Кальвинизм
2.66M
Категория: РелигияРелигия

Кальвинизм. Наставления в христианской религии

1. Кальвинизм

2.

Различия в истолковании общих начал
Реформации стали столь существенными,
что уже в 1529 г. произошло разделение
германской и швейцарской ветвей
Реформации, которое закрепило
самостоятельное существование группы
протестантских течений, известных под
общим названием Реформатских церквей. В
целом, реформатство или, как его часто
называют, кальвинизм отличает от
лютеранства большая последовательность и
жесткость взглядов. Его резкие, мрачные,
но логически выверенные богословские формы совпадали с
религиозным характером средневековья, с одной стороны, а, с
другой — удовлетворяли ту жажду рассудочности в делах веры,
которую воспитала еще католическая традиция. Основы
реформаторства изложил в своих трудах Жан Кальвин. Его основное
сочинение - "Наставления в христианской вере."

3.

"Наставление в христианской религии" - богословское кредо
реформаторов.
Сущность доктрин Кальвина можно увидеть в его книге, ставшей
сочинением всей его жизни и основой для жизни и практики
реформатских церквей впоследствии - "Наставление в христианской
религии".
После первого издания на латинском языке в 1536 году, а позднее на
французском, труд постепенно дополнялся и, к своему последнему
изданию при жизни автора в 1564 году, стал итоговым протестантским
документом, состоящим из 4-х книг и 80 глав. Переведенный на многие
языки, он сыграл большую роль в распространении кальвинизма. Кальвин
назвал свое "Наставление" суммарностью принципов христианской
религии.
Это произведение раскрывает богословскую сущность:
- десяти заповедей;
- вероисповедания;
- молитвы Господней;
- таинств крещения и Евхаристии;
рассматривает вопросы христианской жизни.

4.

Жан Кальвин (1509-1564) французский богослов,
реформатор церкви,
основатель кальвинизма.
Реформация церкви по Кальвину
характеризуется склонностью к
рационализму и часто недоверием к
мистицизму. Центральная доктрина
кальвинизма, из которой
рационально следуют все остальные
доктрины — суверенитет Бога, то
есть верховная власть Бога во всём.
С точки зрения Кальвина, от
человека не зависит, принять дар
благодати или противиться ему, так
как это совершается помимо его
воли.
Предопределение, по этому учению, совершается в Совете
Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от
волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

5.

Символических книг
реформатства достаточно много:
"Первый катехизис",
Женевский катехизис" и
"Женевское
соглашение","Галликанское
исповедание" и
"Гейдельбергский катехизис ".
Реформатское вероучение
является логическим
завершением общей для всей
Реформации идеи о безусловном разрушении грехопадением
природы человека. Лютер учил о "падении до степени потери
самого стремления к добру, о полном нравственном омертвении
падшего человека".
Кальвин: "в человеке нет ни одной части, свободной от греха, и
потому все, что делает он, вменяется ему в грех".

6.

Из крайностей общепротестантского
воззрения на полное разложение
падшей природы человека, Кальвин
вполне логично переходит к другой
крайности — положению о
безусловном предопределении судьбы
человека спасение всецело содержится
в деснице Божией, которая движет
одних к горнему блаженству, иных — к
вечным мукам... В основе такого
отношения Творца к человеку лежит
представление о безраздельном
господстве Его над миром, об
абсолютном суверенитете Божества.
Кальвин был движим стремлением восстановить истинное
величие Божие, которое католичество умаляло человеческим
упованием на цену человеческих добрых дел. Воля Создателя царит
над всем, в том числе и над душами сотворенных Им.

7.

По причине абсолютного
предопределения, Бог становится не
только источником спасения, но и
погибели, зло существует не по воле
людей, добровольно избирающих
его, а по воле Самого Бога, Который
посылает их во зло. Бог, как
существо беспредельное и Творец
всего не подчиняется никакому
закону. Для Бога нет закона, поэтому
для Него нет и преступления закона.
Такой взгляд фактически разрушает образ Бога, Который "есть
любовь," источник и первопричина добра; он утверждает если не
безнравственность Бога, то Его вненравственность. Бог реформатов
остается милующим и всепрощающим для малого числа
избранных. Для остальных Он вновь приобретает знакомые черты
безжалостного Судии. Кальвиновское предопределение — это уже
не просто нарушение основ христианской жизни, а прямое
разрушение их.

8.

Учении о Церкви
Джон Кальвин называл церковь "Обществом избранных святых",
"Матерью" и говорил, что она является Божественным
учреждением. По учению Кальвина, нет спасения вне церкви и
разрыв с церковью равносилен отречению от Бога и Христа. В
церкви должна господствовать величайшая чистота нравов.
За малейшую
провинность
практиковалось
отлучение , порой
даже за
непонимание той
или иной истины, не
говоря уже о
собственном мнении
на какой-то предмет
христианской веры.

9.

Таинства
Кальвин и реформатская
церковь признают только два
таинства: Евхаристию и
Крещение.
В Евхаристии Кальвин допускал
лишь духовное соединение
верующего человека со
Спасителем, источником всех
благ, а на хлеб и вино он смотрел
как на символ этого соединения.
Таинство Крещение Кальвин
считает божественным знаком
приятия верующего в
благодатный союз с Богом,
печатью его усыновления Христу.

10.

Церковное устройство и управление
Кальвином было удалено из
реформатской церкви с беспощадной
строгостью все иконы, образа, мощи
святых, отменены все праздники кроме
воскресного дня, в который
повсеместно совершают
хлебопреломления. Церкви перестали
украшать, богослужение свелось к
проповеди, молитве и чтению Писаний
на данный день.
Церковная власть принадлежит самой
церкви, то есть всем членам, из которых
она состоит. Каждая община пользуется
самоуправлением в делах веры.

11.

Основывая
свой взгляд на
Библии и на
практике ранней
церкви, Кальвин
утверждал, что
"существуют
четыре звания,
основанные
Господом для
управления
Своею
Церковью:
это пасторы, проповедующие Слово и исполняющие таинства;
учителя, которым принадлежит обязанность учить и воспитывать
церковь; старейшины, которые занимаются нравственным
воспитанием членов церкви, и дьяконы, в обязанности которых
входит забота о больных и бедных.

12.

Источники богословия
Кальвина
Главным источником
кальвинистской богословской
системы была Библия.
Кальвин читал и хорошо знал
Библию.
Пожалуй, никакой другой
реформатор не придавал
такого большого значения
Ветхому Завету, как Кальвин.
Он рассматривал Ветхий Завет как обетование Нового Завета во
Христе. Кальвин решительно отвергает всякий авторитет соборного
согласия Церкви, ее соборных постановлений, все проверяя
критерием разума. Принцип мирского аскетизма — о своей
предопределенности ко спасению человек мог косвенно судить по
мирскому преуспеянию: избранных к небесному спасению Господь
благословляет процветанием в их земной жизни.
English     Русский Правила