13.66M
Категория: РелигияРелигия

Уроки Торы. Трума

1.

7. Трума
ХРАМ ВНЕ ВРЕМЕНИ
Доносить послание Храма до каждого уголка

2.

В каком
направлении
лучше всего
двигаться,
стремясь стать
«лучшим»
евреем?

3.

ТЕКСТ
1
Шмот, 25, 1–9
И сказал Г-сподь Моше, говоря: Скажи сынам Израиля,
чтобы собирали для Меня приношение; от всякого человека,
благорасположенного сердцем, берите приношение Мне.
И вот приношение, которое вам принимать от них: золото,
серебро и медь; И синету, и багряницу, и червленицу, и
виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи
тахашевые, и дерева шитим, елей для светильника,
пряности для елея помазания и для благовонного
воскурения, камни ониксовые и камни вставные для эйфода
и для хошена. И пусть сделают они Мне святилище, и Я буду
обитать среди них. Все, как Я показываю тебе, образец
скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте.

4.

ТЕКСТ
2
Раши, там же
«Берите приношение Мне» – сказали наши мудрецы: здесь
идет речь о трех видах приношений:
1) половина шекеля серебра от каждого еврея, из которых
были затем отлиты подножия для балок Мишкана, о чем
сказано в главе «Пкудей»;
2) половина шекеля от каждого еврея для покупки
животных для жертвоприношений за весь Израиль;
3) приношение для строительства Мишкана и его утвари,
которое приносил каждый еврей. Если обратить внимание –
все эти тринадцать материалов требовались для
сооружения Мишкана или одежд священников.

5.

Моше учит
еврейский народ,
как создать
Мишкан из самых
прекрасных
материалов.
Золото,
серебро, медь
и окрашенные
бараньи шкуры
соответствуют
«четырем
Изгнаниям».

6.

ТЕКСТ
3
Танхума,
глава Трума, п. 7
«Золото» соответствует Вавилонскому царству, о котором
написано: «Ты сам – голова из золота». (Даниэль, 2:38).
«Серебро» соответствует Мидийскому царству, как
написано [о царстве Ахашвероша]: «десять тысяч талантов
серебра» (Эстер, 3:9).
«Медь» соответствует Греческому царству, которое было
низменным среди всех.
«И кожи бараньи красные» соответствуют царству Эдома,
как сказано: «И вышел первый красный (адмони)».
(Берешит, 25:25).
Сказал Всевышний благословен Он: «Хоть и видите вы
четыре царства, восходящих и наступающих на вас, Я
готовлю вам спасение от этого порабощения».

7.

Почему Мидраш
сравнивает
возведение Мишкана
с этими трагическими
событиями,
свидетельствующими
о разрушении Храма?

8.

ТЕКСТ
4
Любавичский
Ребе, Ликутей
сихот,
т. 16, стр. 293
Совершенно непонятно, какая связь между
четырьмя царствами и приношением для
строительства Мишкана. Наоборот, четыре
царства привели к четырем изгнаниям и
разрушению Храма, что противоположно
приношению для Мишкана, смысл которого
заключается в словах «и сделают Мне
Святилище», т. е. в возведении Храма для Б-га.

9.

ТЕКСТ
5
Авот, гл. 1,
Мишна 2
Шимон-праведник был последним из
[ученых] Великого собрания. Он часто
повторял: «На трех основах стоит мир:
на [изучении] Торы, на служении
Б-гу и на добрых делах».

10.

ТЕКСТ
6
Любавичский
Ребе, Ликутей
сихот,
т. 16, стр. 293–
294
Основой всего, что связано со служением Всевышнему,
является основа «[изучения] Торы» … у всего, что связано
с еврейством и исполнением заповедей, есть начало в
Торе… Намек на это содержится в «приношении для
подножий», которые были основанием Мишкана.
Приношение половин шекеля, из которого приобретались
животные для общественных жертвоприношений,
является основой «служения», которое и есть
жертвоприношения или «молитва, установленная вместо
жертвоприношений». Приношение для строительства
Мишкана, которое включало материальные вещи (золото,
серебро и медь), из которых он был построен,
соответствует заповедям (которые исполняются
посредством золота), главным образом заповеди о
добрых делах [которая, как известно, объединяет в себе
все заповеди].

11.

Три приношения
Мишкана соответствуют
трем столпам,
на которых держится
мир: изучение Торы,
молитва и Мицвот.

