Похожие презентации:
Артефактный культурный код русских и башкирских загадок
1.
Выпускная квалификационная работаАртефактный культурный код
русских и башкирских загадок
Выполнил: магистрант третьего курса, заочного отделения
«Факультета башкирской филологии, востоковедения и
журналистики», направление «Сравнительносопоставительное изучение
разноструктурных
языков» Уфимский университет науки и технологий, г.
Уфа, Республика Башкортостан
Научный руководитель:
доцент, кандидат филологических наук
Махмутова Альфия Сабировна
2.
ОглавлениеВведение
I глава Понятие «культурного артефактного кода,
архетипа». Классификация артефактов
Выводы по I главе
II глава Загадки. Классификация загадок
Выводы по II главе
III Артефакты в башкирских загадках. Артефакты в русских
загадках. Сопоставительный аспект артефактов
башкирских и русских загадок
Выводы по III главе
Заключение
Список используемой литературы
3.
Культурный код. Исследователи.Культурный код — это совокупность символов, образов и значений, которые формируют
уникальную картину мира определённого народа. Он является основой для понимания
культурных особенностей и ценностей других наций. Культурный код передаётся из
поколения в поколение через язык, религию, искусство, обычаи и традиции.
Загадки изучали:
- Ф.И. Буслаев
О.Ф. Миллер, А.А. Потебня и А.Н. Веселовский, а П.Г. Богатырёв,
А.Т. Хроленко, А.П. Евгеньева, А.Н. Журинский, Г.Л. Пермяков,
Т.В. Цивьян, В.Н. Топоров, К. Мэргэн, Ф.А. Надыршина.
В своей работе мы изучали сборник «Башҡорт халыҡ йомаҡтары»,
авторами которого являются Кирей Мэргэн, Фануза Аитбаевна
Надершина, сборник «Загадки» Веры Викторовны Митрофановой.
4.
Компоненты культурного кода и определение артефактаЯзык
Нормы и
ценности
Культурный код
Традиции и
обычаи
Праздники и
ритуалы
Искусство и
литература
Одежда и
мода
Религия и
мифология
Символы и
знаки
Еда и
напитки
Артефакт — это любой объект, созданный человеком, который
может быть как материальным, так и нематериальным.
5.
Артефактный код. АртефактыАртефактный код связан с материальными
объектами, созданными человеком. Это могут
быть произведения искусства, инструменты,
технологии и другие предметы, которые имеют
определённое значение и функцию в культуре.
Артефакты являются результатом
человеческой деятельности и отражают
культурные ценности, нормы и традиции.
6.
Выводы по I главеТаким образом, понятие архетипа является важным инструментом для
понимания психологических процессов и формирования личности.
Концепция архетипов позволяет объяснить, как универсальные образы
и идеи влияют на поведение и восприятие мира человеком. Однако,
несмотря на свою значимость, концепция архетипов также вызывает
критику и требует дальнейшего исследования.
Архетипы представляют собой универсальные образы и идеи, которые
присутствуют в коллективном бессознательном всех людей. Они
проявляются в различных формах культурного выражения, включая
мифы, легенды, искусство и язык. В данной работе мы рассмотрим
понятие архетипа с точки зрения его применения в лингвистическом
анализе загадок.
7.
Выводы по II главеТаким образом, загадка - это малая форма устной словесности, в краткой образной форме
кодирующая различные реалии окружающего мира. Загадка состоит из двух взаимосвязанных
компонентов: вопросительной (кодирующей) части и ответа (отгадки, денотата), поэтому загадка
ориентирована на коммуникацию спрашивающего и отвечающего.
Загадки в древние времена относились к ритуально-игровой деятельности, имели
обрядовое значение. В древних обрядах запрещалось называть сакральные предметы
и понятия своими именами, их разрешалось упоминать только в иносказательной
форме.
На протяжении столетий функции загадки в культуре существенно трансформировались: осуществился
переход от доминирования ритуальномифологической функции загадки - способа кодирования
сакральной информации – к дидактической, когда загадка стала выполнять роль так называемой
интеллектуальной дидактики.
Для загадок характерна высокая степень метафоричности. Загадка всегда укрупняет
план изображения, превосходит тот или иной признак какого-то реального предмета.
Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. В качестве
метафор в загадках чаще всего выступают существительные.
8.
Выводы по III главеИсследование поэтики и языковых особенностей фольклорных жанров разных
народов является одним из актуальных направлений современной
фольклористики. Малые жанры фольклора, в том числе и загадки, занимают
значительное место в традиционной культуре русского и туркменского народов.
Результаты исследования показывают, что самыми многочисленными являются группы
загадок, посвященные явлениям природы. Наибольшую общность структурносемантических типов и способов метафоризации обнаруживают русские и башкирские
загадки о небе и небесных светилах. Вероятно, небо, солнце, звезды, луна – это
природные объекты, которые ранее многих других попали в поле зрение человека и
поэтому были подвержены универсальным мифологическим способам метафоризации
(на основе принципа аналогии). Кроме того, восприятие небесных светил в меньшей
степени связано с особенностями среды обитания, в отличие от других природных
объектов и явлений природы (ветер, снег, лед, река и др.), поэтому загадки о небе и
небесных светилах содержат наибольшее количество реальных и заместительных
признаков, общих для русской и башкирской языковой картины мира. В связи с этим
наибольшее количество эквивалентных и частично эквивалентных загадок было выявлено
в группе загадок о небе и небесных светилах.