Похожие презентации:
Детская литература. Цели, задачи и функции
1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Цели, задачи и функции.История и теория вопроса
2. Стереотипы о ДЛ
• Возрастной;• Гендерный;
• Аксиологический (идеологический).
3. Подходы к изучению
• Исторический (контекст; интертекст);• Теоретический;
• Социологический;
• DH.
4. Исторический и теоретический подходы
• Историческая поэтика (сюжеты имотивы в диахронном аспекте: И.Г.
Минералова, И.Н. Арзамасцева, С.А.
Николаева, У.М. Дмитриева, Е.Ю.
Куликова). Б. Хэллман, М. Костюхина
• Теоретическая поэтика (С.Н. Бройтман,
В.И. Тюпа): эволюция модусов
художественности, антропология
сюжета.
5.
6. Антропология литературы
• Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс,• К. Гирц, Я. Плампер
• Е. Душечкина, А. Белоусов
7.
8. Антропология литературы
• Синоним фольклористики;• Изучение возрастной специфики;
• Социальное воображаемое.
9. Социология литературы
• Лукач Д.• Уэллек Р., Уорен Т.
• Иглтон Т.
10. Социология литературы
• Бурдье П.• Гиллори Дж.
• Б. Дубин, А. Рейтблат, М. Макеев, А.
Вдовин
11. Социология литературы
• Изучение реального (эмпирического)читателя и его идеальных проекций;
• Изучение литературы как «рынка
сбыта» (отношения издателя, автора и
читателя);
• Изучение «символического капитала»
на фоне реального.
12.
13. Социология литературы
• Поле литературы (автономия игетерономия);
• Институты литературы (иерархическая
модель);
• Изучение классики и канона.
14. Стратификация ДЛ
• Синхронно: Детская литература – частьмассовой литературы.
• Диахронно:
• Классика
ДЛ
• Беллетристика
• МЛ
15. Дигитальное изучение
• Корпусные методы, корпусный анализ(лингвистика и литературоведение);
• Морфология сюжета (В. Пропп, Дж.
Кавелти);
• Опциональные параметры (литература
как массив данных).
• http://detcorpus.ru/?fbclid=IwAR3RwsC7J
TvzApsM_6tzJwvHnyxaPw6AXb4TZ1JOKi
G-ScgTY-6mOjiry9E
16. Цель ДЛ
• Формирование картины мира(горизонты познания), личности
(горизонты ожидания) читателя
средствами языка (в том числе,
художественного).
• Адаптация возможностей большой
литературы для читателя-ребенка.
17. Функции ДЛ
• Не заботьтесь о том, что дети малотут поймут, но именно и старайтесь,
чтобы они как можно менее понимали,
но больше чувствовали. Пусть ухо их
приучается к гармонии русского слова,
сердца преисполняются чувством
изящного; пусть и поэзия действует на
них, как и музыка,- прямо через
сердце, мимо головы, для которой
еще настанет свое время, свой черед…
18. Функции ДЛ
• К о г н и т и в н а я (СФИ, СКИ, СП);• Коммуникативная (Адресат_Сообщение
[Текст]_Адресант);
• Кумулятивная (память культуры);
• Дидактическая (воспитательная);
• Гедонистическая (развлекательная);
• Аксиологическая (ценностная);
• Кодирующая (эмоциональные матрицы (А.
Зорин).
19. Характеристика читателя ДЛ
• Читатель 1 (взрослый);• Читатель 2 (ребенок (фольклор,
постфольклор), Ч1);
• [Фольклор/Литература]
20. Как это работает?
• Образец – подражание образцу –творчество;
• «Срез» большой литературы.
21. Когда начинается ДЛ?
• 1-ая точка зрения: синхронно с началомлитературы.
• 2-ая точка зрения: по мере изменения
антропологических возможностей
литературы. Концепт «детство»,
«ребенок».
22. Эпоха Нового времени
• Англия: Дж. Локк (tabula rasa);• Швейцария: И. Песталоцци
(природосообразность);
• Франция: Жан Жак Руссо
(естественный человек=ребёнок);
• Германия: И. Кампе («Маленькая
библиотека», компиляция).
23. И. Кампе
• Благовоспитанные, разумные дети;• Играющие дети;
• Неразумные, непослушные дети;
• Смерть родителей;
• Дитя умирающее.