12.

ТЕКСТ
7
Рабби ШнеурЗалман из Ляды,
Тания, гл. 5
Всякий разум в процессе сознания и постижения чего-либо схватывает
познаваемое и собою объемлет его, и предмет постижения схвачен,
объят и облечен внутри разума, который постиг его и осознал. И разум
также облекается в познаваемое в тот момент, когда он постигает его и
объемлет собою. Когда, например, человек ясно и до конца понимает и
постигает какой-либо закон Мишны или Гмары, разум схватывает и
объемлет его и сам в то же время в него облекается. Но этот закон – не
что иное, как мудрость и воля Б-га…
И поэтому, когда человек узнает и постигает разумом это решение в виде
закона Мишны, или Гмары, или кодификаторов, он постигает, схватывает
и объемлет разумом волю и мудрость Всевышнего, ибо мысль не
способна постичь ни Его, ни Его волю и мудрость иначе, как при их
облечении
в открытые нам законы. И разум также в них облечен. Это удивительное
единство, которому нет ничего подобного, и в вещественном мире
не существует такого совершенного единства со всех сторон и во всех
отношениях.

13.

ТЕКСТ
8
Талмуд, Таанит,

«Любить Б-га, Всесильного вашего, и
служить Ему всем сердцем вашим».
Что это за служение – сердцем? Это
молитва.

14.

ТЕКСТ
9
Талмуд,
Кидушин, 40б
Рабби Тарфон и старейшины как-то
возлежали на верхнем этаже дома Нитезы,
что в Лоде, и прозвучал вопрос: учение или
исполнение – что важнее? Ответил рабби
Тарфон: исполнение важнее. Ответил рабби
Акива: учение важнее. Решили все: учение
важнее, ибо учение ведет к исполнению.

15.

Тора — это
упражнение
для ума,
молитва — это
упражнение
для чувств.
Мицвот — это
упражнение
для тела,
выполняемое
с объектами
вне себя.

16.

ТЕКСТ
10
Рабби ШнеурЗалман из Ляды,
Тания, гл. 36
Известно сказанное нашими мудрецами,
благословенна их память, что цель сотворения мира
в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему
жилище в нижнем мире... До тех пор, пока не
становится сотворен в действительности этот
совершенно материальный
и вещественный мир, и он – нижняя ступень, ниже
которой нет в отношении утаения света Его,
благословенного, [он] – тьма двойная и удвоенная
до такой степени, что он полон «клипы»
и «ситра ахра», которые прямо против Всевышнего,
как некто говорящий: «Я, и более ничто».

17.

Какая категория
занимает более
важное место в
еврейской
жизни:
духовная и
возвышающая
Тора и молитва
или простые
физические
ритуалы?

18.

ТЕКСТ
11
Любавичский
Ребе, Ликутей
сихот, т. 16, стр.
297
Поскольку все детали служения Всевышнему
намеком содержатся в Мишкане, то и это так
же: Тора прямым текстом говорит только о
приношении для сооружения Мишкана,
потому что оно было главным, а два
остальных приношения упоминаются лишь в
общем и намеком, потому что они служили
для подготовительных и дополнительных
целей в деле обустройства Мишкана.

19.

Основная
причина, по
которой изучение
Торы и Молитва
столь «велики»,
заключается в
том, что они ведут
человека по пути
исполнения
мицвы.

20.

ТЕКСТ
12
Любавичский
Ребе, Ликутей
сихот, т. 16, стр.
297
Это также объясняет вышеупомянутые слова
Мидраша о том, что «золото, серебро и т. д.»
соответствует четырем изгнаниям. Поскольку
целью приношения для Мишкана является
строительство обители для Всевышнего в
материальном мире, совершенство этого (не в
самом строительстве Мишкана, где воочию можно
было видеть Шхину), но именно в служении во
время изгнания, когда низость материального
мира проявляется сильнее. Именно так можно
изменить материальность, исправить этот низший
мир, «ниже которого нет».

21.

Подношения для
основания (Тора)
и для
жертвоприношения
(молитва)
существуют только
для достижения
главной цели:
Дом для Б-га.

22.

ТЕКСТ
13
Любавичский
Ребе, Ѓайом
йом, 6 тевета
Написано: «Знай Б-га отца твоего и
служи Ему всем сердцем». Ведь все
в постижении, даже в самых
глубоких вещах, должно приходить
через работу.

