Античная философия
64.50K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. Античная философия

2.

1. Особенности античной философии.
2. Становление античной философии:
космологический и антропологический
периоды.
3. Классический период античной
философии.

3.

Особенности античной философии
– космоцентризм;
– универсализм;
– недифференцированность начального
философского знания;
– энциклопедизм философских учений;
– теоретический и методологический
плюрализм.

4.

Периодизация античной философии
– Космологический период (ранняя классика):
милетская школа, элейская школа, Гераклит;
– Антропологический период (средняя классика):
школа софистов, Сократ, ранние сократические
школы (школа киников, киренская школа, мегарская
школа, элидо-эритрейская школа);
– Классический период (зрелая классика): Демокрит,
Платон, Аристотель;
– Эллинистический (эллино-римский) период
(поздняя классика): эпикурейская школа, школы
стоиков и скептиков, неоплатонизм, перипатетизм.

5.

Космологический период
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
– проблема первоосновы мира – архэ – решается
через выделение субстанции-первовещества (вода,
апейрон, воздух);
– эмпирико-сенсуалистическая методология;
– предмет познания – эмпирические многообразие
явлений природы;
– гилозоизм и примитивный эволюционизм (Фалес);
– качественные изменения как причина образования
многообразия природных феноменов (Анаксимен);
– аналогия и принцип бинарных оппозиций, идея
разложения уничтожаемых предметов на исходные
элементы (Анаксимандр).

6.

Элейская школа (Парменид, Зенон Элейский)
– выделение онтологии и гносеологии;
– методологический приоритет рационального познания
панлогизм;
– познавательный акцент на формально-числовом,
структурном аспекте космоса;
– принцип тождества бытия и мышления;
– бытие понимается как абсолютная пространственная
полнота – бытие вечно, неделимо, тождественно
самому себе, однородно и неподвижно;
– движение, качественные изменения и развитие
онтологически и логически невозможны;
– отрицается самостоятельная реальность
пространства и времени.

7.

Гераклит Эфесский
– принцип panta rei – первоосновой мира является
не субстанция, а принцип вечного изменения,
единственно постоянный процесс смены
противоположных состояний, смены
возникновения и разложения;
– принцип бинарных оппозиций как основа
существования природных явлений;
– понимание сущности вещей возможно через
вычленение категориальных противоречий в языке
и создание адекватных действительности понятий
(мир как книга вещи как слова);
– рационализм, критика сенсуализма.

8.

Антропологический период
Школа софистов (Протагор, Горгий, Эватл и др.)
– человек – единственный относительно достоверный
объект восприятия, данный индивидуально
познание мира возможно только через познание
человека;
– антропологические проблемы отграничиваются от
онтологии и подходы к их решению определяют
характер гносеологии, этики и политики;
– принцип релятивизма – «человек есть мера всех
вещей» относительность истинности знания,
нравственных и социальных норм;
– гносеологический и религиозный агностицизм.

9.

Сократ (прим. 470-399 гг. до н. э.)
– принципиальная несистематичность
философского учения;
– критика предшествующей натурфилософии,
антропологии и этики;
– принцип «познай самого себя» как основа
гносеологии и этики;
– метод диалога (майевтика);
– этический рационализм.

10.

Демокрит Абдерийский
Онтология:
– атомизм – первоосновой мира является атом –
неделимая, неизменная единица бытия; атомы
различаются по качеству, величине и форме;
– строгий детерминизм – атомы постоянно
движутся в пустоте по заданным траекториям,
отклонение от которых невозможно.

11.

Гносеология:
– разграничение чувственного и рассудочного
познания;
– чувственный опыт является необходимой основой
познания, но не дает представления о сущности
явлений;
– причина чувственного опыта – эманация явлений,
воздействующая на субъекта.
Антропология:
– человека от животных отличает особое
расположение и свойства атомов души;
– душа человека смертна.

12.

Этика и политика:
– высшее счастье для человека – безмятежная
мудрость и добродетель;
– приоритетное значение воспитания и обучения
в формировании личности;
– люди от природы равны лучшей формой
государственного устройства является
демократический полис.

13.