24. Эпоха Нового времени в России
• Юности Честное зерцало (1717).СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – обытовление,
адаптация сакральных текстов и
традиций к бытовым нормам эпохи.
• Всякая всячина (1769);
• «Петр нам бытие, Екатерина - душу»
• Детское чтение для сердца и разума
(1785);
• Сказки.
25. Культура и взрыв
• Эпоха культурного взрыва: театр(комедия, императрица - комедиограф)
и журналистика («Всякая всячина»).
• «Трутень», «Пустомеля», «Живописец»;
• «Детское чтение для сердца и разума»
(переводы и переложения): диалоги
(диалоги Сократа (учитель, путник
(Европа) и дети); жизнеописание
(Плутарх – Ломоносов); И. Кампе).
26. Просветительский идеал
• Главный сюжет: сюжет о божественномребенке. Обобщение;
• Разграничение добра (добродетели) и
зла (порока);
• Накопление информации о мире (tabula
rasa).
27. 1782
• «Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка оцаревиче Февее»;
• Семейное чтение;
• Светское чтение:
• Читатель 1: придворные, дворяне;
• Читатель 2: дети придворных, дети дворян.
• ЛТ: «Философские повести» Вольтера,
«Божественная комедия» Данте (роза),
Одиссея
28. 1829
• А. Погорельский, В. Жуковский, В. Одоевский• «Черная курица, или Подземные жители».
• Семейное чтение;
• Светское чтение:
• Читатель 1: дворяне, разночинцы;
• Читатель 2: их дети.
• ЛТ: «Дон Кихот» М. Сервантес,
«Философские повести» Вольтера,
«Ученические годы Вильгельма Мейстера»
Гёте, «Щелкунчик» Гофман.
29. Сказка А. Погорельского
• Фантастическое двоемирие: Петербург,пансион, черная курица / Подземные
жители, Министр Чернушка.
• Романтическая ирония: игра с
читателем (казалось, виделось,
чудилось), сатира на социальные
порядки и практики (механическое
заучивание и зазубривание).
30. Сказки дедушки Иринея
• Энциклопедизм (Вольтер, Руссо);• Генерализация (космизм: универсум);
• Физика + метафизика;
• Романтизм + реализм (Андрей Рубо,
Настя).
• Сборник=журнал=учебник.
31. Модальность
ПросвещениеЛюбезные
дети!
Волшебный
предмет: Роза
без шипов
(добродетель)
Сентиментали Реализм
зм+Романтизм
Милые дети!
Детское
(человеческое)
Коноплняное
зернышко
Инициация
Волшебный
Черная курица -
32. О хрестоматиях Л.Н. Толстого
• После «Войны и мира»;• Воспитание стиля;
• «опрощение»;
• «Кому у кого учиться писать?».
33. Русская детская литература
• 1770-1917: секуляризация,коммерциализация литературного труда
(переводы, переложения, авторское право),
усиление символической роли ДЛ.
• Дореволюционная ДЛ:
сентиментализм+романтизм (часто с
реалистической фабулой).
• Герой слушается взрослых (нарушение
запрета).
34. Милые дети VS Уважаемые дети
• У нас нет детской литературы.• Старая ДЛ – тюрьма. И она
создавалась «150 лет». Золоченый
мусор.
• Новая ДЛ – пища Богов. Все знать, все
уметь, все познавать.
• Новый тип героя, новый тип сюжета
(Гражданская война, Великая
отечественная война). Детский мир.
35. Советская детская литература
• 1920-1990: институциализация ДЛ,усиление престижа («писатели –
инженеры человеческих душ»).
• Борьба и притяжение: романтизм (часто
с реалистической фабулой).
• Герой – маленький взрослый.
36. Советская ДЛ
• Часть «Атлантиды»;• Внутренняя система: исторические
сюжеты (1920-, 1940-): герои
(маленькие герои), фантастические
сюжеты (1930-1970): нерадивым,
непослушным детям.
• «Чиж и Еж», «Мурзилка», «Костер».
• ДЛ – опальные поэты (перевод).
37. Постскриптум
• История детской литературы –частность в истории литературного
процесса.
• ДЛ «консервирует» стили и сюжеты
большой литературы.
• Формирование ДЛ в Российской
империи, СССР, РФ обусловлено
социокультурными процессами.