иосиф Волоцкий
3. Нестяжатели
выступали спредложением
реорганизации
деятельности церкви и
требовавшие
отторжения от нее
земельных владений, а
также категорически
отрицали возможность
вмешательства со
стороны церкви в
политическую
деятельность
государства.
4. Иосефляне
Приверженцы сохранениясуществующих форм
церковной организации и ее
экономического статуса.
5. Нил Сорский
Его взгляды совпадали сположениями школы
естественного права. Он
не допускал владения
частной собственностью
ни отдельным монархом,
ни монастырем.
Предпочтительная форма
власти: царь управляет с
советниками.
Суд в государстве
совершается только на
основании
государственных
законов.
6. Иосиф Волоцкий
Менял свое политическоенаправление:
сначала он предлагал отделить
представление о власти как о
божественном от факта ее
реализации, главой
государства.
Затем признал совместную
деятельность церкви и
государства.
Власть: неоспорима тогда
когда ее носитель может
подчинит личные страсти
основной задаче –
обеспечение блага подданных.
7. Заключение
Сторонники Нила Сорского и Иосифа Волоцкоговзаимно осудили ересь жидовствующих и прочее
отступничество от православной веры. При этом
«нестяжатели» выступили против преследования еретиков,
но их позиция оказалась в меньшинстве. Что касается
церковного землевладения, то «иосифлянам»
его удалось отстоять, мотивируя свое
право «Константиновым даром» и другими юридическими
актами православных монархов, подтверждавшими дарения
и неприкосновенность церковных земель от времен
византийского императора Константина Великого. Активно
принимавший участие в работе собора Иван III пытался
провести секуляризацию земель Церкви в обмен на
денежную компенсацию и хлебное содержание, но внезапно
поразившая его тяжелая болезнь остановила это,
казавшееся вполне реальным, событие.