Похожие презентации:
Философское учение о человеке
1. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Специфика философского рассмотрениячеловека. Проблема начала человека.
Основные парадигмы понимания человека.
2.1. Становление проблемы человека в
истории мысли.
2.2. Эссенциализм (сущностный подход) в
понимании человека.
2.3. Человек в экзистенциализме.
2.4. Человек в нигилизме.
2.5. Человек в прагматизме.
3. Определение человека
Homo Sapiens — человек разумныйAnimal rationale — животное раицональное (зоологическая
классификация Линнея)
Человек как символическое животное — Animal symbolicum —
(Кассирер)
Человек — это животное, способное обещать (Ницше)
4. Эссенциализм в понимании человека
Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли. Это сущностныйподход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в
человеке является его сущность. Сущность – это внутренние, устойчивые, неизменные.
Представители:
К.Маркс
З.Фрейд
Э.Фромм
5.
К.Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными.Различают сущность раба и рабовладельца, феодала и крестьянина,
рабочего и собственника. По Марксу, сущностью человека является
совокупность общественных отношений, в которые включен человек, и
она зависит от его места в материально-производственных
отношениях.
Он пишет: «Собственность означает первоначально (и таковой она
является в ее азиатской, славянской, античной, германской формах)
отношение трудящегося (производящего или воспроизводящего)
субъекта к условиям своего производства или воспроизводства как к
своим собственным. Поэтому, в зависимости от условий этого
производства она будет принимать различные формы. Целью самого
производства является воспроизводство производителя в этих
объективных условиях его существования и вместе с ними»[1].
То есть, по Марксу получается, что сущность, как внутреннее
состояние человека, находится не внутри отдельного человека, а перед
ним. Поэтому, чтобы изменить сущность человека, например, сделать
его лучше, необходимо изменить общественные отношения, то есть
совершить революцию.
[1] Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. – М., 1970. Т.
46,. Ч.1. С. 484-486.
6. Человек в парадигме экзистенциализма
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia существование) - или философия существования- направление в философии иррационализма. В
философии экзистенциализма центральное место
занимает человек "существующий и преследующий
единственную цель - внешне и внутренне справиться
с бременем своей судьбы".
У Хайдеггера экзистенция - это "бытие того сущего,
которое открыто для откровенности бытия, в
которой оно находится благодаря тому, что
переносит", это сущее - человек.
Представители:
Н. Бердяев, Л. Шестов (Россия)
М. Хайдеггер, К. Ясперс (Франция)
Ж.П. Сартр, Г. Марсель (Германия)
7. Проблема отчуждения
Проблема отчуждения, которая также рассматривается врамках экзистенциализма.
Отчуждение – это разъединение внутренне
взаимосвязанных предметов и явлений. В
экзистенциализме считается, что человек
отчуждается прежде всего от общества и от своей
сущности.
Выделяются следующие формы отчуждения:
Отчуждение человека от предметов его
деятельности;
Отчуждение человека от его сущности;
Отчуждение человека от общественных отношений и
от общества в целом. С одной стороны он включается
в общество, а с другой стороны, общество навязывает
ему стиль и варианты поведения;
Отчуждение человека от его способности быть
субъектом общественных отношений. Это происходит
тогда, когда человек своими действиями реализует
чужую волю;
Отчуждение человека от других людей (в семье, от
друзей, родственников).
В результате отчуждения жизнь человека
действительно может стать абсурдной и ненужной
для самого этого человека.
8. Человек в нигилизме
Нигилизм стоит на позициях отрицаниязавершенности и самодостаточности
современного человека. Существуют
различные разновидности
нигилизма.
Представители:
Ф.Ницше
Можно выделить:
Анархический нигилизм
Нигилизм декреативный
Нигилизм ницшеанский или
прогрессистский.
9. Учение о Сверхчеловеке
Устами своего персонажа Заратустры, который в рамках арийскойрелигии считается пророком, он описывает свое представление о мире.
Он пишет: «Человек – это канат, натянутый между животным и
Сверхчеловеком, это канат над пропастью. Опасно прохождение,
опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен
страх. Величие человека в том, что он мост, а не цель; и любви в нем
достойно лишь то, что он – переход и уничтожение. Я люблю того, кто
не умеет жить иначе, кроме как во имя собственной гибели, ибо идет
он по мосту».
Согласно ницшеанскому нигилизму, в человеке надо любить не то, что
у него общее с животным, а его неповторимость, то есть то, что
исчезнет. Человек – лишь временное промежуточное звено, которое
скоро исчезнет.
10.
Ницше пытается набросать основныехарактеристики нового человека.
Он исходит из того, что необходимо
иметь человека:
Великодушие
Независимость. Здесь речь идет не о
свободе, а о независимости. Ницше
выступает противником свободы:
«Свобода, - говорит он, - лишь
фиговый листок, которым люди
прикрывают свое стремление к
власти».
Отсутствие унижения
Этот человек мыслит не разумом, а
непосредственно интуитивно.
Он ничего не просит, а сам всего
достигает.
11. Прагматическая модель человека
Понятие прагматизм возникло изгреческого слова «прагма», которое
означает «дело» и «действие».
Философское направление,
представители которого полагают, что
основным критерием оценки как
познавательной деятельности, так и всех
проявлений культуры является
соответствие их жизненной практике,
опыту.
Родина прагматизма США, сам термин
был введен в 70-х годах XIX века
Ч.С.Пирсом
Представители:
Ч.С.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид
12. Прагматическая максима
Это понятие сформулировал Пирс. В упрощенном варианте онозвучит так:
«Общее понятие объекта является суммой понятий всех
действий объекта». Можно провести аналогию с русской
поговоркой: «О человеке судят по его делам». Такая позиция
является верной лишь относительно, ведь мы никогда не знаем
всех дел человека, стоящего перед нами. Оказывается, что
человек все-таки гораздо больше, чем его дела. Это прагматизм
не учитывает. Редкий человек в своей жизни может
реализовать хотя бы половину своих возможностей. Поэтому,
когда о человеке судят по его успехам в жизни, эта позиция
является односторонней, неверной. Однако, она имеет и
большие преимущества. А именно: такой подход заставляет
каждого человека в своей жизни. Не случайно то, что обычно
деятельность каждого американца направлена на достижение
именно успеха.
13. Литература
Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М., 1993. 412 с.Джемс У. Что такое прагматизм / У. Джемс // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993.
№ 3.
Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990. С. 127-203.
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // О человеческом в человеке.
М., 1991. С. 8-22.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 49 т. Т.3. С. 1-4.
Маслов А.А. Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас /
А.А. Маслов. Ростов н/Д, 2006. 384 с.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Алма-Ата, 1991. 304 с.
Ницше Ф. Антихристианин / Ф. Ницше. // Сумерки богов. М., 1989.
С. 17-93.
Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград, 2005. 236 с.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм /Ж.П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.
Социальная философия: хрестоматия. Саратов, 1998. С. 8-51.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М., 1994. 370 с.
Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С.
175-210.
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. 380 с.
Хайдеггер М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. М., 2006. 303 с.