23.

Миссия
Мишкана
не прерывалась
в «четырех
Изгнаниях»,
поскольку мы,
будучи
рассеянными
по всему миру,
продолжали
работу по
возведению
дома для Б-га и
в этих местах.

24.

ТЕКСТ
14
Любавичский
Ребе, Ѓайом
йом, 5 ияра
Алтер Ребе слышал от р. Мордехаяправедника, который слышал от БаалШем-Това: «Порою душа спускается в мир
и живет там 70–80 лет для того, чтобы
сделать добро одному еврею в
материальном и, в особенности, в
духовном».

25.

ТЕКСТ
15
Письма шестого
Любавичского
Ребе, рабби
Йосефа-Ицхака
Шнеерсона, т. 4
После того как душа Алтер Ребе покинула этот мир, он все еще
открывался порой своему внуку, Ребе Цемах-Цедеку, в видениях
и разъяснял вопросы, мучившие его в разных областях Торы.
В 1815 г. у Цемах-Цедека накопилось много вопросов по
изучаемым трудам, он очень хотел увидеть деда, но Алтер Ребе
все не открывался. Это его очень огорчало. Однажды утром Ребе
Цемах-Цедек пошел молиться в синагогу своего тестя, ребе
Довбера в Любавичах. По дороге, проходив мимо рынка, он
встретил одного еврея по имени Мордехай-Элияѓу, Бгобоязненного человека, зарабатывавшего торговлей, который
попросил одолжить ему рубль до вечера или до завтрашнего
утра, поскольку это был базарный день, и, купив что-то на
базаре, он мог перепродать это и таким образом заработать.
Ребе Цемах-Цедек попросил его зайти к нему домой после
молитвы, пообещав удовлетворить его просьбу.

26.

ТЕКСТ
15
Письма шестого
Любавичского
Ребе, рабби
Йосефа-Ицхака
Шнеерсона, т. 4
Но, начав готовиться к молитве, он вспомнил высказывание
из Талмуда (Бава Батра, 10а) «Раби Элазар давал монету
бедному, а затем молился» и высказывание, что «дать в долг
еще важнее, чем дать милостыню», и понял, что
неправильно поступил, сказав еврею прийти позже. Ведь в
базарный день торговать начинают рано, а значит, деньги
нужны как можно раньше. Тогда Цемах-Цедек пошел домой,
взял деньги и, с трудом отыскав Мордехая-Элияѓу на базаре,
отдал ему их, чтобы тот мог что-нибудь заработать, и затем
снова пошел в синагогу.
Когда Ребе Цемах-Цедек вернулся в синагогу и надел талит и
тфилин, ему показался Алтер Ребе со светящимся лицом и
сказал: «Кто оказывает помощь другому еврею и делает это с
любовью к нему, Врата Небесные открываются перед ним».

27.

ТЕКСТ
16
Р. Ѓилель
Зальцман,
«Самарканд»
Однажды на уроке, где мы учились писать на иврите,
мой друг Мордехай Гольдшмидт забыл свою
чернильницу. Я не хотел давать ему окунать свое перо
в мою чернильницу, и сказал ему, чтобы приносил
свою. Раввин Бенче заметил это, но ничего не сказал.
Через некоторое время он спросил меня: «Ѓилик, ты
сегодня сказал “Моде ани”?». Это первая молитва,
выражающая признание Б-гу, которую произносится
сразу же в момент пробуждения каждое утро. Я
сказал: да.
Раввин Бенче попросил меня объяснить смысл слов
этой молитвы, и я постарался.

28.

ТЕКСТ
16
Р. Ѓилель
Зальцман,
«Самарканд»
Р. Бенче остановил меня и с некоторым упреком
сказал: «Не в этом смысл», и продолжил объяснять:
«Моде» – «благодарю», означает «самоотречение».
Это означает, что когда друг просит чернила, ты дашь
их ему. «Ани» – «я», означает, что, когда твой друг
просит у тебя ручку, ты должен дать ему ручку». И так
он продолжил объяснять другие слова аналогичным
образом. «Теперь ты знаешь, что означает “Моде
ани”?» – закончил он.

29.

Духовный опыт
изучения Торы
и молитва
хороши
настолько,
насколько они
воплощаются
в практических
действиях.
English     Русский Правила