Платон (Аристокл, 427-347 гг. до н. э.)
Онтология (учение о гиперурании):
– выделяются три уровня бытия:
мир идей – вечно сущий и умопостигаемый;
мир материи – вечно становящийся и чувственно
воспринимаемый;
мир наличного бытия – не является собственно
уровнем бытия, образуется в результате пассивного
воздействия идей на материю;
– идея – всеобщее родовое понятие о сущности
мыслимого предмета, вечный архетип предмета,
парадигма его существования;

14.

– материя – пассивная субстанция, изменчивая,
лишенная способности к пониманию;
– идея и материя противоположны друг другу, но обе
являются первоосновами существования.
Гносеология:
– основой метода является сократический диалог,
применяемый в сочетании с математикой;
– разграничение чувственного и рационального
познания – чувственное познание понимается как
побуждение, посредством которого душа приводит в
ясность понятия, ведущие к постижению идей;
– теория припоминания – анамнесис.

15.

Антропология и этика:
– человеческая душа занимает промежуточное
положение между миром идей и миром материи;
– душа бессмертна и по природе идеальна;
– душа обладает чувствами, волей и разумом;
– каждой из частей души присуща определенная
добродетель: чувствам – умеренность, воле –
мужество, разуму – мудрость;
– все добродетели объединяются одной –
сдерживающей мерой (софростине);
– от рождения в человеке преобладает одна из
способностей души необходимость соответствующего врожденным способностям воспитания.

16.

Политика:
– идеальное государство как воплощение высшей
идеи – идеи блага;
– высшей добродетелью для государства является
справедливость необходимость строгой
стратификации и социальной иерархии;
– лучшая форма государственного устройства –
аристократия (близок к ней просвещенный
абсолютизм).

17.

Аристотель (Стагирит, 384-322 гг. до н. э.)
– систематизаторство и энциклопедизм;
– последовательный логический рационализм;
– диалектика низводится до уровня вспомогательной
дисциплины.
– разделяет философию на теоретическую (метафизика), практическую (этика и политика) и изобразительную (поэтика).

18.

Онтология:
– основой онтологии является метафизика:
общая метафизика – учение о мире;
частная метафизика – учение о неподвижном
перводвигателе, или учение о Боге.
– общая метафизика включает в себя:
1. Категориальный анализ сущего или учение о бытиичем – 10 классов признаков – предикабилий:
сущность, качество, количество, отношение, место,
время, состояние, обладание, действие, страдание.
Чистая сущность определяется как «чтойность» качественная определенность вещи.

19.

2. Причинный анализ сущего или учение о субстанциально сущем – выделяются четыре причины
существования:
– форма (эйдос, чтойность),
– материя (субстрат),
– источник движения (творящее начало),
– цель.

20.

3. Учение о возможности и действительности на
основе анализа противоречия формы и материи.
– форма – имманентный парадигмальный принцип
вещи, в отличии от Платоновской идеи, существует
в вещах;
– материя – чистая возможность вещи, бесконечная
потенциальность.
– движение понимается как переход от потенциального к актуальному;
– порождающим началом космоса в целом является
неподвижный перводвигатель или Бог –
универсальный источник движения, чистая энергия,
осуществляющая все космические потенции в акте
непрерывного моментального творения.

21.

Гносеология:
– основа – теория доказательства по модели
геометрического доказательства;
– решающее значение в познании имеют оппозиции
общее – единичное и первичное – вторичное;
– выделяются неизменные аксиоматические
познавательные принципы – формально-логические
законы;
– истинное знание – знание первых причин или общей
сущности вещи;
– категориальную основу познания составляют общие
понятия – структурируют хаос впечатлений,
разлагают чувственные целостности на предметы
познания, делают чувственно воспринимаемое
собственно познавательным.

22.

Этика:
– принцип добродетельного эвдемонизма;
– добродетели делятся на
этические (добродетели образа действия) и
дианоэтические (добродетели образа мысли);
– счастье – деятельность по реализации добродетели
своей души (не является врожденной и может
меняться с возрастом).

23.

Политика:
– на основе критики теории государства Платона
реализм и прагматизм;
– естественное происхождение государства;
– конечная цель государства – счастливая и
гармоничная жизнь граждан;
– подвижная стратификация – по возрасту;
– идеальная форма государственного устройства –
полития (сочетание олигархии и демократии).
English     Русский Правила