8.85M
Категория: ФилософияФилософия

Сократ из Афин

1.

Сократ из Афин
ок. 470 - 399 до н.э.
Хотя вклад Платона и
Аристотеля в античную, да и в
мировую философию неизмеримо
выше вклада Сократа, Сократ был
и остаётся самой популярной
личностью в истории всей
философии
Имя Сократа не только в Древней
Элладе, но и в сегодняшнем мире
является синонимом мудреца, а его
жизнь – эталоном служения Истине

2.

Сократ
Важнейший источник наших знаний об учении Сократа – диалоги его ученика Платона.
них он показан как человек, который занят тем, что в неустанных беседах задаёт вопросы
согражданам, пытаясь наставить их на путь праведной жизни.
В
Пробуждённая Сократом в ходе этих бесед враждебность привела к процессу 399 года, на
котором против философа были выдвинуты обвинения в безбожии и развращении юношества. На
процессе Сократу был вынесен смертный приговор (он должен был выпить яд).

3.

Сократ
Сократ развил «философию человека» софистов,
сделав прорицание дельфийского оракула «Познай
самого себя» знаменем всей сократической
философии. Если софисты только наметили поворот
от натурфилософии к человеку, то Сократ его
решительным образом осуществил.
Какой толк, считал Сократ рассуждать о движении
звёзд, о тайнах первовещества и первоэлементов, о
пространстве, времени, атомах и гармонии сфер,
как это делали натурфилософы, начиная с Фалеса,
если твоё собственное «Я» для тебя остаётся
загадкой? Человек, а не природа – вот кредо
сократовской философии.

4.

Сократ
Познать самого себя – значило для Сократа познать
внутренний мир человека, достичь гармонии его
внутренних сил и внешней деятельности, принять
нормы нравственного поведения как высшее благо и
высшую добродетель.
Через добродетель к благу – девиз самопознания.
Казалось, всё просто и ясно. Но что есть добродетель и
что есть благо? Поиски ответа на этот вопрос
растянулись на тысячелетия. Его и сегодня ищут и
философия, и религия, и учение о нравственности –
этика, основоположником которой по праву считается
Сократ.
Веря в торжество разума в природе человека, Сократ
считает разум главным проводником добродетели и
объявляет знаменитый тезис: «Добродетель есть
знание». Этот вывод вполне закономерен, если учесть,
что знание у Сократа есть результат познания самого
себя.
Добродетели, считает Сократ, можно и нужно учить, ибо
пороки человека проистекают от невежества и
незнания. Зло – результат незнания Добра. Зная, что
есть Добро, человек не сможет творить Зло.

5.

Сократ
Считая знание основой добродетелей, Сократ особое внимание уделяет процессу
обретения знания. Так возникает знаменитый сократовский метод, который сегодня можно
назвать методом субъективной диалектики.
Сократ воспринял идущий от Гераклита диалектический метод и применил его к
совершенно новой стихии – миру человека и человеческого мышления. Он довёл до
совершенства искусство сталкивания в спорах противоположных суждений, видения
объекта в его противоречивости и многосторонности, восхождения от единичного факта к
обобщающему понятию.
Обобщающее понятие или определение – главная цель сократовского метода. Сократ
первым осознал, что если нет понятия, нет и знания, и, таким образом, первым вывел
знание на уровень обобщающих понятий.
Диалектика в понимании Сократа есть способ установления точных обобщающих понятий,
определяющих «сущность вещи». Если собеседник Сократа не может дать определения
добродетели, следовательно, он не знает, что это такое.
Сократ указывает и метод, каким можно достичь обобщающих понятий.
Это индукция – восхождение от частного к общему – или эпагогия (наведение).

6.

Сократ
Сократ понимает свою философию
как майевтику (повивальное
искусство), ибо хочет быть лишь
помощником в достижении
понимания и самопознания,
которые каждому надлежит
изыскать в себе самому, поскольку
они не могут быть усвоены извне.

7.

