ЛЕКЦИЯ 7.
2.75M
Категория: ФилософияФилософия

Особенности развития философии России

1. ЛЕКЦИЯ 7.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ РОССИИ
1. Теология средневековой Руси.
2. Философия России XVIII – ХХ вв.

2.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (Х – XVII вв.)
Преобладает христианская
(православная) теология
Три источника русской теологии:
1. Славянское
язычество
(несколько
тысячелетий).
2. Болгарское православие (миссия Кирилла и
Мефодия в IX веке).
3. Византийское православие (с 988 г.)

3.

Три направления теологии
Древней Руси (Х – XII вв.)
1. Богословское.
2. Монашеское.
3. Философское
(политико-государственное)
ФИЛОСОФИЯ
(ЛЮБОМУДРИЕ)

4.

1. Богословское.
Митрополит Иларион (1051 - 1055). «Слово о законе
и Благодати» - первое философское произведение
Киевской Руси. Идея политической независимости.
Митрополиты Кирила Туровский и Климент
Смолятич.
Гармония
разума
и
веры.
Популяризация православия на Руси.

5.

2. Монашеское (исихазм).
Основоположники Киево-Печерской Лавры – святые
Антоний и Феодосий Печерские.
3. Философско-государственное. Даниил Заточник,
князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Призыв к политическому единению и моральному
совершенствованию.

6.

Доминирует
культ СофииПремудрости.
Строительство храмов
Киевская София,
Новгородская София,
Псковская София
и др.

7.

В теологии и философии Древней Руси
определены темы,
которые станут основными
для будущей философии России:
1. Религиозность, богоискательство.
2. Этика и экзистенциальные вопросы.
3. Социально-политическая философия.
Место Руси и России в мировом историческом
процессе.

8.

ТЕОЛОГИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
(ХIV – XVII вв.)
Основные темы: идея единства
Руси и политической
независимости.
Церковь как духовный
авторитет и лидер общества.
Центр объединения –
Троице-Сергиева Лавра.
Основатель –
святой Сергий Радонежский
(1312/1322 - 1394).

9.

XIV – XV вв. – Русское Предвозрождение.
Основа – православный исихазм
Культ Святой Троицы
как символ единства
православного мира

10.

Монах Филофей Псковский(1465 - 1542)
Автор концепции
«Москва – третий Рим и Рим последний».
Миссия – хранение православной веры.
«….Два убо Рима падоша, а третий
52722999150/statuses/66247715501422
https://ok.ru/profile/552722999150/statuses
четвертому
не быти».
стоит,
Начинает распространяться при царе Василии III –
сыне Ивана III и Софьи Палеолог,
отце Иоанна Грозного.
а

11.

XVI век – спор «нестяжателей» и «иосифлян»
1. «Нестяжатели» (Нил Сорский). Исихазм. Авторитет
Церкви основан на святости. Против богатства
монашеского и церковного.
2. «Иосифляне» (Иосиф Волоцкий). Церковь должна
быть сильной и богатой, чтобы помогать государству.
Монастырское землевладение. Богатые и красивые
храмы, украшенные иконами. Монархизм.
Иоанн Грозный поддержал иосифлян.
Победа иосифлян - первый церковный раскол.
В XVII веке - второй церковный раскол
Ослабление авторитета русской церкви

12.

В XVII веке Малороссия (Украина)
оказалась перед выбором:
1. Поддержать
культурную
политику
Речи
Посполитой (1569).
2. Противостоять окатоличиванию и ополячиванию,
развивать свою национальную культуру.
Выбрали второе направление
1632 – открыто первое высшее учебное заведение
Киево-Могилянская академия.
XVII в. – Малороссия выполняет роль культурного
моста между Европой и Великороссией,
без которого были бы невозможны реформы Петра
Первого
(Феофан Прокопович - правая рука Петра в реформах).

13.

ВТОРОЙ ЭТАП (XVIII вв.)
ЭПОХА РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Реформы Петра Первого (сначала опора на
украинцев, потом на немцев и голландцев).
Реформы имеют как положительные, так и
отрицательные последствия
(+) влияние западноевропейской науки,
реформы государства, армии и флота.

14.

(-)
сохранение крепостного права, что
противоречило духу эпохи Просвещения;
формирование двух культур:
элитарной
европеизированной культуры дворянства и
низшей народной
конфликт двух культур привел к
революции 1917 г.
подчинение
церкви
государству
(дух
обрядоверия, вытеснение исихазма).
Рождение оригинальной русской
просветительской философии

15.

Философ-мистик
Философ-ученый,
Григорий Сковорода
естествоиспытатель
учение о 2 натурах и 3 мирах,
Михаил Ломоносов
о сущности счастья
физика, химия, география, живопись,
геология,металлургия, история, поэзия
филология,
история,
живопись.

16.

05.07.2019

17.

По инициативе Ломоносова основан Московский
государственный университет (1751) – первое
высшее учебное заведение России

18.

ИСИХАЗМ был идеологией русской церкви
до 16 века.
Центры - Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры.
Приобрел авторитет благодаря святым
Антонию и Феодосию Печерскому,
Сергию Радонежскому.
В 17-18 веках неблагоприятная обстановка в русской
церкви
Возрождение исихазма благодаря
святым Паисию Величковскому (1722 - 1794) и
Серафиму Саровскому (1754-1833)
Два новых центра духовной жизни России
ОПТИНА ПУСТЫНЬ и
СВЯТО-УСПЕНСКАЯ САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

19.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
- строгий аскетизм;
- 1000-дневный
подвиг
столпничества
(творение
бесконечной
молитвы);
-3-летний обет
молчания;
- возвращение в
монастырь в 1810 г.;
-дар ясновидения и
целительства.

