Похожие презентации:
Философские основы джайнизма
1. Философские основы джайнизма
• Джина Махавира – основатель джайнизма (ок. 6 в.до н.э.) Изцарского, а не жреческого рода. Предание гласит, что от
рождения он знал всё и что Учитель отказался обучать его.
• 12 лет жизни посвятил шраманскому подвижничеству. Обрел
«всеведение» («кевала-джняна») обо всех состояниях всех
живых существ в мире во все времена.
2.
• джайнизм сегодня3. Текстовая традиция джайнов
• Канон джайнов – агамы, в их основе – проповеди Джины. К 2 –4 в.в. появляются комментарии, наиболее известный
принадлежит учителю Кундакунде.
• Кодифицированы на пракрите (ардхамагадхи). Первоначально
пракриты были разговорными диалектами, в дальнейшем
подверглись литературной обработке.
• Джайны считают, что в последний период «большой мировой
истории» джайнизм исчезал 7 раз и каждый раз возвращался
благодаря деятельности «тиртханкара» – джайнского пророка.
• Махавира Джина к концу жизни стал воздерживаться от приема
пищи, усердно проповедовал и однажды перед рассветом
спокойный и уединенный, он умер («ушел в нирвану»)
4. Основные ценности джайнов
Аскеза
Пост как средство религиозного самоубийства
Гилозоизм (одушевление всего сущего)
5 великих обетов: 1. Ахимса – непричинение вреда
никакому живому существу; 2. Сатья – правдивость;
3. Астейя – исключение возможности воровства; 4.
Брахмачарья – целомудрие (не прелюбодение); 5.
Апариграха - нестяжательство
• День рождения Джины – всенародный праздник, в
этот день в Индии закрыты все скотобойни
• Знание и учение. Дисциплина
5. Учение джайнов о бытии
• Все, что существует, можно распределить посубстанциям – dravya:
• 1) джива (живое, душа)
• 2) пудгала (вещество)
• 3) «акаща» (пространство)
• 4) дхарма и адхарма - условия движения и покоя
• 5) время
Субстанции вечны и неизменны, различны их
проявления: дживы проявляются в поступках, а
вещество – в движении.
6. Вещество (пудгала)
• Вещественность универсальна: не только тела, но и звуки - этопроявления пудгалы.
• Вещество атомарно
• Вещество бывает в 6 разных состояниях: стхула-стхула —
«очень грубое» (твердые вещества);
• стхула — «грубое» (жидкости);
• стхула-сукшма — «грубо-тонкое» (тени и изображения в
зеркалах);
• сукшма-стхула — «тонко-грубое» (не воспринимаемые глазом
газы, запахи и др.);
• сукшма — «тонкое» (не воспринимаемое никакими органами
чувств кармическое вещество);
• сукшма-сукшма — «сверхтонкое» вещество в виде атома.
7. Акаща (пространство)
• Все субстанции протяженны• Пространство неделимо, но мышление
делит его на отрезки
• Субстанции протяженны, время тоже
проявляется в пространстве. Пространство
беспредельно, но вселенная (мир – «лока»)
– конечна. Есть еще и не-мир («а-лока»), он
невидим.
8. Дхарма и адхарма
• Дхарма как условие начала движения всегосуществующего подобна воде для рыб
• Дхарма невещественна, не дана в
ощущениях (подобна импульсу?)
• Адхарма как условие «стояния» всего
существующего (подобна инерции?)
9. Время
• Реальное, настоящее время безначально ибесконечно, оно меняет мир
• Эмпирическое,
субъективное
время
исторично, в нем есть плавно колеблющиеся
периоды,
изменениям
подвержена
центральная часть мира
• Пульсирующее время обусловливает череду
периодов «прогресса» и «регресса». Каждый
из этих периодов подразделяется на шесть
«веков» (эры)
10. Джива (душа)
Джива непротяженна
Джива вступает в отношения с веществом, оставаясь независимой от него
Джива способна на реактивность и активность, может развиваться
Разные состояния дживы проявляют разный способ связи с кармой. Карма – в
сложившихся стереотипах действий тела, речи и ума. Они могут быть как
подавленными, разрушенными, так и активными, омрачающими дживу.
Дживы как реальные существа, безначально связанные в потоке карм,
разделяются на две категории: освободившихся от кармы (мукта) и
неосвободившихся, «сансарных» (сансарин)
Карма – тончайшее состояние вещества, «кармическая материя», как бы
«прилипающая» к дживе
Дживы обладают телами (шарира). Помимо тел, именуемых «пищевыми»,
поскольку они складываются из съеденной пищи, есть «изменчивое»,
«выделяемое», «огненное» и «кармическое» тела. Кармическое – тончайшее.
11. Этика джайнов
1.2.
3.
4.
12. Освобождение и закабаление
Освобождение от кармического вещества – религиозный идеал джайнов
Состояние соединенности дживы с кармой называется «связанностью»
«Налипание» кармы объясняется неконтролируемыми ощущениями от пяти
органов чувств и деяниями, ложными воззрениями, неприятием религиозных
обетов (аморальность), и «беспечностью», то есть отсутствием заботы о благе
других существ
Перечисляются 97 видов кармы, затмевающие познание, воззрение,
восприятие, эмоции, поведение и проч.
Главные причины «притекания» кармы – это «омрачения» психики: гнев,
гордыня, хитрость и алчность
Избавление от кармы – на пути дисциплины, соблюдения обетов,
подвижничества (тапас) и медитации
Идеал – полное освобождение дживы от всякого кармического вещества. При
этом исчезают все возможные препятствия полному знанию всего
13. Теория познания и логика
• Всеведение – изначально присущее дживе свойство.Правильное знание – условие освобождения
• Знание делится на непосредственное (телепатия,
ясновидение и кевала-джняна) и опосредованное
(чувственно-логическое и знание, полученное от
авторитета)
• Правильное познание в форме силлогизма в контексте
анэкантавада – учения о неодносторонности познания
• Логическая доктрина съядвада – «семичленка»: обо
всем, что существует, можно высказаться семью
разными способами