Платон из Афин
427 - 347 до н.э.
Платону не только удалось создать систему, в которой он смог заново
осмыслить большую часть досократовской философии, но и воздвигнуть
здание мысли, наложившее свою печать на всю духовную сферу Запада.

8.

Платон
Английский философ и математик XX века Алфред Уайтхед назвал всю западную философию лишь
суммой подстрочных примечаний к Платону.
Философская школа, основанная Платоном около 385 г. до н.э., получила название Академии и
просуществовала почти тысячу лет.
Платоновская Академия (как и позже аристотелевский Ликей) навсегда вошли в цивилизованный мир
как символы учёной мудрости и просвещения. И по сей день во всех странах мира академией называют
союз научных учреждений и обществ, а ликеем или лицеем, - учебное заведение, часто
привилегированного типа, или с углубленной специализированной программой.

9.

Платон
Содержание платоновского учения об идеях –
предполагаемое царство нематериальных вечных и
неизменных сущностей – идей (эйдосов).
Идеи, по Платону, суть прообразы реальности, по
которым сформированы предметы видимого мира.
Эти идеи существуют объективно, то есть
независимо от нашего познания и мышления. Значит,
они не возникают благодаря актам нашего сознания,
но познаются им. Поэтому позицию Платона
называют объективным идеализмом.
Согласно объяснению теории двух миров Платон
исходит из того, что мир преходящего стоит ниже
мира неизменных идей. Мир вещественного
подчинён миру идей и имеет своё бытие лишь по
причастности или подражанию миру идей.

10.

Платон
Центральный пункт платоновской философии –
идея блага. В рамках платоновского мышления благо
занимает ключевую теоретико-познавательную и
онтологическую позицию в качестве цели и причины
всякого бытия.
Благо изображается Платоном как источник всех идей,
лежащий, однако, за их пределами.
Лишь от него идеи, а с ними и весь мир, получают свое
бытие и свою ценность.
Оно придаёт всему сущему порядок, меру и единство.
В символе солнца Платон показывает, что человек в
состоянии познавать бытие лишь в свете блага.

11.

Платон
Теория познания Платона является логическим
продолжением его учения об идеях. В ней философ
полностью отказывается от чувственновоспринимаемого мира как источника познания.
Теоретико-познавательное ядро платонизма
сводится к рационализму. Чем более ценно
познание предмета, тем он достовернее, тем
увереннее можно усматривать его источник в уме, а
не в наглядном созерцании.
Мир идей – родная стихия для разумной души.
Таким образом, душа знает об идеях, поскольку
созерцала их до своего очередного рождения, но
забыла их, войдя в тело.
Идеи не разрабатываются, а усматриваются – они
заново вспоминаются. Всякое знание и научение
есть припоминание или анамнесис.

12.

Часто для объяснений главных положений своей философии Платон прибегал не к
бесстрастному языку логики, а к образному «мифологическому» языку.
Платон
Самый известный символ Платона, миф о пещере, изображает восхождение к
идеям: люди, окованные цепями, сидят всю жизнь в пещере, не в состоянии видеть
внешний мир. Тени от искусственных предметов, отбрасываемые на стены пещеры
источником света у них за спиной, они принимают за настоящие предметы.
Анамнесис словно бы выводит кого-то из этих людей на свет дня, позволяя видеть
естественные предметы и солнце такими, каковы они в действительности.
Тени и предметы внутри пещеры соответствуют при этом чувственному опыту, мир
же снаружи – сфере умопостигаемых сущностей.

13.

Платон
Будучи дуалистом и в антропологии, Платон
чётко разделяет душу и тело, её «земную
темницу».
Из пифагорейских источников Платон черпает
представление о бессмертии души, а также
идею её предсуществования и посмертного
существования.
Душу Платон делит на три части. Собственно
божественное начало души – разум; то, что
принадлежит к миру чувственного восприятия –
ярость (более благородное начало) и
вожделение (более низкое начало, ибо
противится разуму).
Это тройственное деление души на разум,
ярость и вожделение Платон выражает
символом упряжки и возничего, где разум – это
возничий, ярость – послушный конь, а
вожделение – непослушный.