20.

Ко всем приходящим
к нему
обращался словами
«Радость моя!»,
в любое время года
приветствовал
словами
«Христос воскресе!».
Среди посетителей
многие знаменитые
Люди, в том числе,
и царь Александр I.

21.

ТРЕТИЙ ЭТАП (XIХ в.)
Осознание необходимости реформ в государстве/
Рождение двух философских направлений «славянофилов» и «западников».
1. «Славянофилы» (М. Ломоносов, И. Киреевский, А.
Хомяков, братья А. и И. Аксаковы, Ф. Тютчев, Ф.
Достоевский).
Синтез немецкой философии Гегеля и учения Отцов
Церкви. Опора на идею «Москва – третий Рим».
«У России свой путь». Община и коллективизм как
русский дух. Особые отношения общины с властью.
Царь как наставник и друг.
Идеал – ограниченная, конституционная монархия.

22.

2. «Западники» (П. Чаадаев, А. Герцен, Н. Огарёв,
Т. Грановский, И. Тургенев).
У России нет особого пути. Она отстает от Европы.
Призыв к реформированию по западноевропейскому
образцу. Ранние «западники» были сторонниками
эволюционных реформ.
Идеал – парламентская республика.
Победу одержали «западники», которые
трансформировались в русский марксизм
Первая марксистская группа в России возникла в Киеве в
1893 г. – «Российская группа социал-демократов»
(Ювеналия Мельникова).

23.

1903 – раскол всех социал-демократов России на
меньшевиков и большевиков.
Меньшевизм – интересы крестьян и мелкой буржуазии.
Эсеры. Против революции.
Большевизм – интересы пролетариата. Призыв к
революции.
В 1917 – победа большевизма.
ФИЛОСОФИЯ СССР (1917-1991) – абсолютное
преобладание философии марксизма-ленинизма.
1922 г. – организован «философский корабль», на
котором из страны высланы все идейные враги
марксизма-ленинизма.

24.

Марксизм-ленинизм – философия, в которой идеи
раннего К. Маркса были переработаны В. И. Лениным.
К сожалению, не были учтены идеи позднего Маркса.
(-) строительство социализма без экономической базы
(хотя К. Маркс предупреждал об опасности таких
экспериментов), однопартийная система как основа для
тоталитаризма (хотя мировой опыт показывает, что
должны быть, как минимум, 2-3 партии).
(+) идеал справедливого коммунистического общества,
воспитание
строителя
коммунизма,
уважение
трудящихся,
интернационализм,
культурная
революция, хорошая система образования.
На основе этих идей необыкновенный творческий
подъем СССР и энтузиазм народа. ВЕРА в будущее.

25.

Русская религиозная философия – основной
вклад России в мировую философию ХХ в.
Предшественники – Г. Сковорода, А.С. Пушкин,
«славянофилы».
В Российской империи XIХ в. - ФИЛОСОФИЯ
ВСЕЕДИНСТВА Владимира Соловьева,
Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Розанов.
В эмиграции ХХ века – ФИЛОСОФИЯ ДУХА, СВОБОДЫ,
ЛИЧНОСТИ и ТВОРЧЕСТВА Николая Бердяева,
С. Булгаков, С. Франк, Л. Карсавин, Г. Флоровский.
В СССР - П. Флоренский, Д. Андреев, А. Лосев
(П. Флоренский был расстрелян в 1937 г.,
другие – прошли тюрьмы)

26.

РУССКИЙ КОСМИЗМ течение русской религиозной философии ХХ в.
Холистическое мировоззрение, предполагающее
телеологическую определенность развития
Вселенной. Идея взаимосвязи и
взаимообусловленности микрокосмоса и
макрокосмоса, поиска места человека в Космосе,
пророчество выхода человека в Космос.
Соединяет естественно-научные взгляды с
религиозным идеализмом и даже элементы
эзотерики и оккультизма
Н. Фёдоров, Н. Умов, В. Вернадский, К. Циолковский,
А. Чижевский
В этом философском направлении выражается такая черта
русского характера как ВСЕЕДИНСТВО

27.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
После 1991 года философы продолжают работать,
творить. Освободившись от жестких рамок официального
марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для
себя и других прежде неведомые пласты бытия,
переживания, мышления.
1. Русская философия - это живой и динамичный
организм. Она имеет сравнительно не долгую историю,
но тем не менее, она внесла значительный вклад в
сокровищницу мировой философской мысли.
2. Русская философия несёт на себе отпечаток
национальной культуры, национального характера,
национального психологического склада, особого типа
мышления и мировоззрения

28.

3. Философские концепции отечественной философии
всегда были связаны с конкретными социальнополитическими обстоятельствами в стране.
4. В русской философии никогда не было «голого»
копирования западных философских теорий. Русские
мыслители как бы отталкивались от чужого учения и
предлагали самостоятельные построения.
5. Русская философия в своей основе
высоконравственна. Нередко нравственный аспект был
тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.
6. Обращение к истории русской философии позволяет
всем, независимо от профессии, обогатить свой
внутренний мир, расширить мировоззрение, лучше понять
свою культуру
English     Русский Правила