Похожие презентации:
Философская мысль античного мира
1.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОГО МИРАПлан:
1. Культурные истоки и периодизация античной
философии.
2. Ранний период античной философии (милетская
школа, Гераклит, пифагореизм. Элейская
школа. Атомисты).
3. Классическая античная философия (Сократ,
Платон, Аристотель).
4. Философия периода эллинизма.
2.
КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ АНТИЧНОЙФИЛОСОФИИ
1. Греческая мифология.
2. Появление и развитие личностного самосознания.
3. Экономический рост, развитие технологии и
появление избыточного продукта в производстве.
4. Становление государственности греческих
городов-полисов.
5. Развитие путей сообщения и культурных связей с
народами Северной Африки и Ближнего Востока.
6. Появление зачатков научных знаний, литературы
и искусства.
3.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИСтадия
Время
Мифология
XVIII – IXвв. до
н.э.
Предфилософия
Философия
Содержание
Мифы
доолимпийского и
олимпийского
периодов
IX – VII вв. до н.э. Труды Гомера,
Гесиода, орфиков,
афоризмы семи
мудрецов
с VI в. до н.э.
Начиная с Фалеса
Милетского
4.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ1. Досократики, «натурфилософия» (VII –
середина V вв. до н.э.)
2. Классическая греческая философия (вторая
половина V – начало IV вв. до н.э.)
3. Эллинистический период
IVв. до н.э. – 529г. н.э.)
(середина
5.
ДОСОКРАТИКИ1. Милетская школа (Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.),
Анаксимандр (ок. 610 – 546 гг. до н.э.), Анаксимен (ок.
588 – 525 гг. до н.э.))
2. Гераклит Эфесский (ок.544 – 480 гг. до н.э.)
3. Пифагор (ок.580 – 500 гг. до н.э.) и его школа
4. Элейская школа (Ксенофан (ок. 565 – 473 гг. до н.э.),
Парменид (ок. 504 -?г. до н.э.), Зенон (ок.490 – 430 гг. до
н.э.))
5. Эмпедокл (ок.490 – 430 г. до н.э.)
6. Атомизм (Левкипп, Демокрит (ок.460 – 370 гг. до н.э.)
7. Анаксагор
6.
ФАЛЕСОдин из семи мудрецов,
философ, математик, астроном.
Сторонник гилозоизма. Мир
полон душ и богов, они –
источники самодвижения тел.
Вода – первооснова сущего. Всё
из неё исходит и в неё
возвращается.
Земля плоская и плавает в воде.
Небесные тела питаются
испарением воды.
7.
Цитаты ФалесаПознай самого себя.
Старше всех вещей бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всех вещей космос, ибо он творение бога.
Больше всех вещей пространство, ибо оно вмещает всё.
Сильнее всех вещей - необходимость, ибо она одолевает всех.
Быстрее всех вещей мысль, ибо она бежит без остановки.
Мудрее всех вещей время, ибо оно обнаруживает всё.
Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами.
Как нам прожить самую лучшую и добродетельную жизнь?
Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других.
8.
АНАКСИМАНДРПервооснова всего сущего – апейрон – вечная, бесконечная
субстанция, из которой всё возникло и в которую всё
возвратится:
«Всё, что возникает из каких-либо элементов, в них же
разлагается при уничтожении, как если бы природа под
конец взыскивала те долги, которые она ссудила вначале»
Земля находится в центре мира (геоцентризм), парит в
воздухе без опоры, подобна срезу цилиндра
Создал первую географическую карту, первые солнечные
часы, предсказал землетрясение.
Считал, что Луна светит отраженным светом
Создал первый греческий трактат в прозе «О природе»,
который не сохранился
9.
АНАКСИМЕНПервооснова сущего – воздух.
Он не только окружает мир, но
и одушевляет его.
Движение вечно.
Земля плоская и плавает по
воздуху
Не боги сотворили воздух, они
сами из воздуха
От стремительного движения
солнце перегрелось.
10.
ОГОНЬВОЗДУХ
ВЕТЕР
КАМНИ
ЗЕМЛЯ
ОСТАЛЬНЫЕ ВЕЩИ
ОБЛАКА
ВОДА
11.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙПервооснова сущего – огонь.
Движение абсолютно, покой
относителен.
Источник движения – борьба и
единство противоположностей.
Логос – не только индивидуальный
человеческий разум, но и всеобщий
миропорядок.
Мир – бесконечных процесс, поток
событий. Время подобно реке и
необратимо
12.
Цитаты ГераклитаЭтот Космос, единый для всего сущего
Не создал никто из богов и никто из людей,
Но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем,
Мерно воспламеняющимся и мерно угасающим.
Все течет, всё изменяется
В одну реку нельзя войти дважды, поскольку на входящего текут
всё новые и новые воды.
Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и
спасительная, людям – негодная для питья и губительная.
Не мне, но Логосу внемля мудро признать, что всё едино.
Не к добру людям исполнение их желаний.
Многознание уму не научает.
13.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛАКсенофан – основоположник.
Считал, что первооснова сущего –
земля.
Не боги создали людей, а люди
создали богов, причем по своему
образу и подобию.
Истинный бог тождественен Космосу
(пантеизм), это чистый разум,
управляющий миром силой своей
мысли.
Полным знанием обладает только бог.
Постичь сущность мира можно только
силой разума.
14.
Парменид – главный представитель Элейской школы.Первооснова двойственна – это огонь и земля.
«Бытие есть, а небытия нет», так как его нельзя мыслить.
Мыслить и быть – одно и тоже
Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы
признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть
чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно,
совершенно и ограниченно; имеет форму шара.
Бытие одно и не имеет частей. Следовательно нет
движения и нет множественности в мире.
В противном случае, одно Бытие должно двигаться
относительно другого.
15.
Апории Зенона1.
2.
3.
4.
Ахиллес и черепаха
Дихотомия
Стадий
Летящая стрела
16.
ПИФАГОР и его школаАвтор слова «философия».
Основатель собственной философской школы.
Математик (теория пропорций, учение о четных и нечетных
числах, теорема о соотношении сторон в прямоугольном
треугольнике и т.д.) .
Теоретик музыки (высота звука обратно пропорциональна
длине струны монохорда, октава делится на кварту и квинту).
Исследовал музыку как психотерапевтическое средство.
Книга природы написана на языке математики. Всё есть число.
Познание мира – познание чисел. Придавал числам
мистический смысл.
Душа человека способна к реинкарнации.
17.
ДЕМОКРИТ1. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы вечные и
неизменные. Их количество бесконечно.
2. Мир – беспредельная пустота с бесконечным количеством
миров, состоящих из атомов, находящихся в космическом
вихре. Тяжелые атомы в центре, легкие – на краях.
3. В вещах есть первичные – объективные – качества (форма,
величина, положение в пространстве) и вторичные –
субъективные качества (вкус, цвет, запах, тепло). Познание –
процесс восприятия образов, постоянно отделяющихся от
предметов разряженных атомов.
4. Случайность придумали люди для оправдания невежества.
5. Источник веры в богов – страх перед силами природы.
6. Души животных и людей состоят из шарообразных атомов,
после смерти тела душа распадается и погибает.
18.
СОФИСТЫСтаршие (2-я половина Vв. до н.э.): Протагор, Горгий, Гиппий
Младшие (1-я половина IVв. до н.э.): Фрасимах, Алкидамант
«Человек есть мера всех вещей, существующих, поскольку
они существуют, и не существующих, поскольку они не
существуют».
Протагор
Существует 2 уровня законов: естественный (законы природы) и
социально-нравственный (моральные установления).
Человек имеет право смотреть на мир сквозь призму своих целей
и интересов.
Мораль – основа общественных отношений. Нечто порицаемо,
только тогда, когда стало достоянием общества
В отношении религии софисты были атеистами или
агностиками.
19.
СОКРАТИскал истину через обсуждение проблемы в споре
(диалектика, майевтика).
«Есть только одно добро – знание и
только одно зло – невежество».
Добродетель проистекает из знания, и
человек, знающий, что такое добро, не
станет поступать дурно.
«Я знаю, что я ничего не знаю, в
отличие от других, которые не знают
даже этого».
«Познай самого себя!». Знание самого
себя важнее знания природы.
«Мы живем не для того, чтобы есть, а
едим для того, чтобы жить».
20.
ПЛАТОНОснователь европейской традиции объективного идеализма.
Разделил реальность на мир идей и мир вещей.
Идея не сводится к сумме свойств и частей вещи.
Идея вещи обладает своим собственным существованием в
занебесной области.
Идея вещи есть смысл вещи.
Идея вещи невещественна.
Существует иерархия идей.
Высшая идея – абсолютное
благо, тождественное
абсолютной красоте,
Творец-Демиург.
21.
ПЛАТОНКаждая душа – соединенная сила коней крылатой колесницы и
возничего.
Душа бессмертна и подвергается реинкарнации.
Люди были задуманы бессмертными, но на это не хватило
идеального вещества. Став смертными они подвержены и злу, и
добру, и возвышенным чувствам, и тяжким порокам.
Во главе идеального государства – философы, созерцатели
идей, которых защищают воины, и ресурсы которым
доставляют свободные ремесленники и землевладельцы.
Собственность – привилегия крестьян и мастеровых.
Нет замкнутой семьи. Браки совместные, дети воспитываются
государством. Воспитание направлено на совершенствование
ума и тела. Допускается только бодрая маршевая музыка.
