Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического образования
Научные исследования, проводимые в АРБ им. А.Я.Вагановой
4.70M
Категории: МедицинаМедицина ИскусствоИскусство
Похожие презентации:

Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического образования

1. Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического образования

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Степаник И.А., Фомкин А.В.

2.

БАЛЕТНАЯ МЕДИЦИНА
Хотя «балетной медицины» как особой науки - отрасли
медицинских знаний, до сих пор не существует, понимание того,
что «искусство танца должно сопровождаться искусством врача»
(Попов П.А.) постепенно развивается.
В литературе появляются отдельные издания и статьи,
посвященные проблемам здоровья артистов балета, поскольку
хореография имеет особый режим физических нагрузок,
характер и эпидемиологию травм, своеобразие учебного и
сценического периодов деятельности.

3.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
Зав. кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом
остеопатии,
д.м.н., профессор Елена Анатольевна Гаврилова
ГОУДПО СПб МАПО, Санкт-Петербург, Россия
Спортивный врач – это специалист, «который должен владеть
большим набором знаний как фундаментальных дисциплин
(теория и методика спортивной тренировки, спортивная гигиена,
биомеханика, спортивная психология, биохимия, иммунология,
фармакология, генетика), так и клинических (неотложная помощь,
травматология и ортопедия, функциональная диагностика, кардиология,
физиотерапия, мануальная терапия и рефлексотерапия, клиническая
психология, общая практика, восстановительная медицина, диетология,
клиническая фармакология, основы БАД и допинг-контроль). Кроме
того, спортивный врач — это не только врач-клиницист, но и
организатор».
Гаврилова Е.А. Проблемы подготовки спортивных врачей и опыт СПб МАПО. Физкультура в
профилактике лечении и реабилитации, № 1-2, 2011, стр. 76 – 80.

4.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 7
ИЮЛЯ 2009 Г. № 415
Спортивный врач должен уметь:
Оказывать первую и неотложную медицинскую помощь спортсменам на
тренировках и соревнованиях.
Оценить результаты антропометрических измерений, состояние костной и
мышечной систем, состояние осанки.
Оценить физическое развитие, соматотип спортсмена и его соответствие виду
спорта.
Выполнить функциональные пробы с физической нагрузкой, ортостатическую
пробу.
Оценить показатели электрокардиограммы при физических нагрузках.
Определять общую физическую работоспособность спортсмена методами
велоэргометрии, степ-теста, тредмилтестирования с количественной оценкой
аэробной мощности прямым и непрямым способами.
Выявлять малые аномалии развития и деформации опорно-двигательного
аппарата (мышечные дисбалансы, асимметрии).
Оценивать функциональное состояние спортсмена и его адекватность
физической нагрузке.
Выявлять группу риска для занятий физкультурой и спортом.

5.

«Добиться значимых результатов в спорте высших достижений без
медико-санитарного и медико-биологического обеспечения
невозможно. Однако, на одного врача врачебно-физкультурного
диспансера (ВФД) приходится около 7065 лиц, занимающихся
физической культурой и спортом».
Министр здравоохранения Татьяна Голикова
«Спортивной медицины у нас сейчас вообще нет как класса, профессии
такой нет. Мы должны восстановить систему подготовки
спортивного врача. Нужны врачи другого уровня, нужны
специализированные медицинские центры, фармакология современная.
Это серьезный вопрос, который необходимо решать».
Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ
Виталий Мутко

6.

