1.11M
Категория: ФилософияФилософия

Древнекитайская философия

1.

МОДУЛЬ 1. «ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО
В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ИСТОРИЯ
ФИЛОСОФИИ »
Тема 3. Древнекитайская философия
1. Возникновение философии в Древнем
Китае и её особенности.
2. Даосизм.
3. Конфуцианство.
1

2.

ВОПРОС № 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ
КИТАЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

3.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Природные
• Суровый климат
• Изолированность
Социально-исторические
• Деспотические формы
правления, сильная
зависимость людей от
правителя
• Большая роль общины

4.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
• Влияние старинных преданий о династиях
• Тесно связана с практической жизнью
людей
• Создана система воспитания человека
• Ценились такие качества как покорность,
сдержанность
• Разработаны проблемы человека и
общества
• Обоснованы правила государственного
управления

5.

ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Общее
Тесная связь с религией
Признание изначальной
несвободы человека
Почитание и сохранение
древних традиций
Поиск возможностей
духовно-нравственного
совершенствования
человека
Различия
Философия Китая
обращена к практической
коллективной жизни в
государстве, философия
Индии – к
индивидуальной душе
человека
В Индии учили, как лучше
избежать страдания, а в
Китае – как выжить и
утвердиться в жизни

6.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Мо-цзы
(Мо Ди)
486 - 376 гг.
до н.э.).
Идеи моизма:
Идея естественного равенства людей;
Концепция договорного возникновения
государства;
Замещение государственных
должностей по деловым и нравственным
качествам;
Руководство принципами почитания
мудрости, всеобщей любви и взаимной
выгоды применительно к государству
(признание суверенитета другого
государства, осуждение войн, усердие по
службе государственных чиновников,
вознаграждение за труд, насаждение
единомыслия).

7.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Идеи легизма:
Приоритет закона по причине
эгоистической, «дурной», «злой»
природы человека;
За законопослушные поступки –
вознаграждение, за дурные,
посягающие на государственность –
наказание;
Легизм
Идея равенства всех перед законом;
VI - III вв до н.э. Принцип равенства возможностей при
продвижении по служебной лестнице;
Необходимость контроля и
вмешательства государства в
экономику.

8.

Основные философские учения
Даосизм
Конфуцианство
Лао Цзы
«Дао Дэ Цзин» (Книга пути и достоинства)
Кун Фу-Цзы
«Лунь Юй» (Беседы и суждения)

9.

ВОПРОС № 2
ДАОСИЗМ

10.

ДАОСИЗМ
Один из основоположников –
Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.).
Ему приписывают авторство
книги «Дао дэ Цзин».
Основные идеи:
1. Существует Высший Дух – ДАО
(китайск. «Путь», «Закон»). Мать Мира.
Мир Дао абсолютный, совершенный,
единый и вечный. Символ – круг.

11.

мышления) и пяти основных аффектов (заботы, страха, гнева, радости, созерцательности).
2. ДАО порождает материальный мир, в основе которого ЦИ.
ЦИ – жизненная энергия, наполняющая Вселенную. Ее
гармония порождает хороший климат, здоровье и процветание
человека и т.д. Нарушение ЦИ приводит к природным
катаклизмам, болезням и смерти.
Два потока ЦИ –
земной (ИНЬ), небесный (ЯН).
Присутствуют во всем, даже
в продуктах.
Дао породило мир, состоящий
из противоположностей ИНЬ – ЯН.
Это мир несовершенный,
двойственный,
противоречивый, подверженный смерти
и разрушению.

12.

3. Противоположности дополняют друг друга и присутствуют друг
в друге. Их нельзя
противопоставлять.
Это ритм Дао:
- рождение и смерть,
- день и ночь,
- прилив и отлив,
- вдох и выдох.
МИР – ЦЕЛОЕ.
Добро – целостность
и гармония.
Зло –
противопоставление
Это символ единства
противоположностей.

13.

07.11.2021

14.

пяти естественных состояний (влаги, ветра, тепла, сухости, холода); пяти основных человеческих функций (мимики, реч
Пять качеств ЦИ –
пять первоэлементов материи.
Они также присутствуют
во всем, проявляясь
в поведении человека,
и в природе
Необходим баланс
2 потоков и
5 качеств ЦИ.

15.

4. ЧЕЛОВЕК – МИКРОКОСМОС, в теле которого пульсирует ЦИ.
Тело человека – лаборатория, в которой происходит
внешняя и внутренняя алхимия.
Цель – просветление, здоровье тела и максимальное
долголетие. – максимальное продление жизни.
Для этого необходимо достичь
гармонии внешней и внутренней ЦИ.
Внутри человека два потока
ИНЬ и ЯН,
через которые он связывается
с Небом и Землей.
5. Внешняя алхимия использует
ЦИ сил природы.