22.
АРИСТОТЕЛЬ. Классификация наукНаука
Предмет науки
Пропедевтика (логика)
Законы и формы мышления
Теоретическая философия
1.Первая философия
(метафизика)
1. Вечные сверхчувственные формы нематериальные начала и причины всего
существующего.
2.Вторая философия (физика)
2.Природа, т.е. материальные и изменчивые
сущности (включая биологические)
Практическая философия
1.Этика
2.Политика
3.Экономика
Человеческое поведение и его нормы
Социально-политическая деятельность
Экономическая деятельность
Творческая философия
1.Эстетика
2.Риторика
Искусство
Красноречие
23.
АРИСТОТЕЛЬСтруктура всякой вещи, рассматриваемой как организм,
включает 4 причины:
1. формальная причина;
2. материальная причина;
3. целевая причина;
4. действующая причина;
Душа человека – это смешение разных душ (растительной,
животной и разумной).
Растительная и животная части смертны. Разумная – это
эйдос души – бессмертна.
Все эйдосы едины и образуют эйдос эйдосов,
перводвигатель, достигнутая цель – УМ.
24.
АРИСТОТЕЛЬЧеловек – политическое животное.
Потребность в собственности свойственна человеческой природе.
Земледелием должны заниматься рабы или варвары.
Виды государственного устройства
Правильные:
царская власть – правление одного ради общего блага;
аристократия – правление немногих лучших ради общего блага;
полития – правление большинства, отбираемого по
определенному цензу, ради общего блага.
Неправильные:
тирания – правление одного ради личной выгоды;
олигархия – правление немногих состоятельных граждан ради
собственной выгоды;
демократия – правление большинства, неимущих, в интересах
только этого большинства.
25.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Источники
Философское Представители
направление
Софисты, элеаты,
Демокрит, Платон
Гераклит
Киники
Демокрит
Сократ
Скептицизм
Пифагор
Пифагореизм
неопифагореизм
Аристотелизм
Теофраст
Платонизм
Аркесилай, Карнеад, Плутарх
Неоплатонизм
Плотин, Прокл, Ямвлих,
Порфирий
Аристотель
Платон
Платонизм,
пифагореизм
Стоицизм
Эпикуреизм
Кинизм
Пиррон
Секст Эмпирик
Зенон из Китона, Сенека
Марк Аврелий
Эпикур
Антисфен, Диоген Синопский,
Кратет
Филолай, Ликон
26.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ
1. Центральное место в философии занимает этическая
проблематика.
2. Греческая философия переживает кризис после
завоевания Греции Римом. Продолжается развитие
школ, сформированных в классический период.
3. Под влиянием греческой философии начинают
формироваться римские философские школы.
4. Цель философии – поиск счастья.
27.
СКЕПТИЦИЗМПоследовательно проводится мысль о недостоверности
всякого знания.
Основной метод – сомнение.
Основоположник - Пиррон. Главный представитель - Секст
Эмпирик.
Пиррон ничего не писал.
Центральная проблема философии Пиррона – Как стать
счастливым? Так как обо всем в мире есть различные
суждения даже противоречащие друг другу, и сложно
предпочесть ту или иную точку зрения – надо вообще
воздерживаться от суждений, обрести невозмутимость, а это
и есть счастье.
28.
СТОИЦИЗМОсновоположник – Зенон из Китона, главные
представители (поздняя Стоя) Сенека, Марк Аврелий.
Сенека «Нравственные письма к Луцилию».
Марк Аврелий «Наедине с собой».
Логика
Физика
Классификация
наук в
стоицизме:
этика
29.
Основные идеи стоицизма.1. Источник любого знания – ощущения. Общие понятия не
имеют самостоятельного существования вне ума, реально
существуют только единичные вещи.
2. Космос – живое сферическое материальное целое в
пустоте.
3. Саморазвитие мира циклично. Начало – порождение
Логосом-огнем четырех стихий, а из них всего остального.
Конец – Мировой пожар.
4. Логос – и закон, управляющий миром, и судьба. Поздние
стоики были фаталистами
5. Счастье – это жизнь согласно природе (Логосу).
6. Идеал человека – мудрец, достигший бесстрастия, жизнь и
душевное состояние которого не зависят от внешних
обстоятельств.
30.
Аргументы стоиков, оправдывающиесуществование зла.
Этический
аа
Физический
Зло нужно для того, чтобы мудрецы
могли упражняться в добродетели
Бог не всемогущ, его воля постоянно
наталкивается на слепую необходимость
природы, которая стихийно противится
промыслу Бога.
Космологический
То, что для части является злом, может
быть добром для целого
Логический
Если бы не существовало зла, не было
бы и добра.