14.

Платон
Каждую из трёх частей души Платон
наделяет добродетелью.
Задача разумной части души – приобретать
мудрость; задача яростной души –
слушаться разума; её добродетель –
мужество; вожделеющая часть души также
вынуждена прислушиваться к разуму; её
добродетель – сдержанность.
Все три добродетели Платон подчиняет
четвёртой: добродетели справедливости.
Справедливость правит душой, когда все её
части должным образом выполняют свои
задачи. Именно в этой добродетели
особенно ярко проявляется склонность
греков отождествлять добродетель с
умеренностью и гармонией.
Эти четыре добродетели ещё и сегодня
называют кардинальными добродетелями.

15.

Платон
В изображенном Платоном круговороте типов государства справедливость
узурпируется тимократией (властью наиболее уважаемых граждан), переходным
явлением.
Благодаря растущему влиянию денег уже вырисовывается следующая форма
государства – олигархия. В ней власть отождествляется с собственностью.
Конец олигархии кладёт переворот, поскольку люди, лишённые власти из-за малого
размера их собственности, силой устанавливают демократию.
Демократия в конце концов из-за установившейся анархии вызывает к жизни
наихудшую форму правления – тиранию.

16.

Платон
В «Государстве» Платон создаёт модель
идеального государства. Существенные черты
платоновского учения – постоянное проведение
параллели между государством как целым и
индивидом, утверждение приоритета блага
общества.
Как душа, по Платону, делится на три части, так и
государство состоит из трёх сословий.
Высшее сословие представлено философами,
несущими заботу о правильном образе жизни
всех граждан. Сословию стражей поручена
забота о внутренней и внешней безопасности
государства. Задача сословия прочих граждан –
обеспечить снабжение государства всем
необходимым.
Благо государства зависит исключительно от
усилий правителей-философов, реализуемых
через развитие приобретённой мудрости.
Платон, таким образом, высказывает свои
представления о наилучшей из возможных форм
государства. Стало быть, его учение о
государстве ближе всего к утопии.

17.

Аристотель
«Платон мне друг, но истина
дороже», - сказал любимый
ученик Платона Аристотель и
приступил к последовательной
реконструкции платоновской
теории идей.
Аристотель спустил идеи
Платона с небес на землю и
соединил идеи с вещами.
Поэтому на знаменитой фреске
Рафаэля «Афинская школа»
Платон указывает на небо, а
Аристотель простёр руку к
земле.

18.

Аристотель
из Стагиры
384 - 322 до н.э.
Аристотель – не только
один из величайших
умов в истории
философии, но и
величайший труженик.
Древние каталоги
трудов Аристотеля
насчитывают
несколько сот книг.
Знаменитый Corpus
Aristotelicum включает
книги по логике
(«Органон»),
естественнонаучные
сочинения,
метафизику, этические
сочинения, книги по
эстетике.
Карл Маркс назвал
Аристотеля
«Александром
Македонским
греческой
философии», Фридрих
Энгельс – «самой
универсальной
головой».

19.

Аристотель
Логика
Логика – один из самых крупных вкладов Аристотеля в историю западного мышления.
Аристотель – первый, кто исследовал не только содержание мышления, но и его
форму (формальная логика).
Обычно слова связаны в предложения, которые называются суждениями, поскольку
являются либо истинными, либо ложными высказываниями. Такие сужения можно по
определённым правилам соединять в заключения. Соединение двух суждений в
третье называется силлогизмом.
Классическим считают силлогизм:
1. Все люди смертны.
Посылка
2. Сократ – человек.
Посылка
3. Следовательно, Сократ смертен.
Заключение

20.