16.

6. Внутренняя алхимия – использует ресурсы самого
человека, и учит правильно управлять внутренней
энергией.
От основных потоков ИНЬ и ЯН по телу человека идет
множество меридианов.
Вдоль меридианов располагается множество точек
(точки акупунктуры), каждая из которых взаимосвязана с
внутренними органами человека.
ЦИ-ГУН – разработанный комплекс упражнений по
управлению внутренней ЦИ

17.

07.11.2021

18.

ЦИ-ГУН основан на пробуждении ЦИ с помощью:
- гимнастики;
- массажа;
- иглоукалывания;
- прижигания.

19.

7. Внутренняя алхимия развивает в человеке:
Самоестественность и спонтанность – немысленная
искусность во всех видах деятельности. «Если обыкновенный
человек – это тот, кто ходит, поднимая ноги руками, то даос
– это тот, у которого ноги идут сами».
Недеяние (у-вэй): развитие интуиции - следовать
естественным ритмам Дао, не делать лишних действий,
чувствовать ситуацию и людей. Развитие правого полушария.
Медитативные практики: медитация «Золотого Цветка».
8. Человек должен найти личное Дао – свой индивидуальный путь в
жизни. НО человеческое «малое Дао» не должно противоречить
«Великому Дао» - Пути Мира. Иначе человек вступает в конфликт
с Дао и погибает.
9. «Совершенномудрый» правитель предоставляет всему идти своим
естественным путем. Он ни во что не вмешивается, не мешает
Дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором знают лишь
то, что он существует». «Когда растут законы и приказы,
увеличивается число врагов и
разбойников».

20.

ВОПРОС № 3
КОНФУЦИАНСТВО

21.

КОНФУЦИАНСТВО
Конфу-цзы (551 – 479 вв. до н.э.).
В западной транскрипции –
Конфуций.
Автор книги «Лунь Юй».
Философские интересы:
социальная философия и этика.
Учение об идеальном человеке,
идеальном государстве и
идеальной семье.
Благодаря им конфуцианство
стало государственной
философией и религией Китая.

22.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Идеи конфуцианства:
Идеал бюрократического
патерналистского государства,
построенного на принципах морали и
религиозном культе (приоритет
морали над правом, человеколюбие и
добродетель государя, чиновников);
Добровольное самоограничение
людей;
Компромиссность, избегание
крайностей, придерживаться «золотой
середины».
.
КОНФУЦИЙ

23.

Учение о человеке
ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ
благородный человек
ЖЭНЬ - гуманность, милосердие,
человеколюбие: ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧТО НЕ
ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ» - ДЕРЕВО;
И – справедливость «Благородный
ищет И, а низкий выгоды» - МЕТАЛЛ;
ЛИ – верность обычаям, почтение к
родителям, соблюдение ритуалов –
ОГОНЬ;
ЧЖИ – мудрость, благоразумие,
умение просчитать
последствия
своих действий - ВОДА;
СИНЬ – добросовестность,
искренность – ЗЕМЛЯ.
СЯО-ЖЭНЬ
низкий человек
- лишен гуманности;
- думает о личной выгоде;
- непочтителен к родителям
и старшим;
- глупый и упрямый, не
склонен учиться;
- нетрудолюбивый, склонен
обманывать.

24.

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ и СЕМЬЕ
Что влияет на благополучие общества?
1. Соотношение «благородных» и «низких» людей;
2. Правитель и политическая элита. Император является сыном
Неба, главой государства и примером для своих граждан.
3. Уровень компетентности. Каждый должен заниматься своим
делом: «Император должен быть императором. Отец должен быть
отцом. Сын должен быть сыном. Потому что если император не будет
императором, отец не будет отцом,
а сын не будет сыном, то и рисом
нельзя будет наесться».
4. Семья.
Семья – маленькое государство
в государстве, в котором
начинается воспитание человека.

25.

ВЫВОДЫ
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
1. ХОЛИЗМ – развитие целостного мировидения.
2. УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ определяет бытие человека.
3. ИММАНЕНТНОСТЬ (от лат. «имманентный» - близкий) –
утверждение, что человек тождественен Абсолюту.
Человек САМ находит в себе источник света и счастья.
САМ делает выбор и САМ отвечает за него.
4. ЧЕЛОВЕК-МИКРОКОСМОС.
5. СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ - искусство жить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
6. ИНТУИТИВИЗМ – развитие нелогических способностей человека.
7. Физическая культура основана на развитии гибкости и растяжки
тела, стимуляции активных точек тела.

26.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
English     Русский Правила