«Искусство танца должно сопровождаться искусством врача».
Доктор Попов П.А. Журнал «Балет»
«Профессиональный студент-танцор и,
балета должны обладать знаниями
биомеханике, связанными с их работой» .
прежде всего, преподаватель
по спортивной медицине и
Доктор Дж.С.Хавилер. «Тело танцора.
Медицинский взгляд на танцы и тренировки».
«Артисты балета недостаточно осведомлены о строении своего тела,
функции мышц, гигиене питания, мероприятиях по предупреждению
возникновения заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата,
хронических перегрузок его и режиме нагрузок после длительного
перерыва в работе, т.е. принципах восстановительного периода».
Доктор Баднин И.А. «Охрана труда артистов балета»

7.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В НГУ ИМ. ЛЕСГАФТА (БАКАЛАВР)
Б.3 Профессиональный цикл (160-170 з.е.)
Базовая часть
Наименование дисциплин (в том числе практик)
167
6012
84
3024
Зач.
Час
1
едини
ы сем
цы
2
3
4
сем сем сем
5
сем
6
сем
7
сем
8
сем
1
Анатомия человека
6
216
2
Спортивная морфология
2
72
3
Возрастные особенности человека
3
108
4
5
6
Биомеханика двигательной деятельности
Биохимия человека
Спортивная биохимия
3
3
2
108
108
72
7
Физиология человека
6
216
8
Физиология спорта
3
108
×
9
3
108
×
10
Гигиенические основы физкультурно-спортивной
деятельности
Спортивная медицина
3
108
11
Лечебная физическая культура
3
108
×
12
13
Массаж
Физическая рекреация
2
3
72
108
×
14
Здоровый образ жизни
3
108
15
Диетология
2
72
×
зачет,
экзамен
зачет
×
×
зачет,
экзамен
×
экзамен
экзамен
зачет
×
×
×
×
Аттест.
зачет,
экзамен
зачет,
экзамен
экзамен
×
×
×
×
×
зачет,
экзамен
зачет,
экзамен
зачет
зачет,
экзамен
зачет,
экзамен
зачет

8.

В последние годы коллектив Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой ведет
большую работу по перестройке и совершенствованию медико-биологической
составляющей хореографического образования.
Медико-биологическое сопровождение
хореографии
Врачебно-педагогический
контроль
Медико-биологическая составляющая
хореографического образования
Научноисследовательская
работа
Введение ряда
предметов медикобиологического
профиля в учебный
процесс

9. Научные исследования, проводимые в АРБ им. А.Я.Вагановой

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ В АРБ ИМ. А.Я.ВАГАНОВОЙ
В 2012 году в АРБ была создана и оснащена научно-исследовательская
лаборатория морфофункциональных исследований, на базе которой
сотрудники академии, аспиранты и магистранты занимаются разработкой
ряда приоритетных для практики хореографии направлений.
Определение морфофункциональных и конституциональных параметров
артистов балета, которые описываются понятием «балетная форма» (проректор
А.В.Фомкин).
Морфофункциональное тестирование физических качеств танцовщика (магистр
П.Масленников).
Формирование «балетной осанки» (аспирант Ким Боа).
Формирование «балетной стопы» (магистр М. Марина).
Развитие выворотности (магистр К.Кейхель).
Развитие аэробной выносливости (магистр О.Ершова).
Вопросы изучения и развития дыхания в балете (магистры Д.Русакова и
А.Оленева).
Адаптация и возможности применения соматических техник в практике
хореографического обучения (преподаватель Т.Гордеева, Ю. Быленок).
Поддержание балетной формы учеников в период каникул (магистр
Т.Амосова).
Возможности использования метода пилатеса для профилактики
микротравматической болезни артистов балета (аспирант О.Алферова).
Развитие координационных способностей в процессе хореографического
обучения (магистр Е.Королькова-Ганч).
Организация врачебно-педагогического контроля за занимающимися
хореографией (магистр К.Кияшко).

10.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В исследовании принимают участие учащиеся подготовительного отделения,
младших, средних и старших классах АРБ, а также дети, занимающиеся в
хореографических кружках и действующие артисты балета.
Используются современные методы морфофункциональных исследований,
тестирование и расчеты индексов, применяемые в медицине и спорте,
компьютерные программы «Антропометрия» и «Stat graphics».

