2.27M
Категория: ИскусствоИскусство

Происхождение и основные значения термина «романтизм»

1.

Учитель: Шаритдинова Г.А.

2.

Происхождение и основные значения термина «романтизм»
Романтизм – направление в искусстве Европы 1790-е в 1830-е годы.
Проявил себя во всех областях, кроме архитектуры.
Этимология: Romance (итал.) изначально термин относился к
литературному жанру – роман.

3.

РОМАНТИЗМ
направление в европейской литературе, возникшее в начале XIX века; явилось на смену
искусству, заимствовавшему свои образцы из античного мира и подражавшему
классическим писателям; романтизм характеризуется свободой формы, фантазией,
мечтательностью, вообще избытком чувств (в противовес рассудочности XVIII стол.); в
разных странах направление это приняло неодинаковый характер; в частности так назыв.
слегка мечтательнее меланхолическое настроение с неопределенными порывами кудато, к чему-то неизвестному, рисующемуся вдали в неясных, но красивых образах.
(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

4.

Философские основы романтизма
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения,
повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам
человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на
смену подражанию классическим образцам XVIII века.
Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в
новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это
общество предсказывали великие умы Европы.
Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа
страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы.
Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности,
отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века».

5.

Яркие представители романтизма в литературе Европы
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Ранее других заговорил о преобладании чувства
над разумом («Исповедь», («Савойский
священник», «Новая Элоиза»).
Рядом с Руссо вырастают мощные фигуры
поэтов немецкого движения («Буря и натиск»), в
сочинениях которых родились образы героевбунтарей, непонятых и отвергнутых
(«Разбойники» Шиллера), и знаменитая
вертеровская меланхолия («Страдания молодого
Вертера» Гете).

6.

Джордж Гордон Байрон (1788-1824)
Английский поэт-романтик, покоривший воображение всей
Европы своим «мрачным эгоизмом».
Представляет младшее поколение английских романтиков.
Мировую славу Байрону принесла монументальная поэма
«Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818).

7.

Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Немецкий философ. Автор произведения «Мир как воля и представление».

8.

В истории немецкого романтизма трудно переоценить
роль фольклорного сборника «Волшебный рог
мальчика» (1806-1808), составленного двумя друзьями
– Клеменс Брентано (1778-1842) и Ахим фон Арним
(1781-1831)

9.

Братья Гримм
Романтики второго этапа разбудили интерес к
национальной старине. Именно в эти годы
публикуются и комментируются памятники
средневековой немецкой литературы, романтики
обращаются к народной песне (сборник песен А. фон
Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»).
Высокого совершенства достигает лирическая
поэзия.
Ведущими прозаическими жанрами
становятся фантастическая
новелла и сказка («Детские и семейные сказки»
братьев Гримм).

10.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)
Гофман был «идеальным» с точки зрения
романтиков мастером-универсалом, сочетая
таланты композитора, музыкального критика,
дирижера, живописца, графика, декоратора,
режиссера.
Но нам он интересен, прежде всего, как
мастер сказки и фантастической новеллы.

11.

Генрих Гейне (1797-1856)
Немецкий поэт, публицист и критик, в
России был известен, прежде всего, как
прекрасный лирический поэт.

12.

Вальтер Скотт (1771-1832)
Всемирно известный британский
писатель, поэт, историк, собиратель
древностей, адвокат шотландского
происхождения, считается
основоположником жанра
исторического романа

13.

Чарльз Диккенс (1812-1870)
Английский писатель, романист и
очеркист, самый популярный
англоязычный писатель при
жизни, классик мировой
литературы, один из крупнейших
прозаиков XIX века.

14.

Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848)
Французский писатель и дипломат,
один из первых представителей
романтизма во французской литературе
Пушкин назвал его «первым из
современных французских писателей,
учителем всего пишущего поколения».
Основные произведения:
трактат «Гений христианства» (1802); повесть
«Атала» (1801); повесть «Рене» (1802).

15.

Анн-Луиз Жермен де Сталь,
известная как мадам де Сталь (17661817)
Знаменитая французская писательница.
В романах «Дельфина» (1802),
«Коринна» (1807) писательница
защищает право женщины на свободу
чувства, а также показывает
столкновение человеческой личности с
устоями буржуазно-дворянского
общества.

16.

Жорж Санд настоящее имя – Амандина
Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876)
Французская писательница. С самых первых своих
романов она повела решительный разговор об
эмансипации женщин.
В лучших книгах она отразила идейные искания
эпохи и идеалы свободной личности
(«Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло»
и др.)

17.

Альфонс де Ламартин (1790-1869)
Французский писатель и поэт
романтического направления,
политический деятель.
Характерный герой его сочинений –
несчастный скиталец, который
томится на земле и уповает на
загробное обетование, где мечтает
соединиться с душой умершей
любимой.

18.

Александр Дюма (1802-1870)
Французский писатель, самый читаемый
французский автор в мире, также был
драматургом и журналистом.
Лучшие сочинения писателя относятся к
1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать
лет спустя», «Королева Марго», «Граф
Монте-Кристо».

19.

Список используемых источников
1. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. – 287с.
2. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997. – 368 с.
3. Иванова, Э. И. Беседы о немецком романтизме. – М.: Дрофа, 2005. – 382 с.
4. Раздольская, В. И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм. – СПб.: Азбукаклассика, 2005. – 384 с.
5. Шлегель, Ф. Разговор о поэзии. Речь о мифологии // Литературные манифесты
западноевропейских романтиков. – М., 1980. – 296 с.
6. Шевчук, М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века. – СПб:
Инфо-да, 2003. – 356 с.

20.

Благодарю за внимание
English     Русский Правила