Аристотель
Цепочка заключений составляет доказательство.
Этот метод – дедуктивный, то есть идёт от
общего к частному.
Целью науки, по Аристотелю, и должен быть
необходимый вывод сущего из причины.
В противоположность Платону для Аристотеля
получение знания возможно и на пути индукции
– через связывание имеющегося знания с
чувственным опытом. И хотя цель науки – с
необходимостью выводить частное из общих
причин, путь туда ведёт, однако, через
индукцию.
Аподиктична лишь уже построенная наука, но
свои знания она извлекает из индукции.

21.

Аристотель
«Метафизика»
Только философия, по мнению Аристотеля,
способна объединить многообразные
явления и законы природы в единую
систему. В основном философском труде
Аристотеля, «Метафизике» изложена
«Первая философия», учение о
сверхприродных силах, определяющих
законы природы, то есть «второй
философии».
Аристотель стремится устранить
платоновский дуализм идеи и реального
предмета и требует искать сущность
вещей (субстанцию) в них самих. Материя
и форма (суть предмета) приведены к их
синтезу в становлении.
В материи сущность заложена лишь как
возможность, а действительность она
обретает благодаря форме. Сущности
вещей не заключены в их
трансцендентных идеях, но реализуются в
последовательной проявленности этих
вещей, в становлении.

22.

Аристотель
Аристотель учит о четырёх причинах становления:
Формальной (идея вещи), отвечающей на
вопрос «что это?»
Материальной (субстрат вещи), отвечающей
на вопрос «из чего это?»
Движущей (источник движения или
происхождения вещи), отвечающей на вопрос
«откуда это?»
Целевой (целесообразность вещи),
отвечающей на вопрос «ради чего это?»
Форма – материя – движение – цель – четыре
столпа, на которых держится метафизика
Аристотеля.
Яблоко падает на землю, разбивается и гниёт,
но закон падения яблока, как и закон его гниения,
не падает и не гниёт – законы или идеи вечны и
неизменны.
Аристотель признаёт платоновскую идею, смысл
вещи, но выступает против платоновского «мира
идей». В постулате о нахождении вещи внутри
самой же вещи заключается основное и
принципиальное отличие аристотелизма от
платонизма.

23.

Аристотель
Этика
Предмет аристотелевской этики – сфера человеческой
практики как деятельности, основанной на выборе.
Для человека благо есть деятельность души
сообразно с разумом. Чтобы точнее определить это
специфическое благо души, Аристотель различает
добродетели дианоэтические и этические.
Дианоэтические добродетели заключаются в чистой
деятельности самого разума (благоразумие).
Этические добродетели человек получает благодаря
сложившемуся в обществе порядку и от государства.
Они приобретают свою значимость от традиции и в
результате общего одобрения (осмотрительность,
великодушие).
Нравственное поведение человека складывается
лишь во взаимодействии благоразумия и этической
добродетели.
Для позиции Аристотеля характерно, что
нравственное поведение уже не возникает из
понимания, а приобретается благодаря практике –
упражнению, привыканию и научению.
По конкретному содержанию этическая добродетель
определяется как середина между ложными
крайностями.
Особое значение придаётся справедливости и
дружбе, важнейшим общественным добродетелям.

24.

Аристотель
Учение о государстве
Если Платон разрабатывает своё государство в сфере
идеального, Аристотель – возможного.
В отличие от Платона, Аристотель усматривает причины
возникновения государства не в стремлении индивидов
компенсировать свою слабость, объединяясь друг с другом, а
в их естественной склонности к общности.
Однако, как и Платон, Аристотель видит задачу государства в
нравственном совершенствовании граждан. Лишь в нём
может реализоваться личная добродетель.
Наиболее реализуемой и стабильной является полития
(умеренное народовластие). Это – форма, смешанная из
лучших сторон других форм и соответствующая принципу
добродетели как середины между двумя крайностями.
Аристотель делает вывод, что в каждом отдельном случае
лучшим будет тот государственный строй, который наиболее
соответствует стране и потребностям её граждан.
English     Русский Правила