11.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОМАТОТИПОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ АРБ
Атлетизм
Спортивная гимнастика
Борьба
Художественная гимнастика
Соматотипы учащихся 9-х классов
(по Хит-Картеру)
Юноши
Девушки
Компоненты соматотипа
Частота встречаемости диспластической конституции
94%
Юноши
Девушки
ИТОГО
79%
61%
39%
21%
6%
Есть дисплазия
Нет дисплазии
Эндоморфия
Мезоморфия
Эктоморфия

12.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА МАССЫ ТЕЛА УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ АРБ
Частота встречаемости недостатка костного компонента
Ниже нормы
Частота встречаемости недостатка жирового компонента (ЖК)
Норма
92%
75%
Недостаток ЖК
Требуются меры
38% по
сохранению и
восстановлению ЖК
25%
25%
8%
Юноши
Девушки
0%Юноши
Девушки

13.

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ АРБ
Изучение показателей физического развития и физических качеств будущих артистов балета,
проведенное в АРБ, показало, что такие показатели как сила, аэробная выносливость,
жизненная емкость легких, реакции на нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы,
индексы физического развития зачастую находятся значительно ниже не только таких же
показателей у спортсменов, но даже возрастной нормы.
Результаты исследования девушек компьютерной программой
«Антропометрия»
100%
100%
39%
44%

14.

ВЫВОДЫ
1.
Результаты
исследований
указывают
на
необходимость
формирования
новой
концепции
организации
врачебнопедагогического
контроля
за
лицами,
занимающимися
хореографией, которая должна значительно отличаться от
спортивной диспансеризации.
2.
В современных условиях (в связи со снижением общего уровня
здоровья населения, экологией и пр.) параллельно, в качестве
вспомогательных
(сопровождающих)
методик
необходимо
использовать методы развития физических параметров и физических
качеств танцовщика, то есть формировать ту самую «балетную
форму»,
которая поможет артисту балета выдерживать
значительные психологические и физические нагрузки в его будущей
сценической деятельности.

15.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В АРБ ИМ. А.Я.ВАГАНОВОЙ (2012-2013 уч.год)
Дисциплина
1. Анатомия,
физиология, основы
биомеханики и
основы медицины в
балете
Артист балета
(СПО, бакалавр)
Педагог балета
(бакалавр)
Педагог балета
(магистр)
Всего 4 з.е. (144 ч.):
2 семестра (2-2)
Всего 8 з.е. (288 ч.):
4 семестра (3-3-2-2)
Всего 8 з.е. (288 ч.):
4 семестра (3-3-2-2)
Всего 4 з.е. (144 ч.):
2 семестра (2-2)
Всего 4 з.е. (144 ч.):
2 семестра (2-2)
2.Возрастная
анатомия и
физиология
3.Основы массажа
для артистов балета
Всего 4 з.е. (144 ч.):
1 семестр (2)

16.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ УКАЗАННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС -
обеспечить будущих специалистов в области хореографического искусства
определенной суммой знаний, умений и навыков, создающих целостное
представление об организме человека, раскрывающих биомеханику
движений и методы оценки эффективности способов выполнения
различных движений. Дать студентам понятия о физиологической
возрастной норме и патологии, обучить методам оценки состояния
организма человека, а также раскрыть механизмы адаптации танцовщика
к физическим нагрузкам и тем самым способствовать медикобиологическому
обеспечению
современного
хореографического
образования.
Процесс изучения указанных дисциплин направлен на формирование следующих
компетенций: ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-14, ОК-16, ОК-20, ОК-25, ПК-1,
ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-22.

