Похожие презентации:
Псалом 44 (комментарии)
1.
381. (24.04.2005 14:04)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, слава Тебе,Пречистая Матерь Божия,
и ныне и присно и во веки веков,аминь.
380. Псалом 44 /комментарии/ (24.04.2005 14:02)
В Сл.Пс.на р.яз.он надписан кратко: о возлюбленном.Ибо речь в псалме идет именно о том,что ожидал
и чаял увидеть народ израильский во всю историю существования его - воспринять Мессию,Спасителя
и Избавителя своего. За 1000 лет до явления Христа народу пророк-псалмопевец с поразительной
точностью духовной и превосходным художественным мастерством описал Возлюбленного своего,ибо
прекрасно осознавал,что явление Христа в мир человека есть центральное,главное событие не только
израильской,но мировой и вселенской истории. Уже самое начало псалма определенно говорит о
великом сокровении явления Христова и указывает на неведомую ранее человеку ипостась Единого в
Троице Святой,бесконечно благого и милосердного Божия Естества:
Прильнуло к сердцу моему сокровенное Слово(2).
Бог-Отец извел Слово Свое из самого сердца,из самой сокровенной глубины Духа Своего - и
прильнуло, прилепилось Оно к сердцу же чистому и чуткому пророка-псалмопевца,как впоследствии,
исполняя Божие пророчество,излилось в душу и плоть пречистой и пренепорочной Девы,воплотившись
от Нее и Духа Свята Богом Живым - человеком Иисусом Христом.
Все именно так и сбылось,как пророчествовал псалмопевец.
Не только земля,какую озаряет солнце,но вся вселенная получила благодать чудесного сокровения
Духа Божия; эта частица,эта капля Духа наполнила ведением благодати всю вселенную.
Предстала царица на суд Тебе(10).
Суд Господень означает в данном случае и признание,правоту суда Всевышнего,и Божие
благословение. Предстала царица,т.е.иначе: предстала душа,сочетанная с Женихом в вере
безграничной и непоколебимой своей,не обладаемая грехом,соделавшаяся причастницею Царства
Христова,- одесную(что значит: справа,на самом видном и почетном месте)Спасителя в ризах
позлащенных,т.е.великолепно и священнолепно украшенная учениями духовными,сотканными и
преиспещренными Промыслом Божием о чудесном и совершенном претворении сокровеннейшего
обетования Своего.
Вся слава Невесты Царёвой в ней заключена(14).
(В славянском переводе: внутрь заключена). Т.е.слава дочери царевой,избранной Богом в Невесты,
заключается не столько в красоте лица и дорогих нарядах,сколько в блистании и отличии
добродетелей внутренних,каковы кротость,благонравие,целомудрие,как и апостол Петр,увещевая
христианских женщин проводить чистую и добродетельную жизнь,говорит:"Да будет украшением
вашим не внешнее плетение волос,не золотые уборы или нарядность в одежде,но сокровенный в
сердце человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа"(1Петр.3,3-4).
Рассуждая так,имей твердое мнение в себе,что каждая душа христианская есть возлюбленная невеста
Христова. И как любит Господь Церковь(Еф.5,25-27) - общество верующих в Него,так любит и каждую
душу христианскую. Царица/же эта избранная/есть - Церковь,- утверждает св.Афанасий,уневещенная Великому Царю,а"стояние одесную"означает честь,какой сподобится она в будущем
веке/и на суде/; а разноцветные ризы ее - вера,надежда,любовь[3,с.153].
В то же время,по учению Святой Церкви(догматы которой не одного/примитивного или
закоснелого/рода,но различны и многообразны,объемлют собой учения
естественные,нравственные,таинственные - потому,как и говорит псалом,риза ее"золотом украшена и
преиспещрена"(10),т.е.прекрасна в своем роде и совершенна),первое и почетное место - справа от
Царя Славы,- бесспорное признание превосходства и заслуженная похвала,по праву принадлежит
Пресвятой Богородице Деве Марии, Которая как пречистая и пренепорочная Матерь Господа Христа
ближе всех брачных душ встала к прославленному Спасителю и имеет наибольшее участие в
Богочеловеческой Его власти. Потому на Богородичные праздники мы всегда слышим в виде прокимна
или припева к стихирам изречения этого псалма(ст.10,11а,13б,15 и 18а). Ибо отныне - после
благословенного и благодатного Рождества Христова и светлого Его Воскресения - имя Господа Бога и
Его Пресвятой Матери-Девы неразлучны и в равной мере достойны исповедания и похвалы:
Восхвалят имя Твоё во всех родах,сего ради исповедуемся Тебе ныне и вовек(18).
Много более изысканное и развернутое объяснение 44-го псалма,как и обстоятельное исследование
пространного его надписания,найдем у святых Василия Великого и Иоанна Златоуста,к толкованиям
которых отсылаем желающих подробнейшим образом исследовать сей во многом ключевой
Псалтирский псалом-песнь о Возлюбленном.