17.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТЫ
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
строение и функцию систем и органов человека, их положение; взаимосвязь
морфологических и функциональных показателей у танцовщиков;
законы биомеханики, закономерности формирования и совершенствования
двигательных действий; морфофункциональные возможности опорно-двигательного
аппарата;
основы общей патологии (понятие о здоровье и болезни, конституции, неспецифической
реактивности, иммунитете, аллергии и т.п.);
принципы исследования и оценки функционального состояния ведущих систем
организма, а также общей физической работоспособности и энергетических потенций;
условия, факторы и причины, приводящие к травматизму;
принципы организации и проведения этапного, текущего и срочного врачебнопедагогического контроля за занимающимися хореографией;
принципы допуска к занятиям и принципы проведения самоконтроля;
причины, клиническую картину и меры профилактики перенапряжения ведущих систем
организма у танцовщиков;
причины, доврачебную помощь и профилактику острых травм и специфических
повреждения опорно-двигательного аппарата при занятиях хореографией;
причины, доврачебную помощь и профилактику неотложных состояний в практике
хореографии;
принципы
использования средств и методов, оптимизирующих процессы
постнагрузочного восстановления;
основы диетологии и охраны труда танцовщика.

18.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТЫ
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
определять проекцию органов на поверхности тела; показывать оси вращения и
правильно выполнять движения вокруг них во всех суставах;
проводить анатомический анализ статических положений и движений танцовщика,
обосновывать с анатомической точки зрения целесообразность и пользу того или иного
упражнения из цикла ОФП,
анализировать особенности дыхания, работу мышц, влияние сценических движений на
опорно-двигательный аппарат; использовать в своей профессиональной деятельности
биомеханический анализ танцевальных движений и простейшие физиологические тесты
для оценки физического состояния танцовщика;
правильно составить полноценную диету с учетом требований, предъявляемых в балете;
планировать и корректировать физические нагрузки; применять на практике принципы
медицинской профилактики травматизма и охраны труда в хореографии.
визуально диагностировать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата;
проводить антропометрические измерения; определять ЧСС на сонной, лучевой артериях
и в области сердечного толчка; измерять артериальное давление;
выполнять доступные функциональные пробы, используемые для оценки общей
физической работоспособности, энергетических потенций и текущего функционального
состояния организма танцовщика;
анализировать результаты различных методов обследования, применяемых в системе
этапного, текущего и срочного врачебно-педагогического контроля;
оказывать неотложную помощь.

19.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТЫ
ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ:
методами анатомических исследований и проведения анатомического анализа статических
положений и движений танцовщика,
методами расчета индексов физического развития, соматотипирования, проведения
функциональных тестов для оценки физического состояния и функциональных
возможностей организма танцовщика,
методами повышения общей физической работоспособности и оптимизации процессов
постнагрузочного восстановления;
приемами оказания первой (доврачебной) помощи в экстренных ситуациях.

20.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

21.

22.

23.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 7
ИЮЛЯ 2009 Г. № 415
Должностные обязанности врача по спортивной медицине:
Комплексное углубленное медицинское обследование и диспансеризацию спортсменов и
лиц, занимающихся физической культурой, с учетом возрастных сроков допуска к
занятиям по видам спорта и к соревнованиям.
Выдачу заключения о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном
состоянии организма, о соответствии физической нагрузки здоровью и функциональному
состоянию организма занимающегося физкультурой или спортом, о коррекции
физических нагрузок при выявлении патологии.
Оформление допуска к занятиям физкультурой и спортом, к участию в соревнованиях.
Врачебно-педагогические наблюдения на уроке физкультуры (расчет физиологической
кривой и моторной плотности физической нагрузки, оценка урока).
Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными специфическими нагрузками у
спортсменов разных видов спорта.
Медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных
сборов и соревнований (профилактика и лечение болезней и травм, контроль за
функциональным состоянием и питанием, антидопинговый контроль).
Составление схемы лечебно-профилактических мероприятий при выявлении хронических
заболеваний, последствий травм опорно-двигательной системы, при переутомлении
спортсмена.
Назначение в лечебно-восстановительных целях фармакологических средств,
разрешенных в спорте.

24.

Медико-биологическая
составляющая
Общая концепция
хореографического
образования
Введение ряда
Научнопредметов медикоисследовательская
биологического
Два приоритетных
направления
работа
профиля в учебный
процесс
English     Русский Правила