1.Объясните сущность особенностей философии
Экзистенциализм -
Особенности мифологического сознания
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные течения древнекитайской философии
Основные идеи даосизма (как устроен мир, место человека в мире, сущность человеческой жизни)
Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Основные идеи конфуцианства
Основные идеи конфуцианства
Конфуций. Изречения.
Вывод
Особенности философии Древнего Востока
Ответы ??
296.00K
Категория: ФилософияФилософия

Древнекитайская философия

1. 1.Объясните сущность особенностей философии


Плюралистичность
Изучает «вечные вопросы»
Многослойность
Умозрительный метод исследования,
Особенность изучаемых понятий –
абстрактность
• Субъективность философской истины
(выражение представлений человека
(мыслящего субъекта) об окружающем мире,
его точки зрения, чувства, убеждения и
желания).

2.


Онтология
Эстетика
История
Философия
Культурология
Бытие
Экзистенциализм
Гносеология
Этика
Экономика
Социология
Политология
Социализация
Мифология

3. Экзистенциализм -

Экзистенциализм • Направление философии, которое
рассматривает вопросы о
существовании человека, его
уникальности

4.

1) Каковы особенности мифологического
сознания людей древности?
2) Что означала идея реинкарнации,
содержащаяся в древнеиндийской
философии? Какими путями, по мысли
древних философов, можно было преодолеть
неблагоприятную карму? 3) Какие
«благородные истины» провозгласил Будда?
4) Почему буддизм назвали «атеистической»
религией?

5. Особенности мифологического сознания

1. Человек рассматривался как часть сообщества, а сообщество - часть
природы. Человек и природа не противостояли друг другу
2. Мир природы наделялся человеческими характеристиками
3. Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и
видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и
волю, было реальным
4. Поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Человек всегда
искал целенаправленную волю, совершающую действие
5. Время не абстрагировалась, воспринималось через периодичность и
ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и
смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи,
времен года, перемещение небесных тел
6. Мир представлялся как арена борьбы сил добра и зла

6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

7. Основные течения древнекитайской философии

Даосизм
«учение о пути»
ПредставительЛао-Цзы
Конфуцианство
Конфуций (551—
479 гг. до н. э.)
VI – V вв. до н.э.
Основное понятие«дао»-путь
3 пункт 1 и 2 абз. Прочитать, выделить осн. идеи.

8. Основные идеи даосизма (как устроен мир, место человека в мире, сущность человеческой жизни)

• Мир расколот на два начала: инь (темное начало, пассивное
ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания)
• Человек, объединяет темное и светлое, женское и мужское,
пассивное и активное
• Человек занимает некое срединное положение в мире и
призван преодолеть его расколотость на два начала
• Человек -посредник между этими двумя мирами -через
человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и
распространяется повсюду
• Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее
поведение для человека — это следование естественному
ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у
вэй»)
• Основной принцип жизни человека- «Передаю, но не творю».

9. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Главная задача благородных мужей - воспитать в
себе и распространить повсеместно человеколюбие
попечение родителей о детях
сыновнюю почтительность
к старшим в семье
справедливые отношения между теми, кто не связан
родственными узами
Перенесённые в сферу политики,
эти принципы должны были
послужить фундаментом всей
системы управления
Воспитание подданных –
важнейшее государственное
дело, и осуществлять его
надо силой личного примера
«Управлять — значит поступать правильно»

10. Основные идеи конфуцианства

Отношения между людьми
Правильное государственное устройство

11. Основные идеи конфуцианства

Правильное государственное устройство
Отношения между людьми
Гуманность, милосердие
(жэнь) основа отношений
между людьми
В повседневной жизни надо
руководствоваться
определенными правилами
Главное правило в
обществе — не делай другим
того, чего не желаешь себе
Необходимо следовать
строгому порядку (ли),
нормам этикета. «Если
благородный муж точен и не
растрачивает времени, если
он вежлив к другим и не
нарушает порядка, то люди
между четырьмя морями
являются его братьями»
высшее положение занимает обожествляемый
император и слой людей (жу), соединяющих в
себе свойства философов, литераторов, ученых и
чиновников
государство — это одна большая семья
государь — «сын Неба» и «отец и мать народа»
Регулирующую роль в государстве выполняют
прежде всего моральные нормы
обязанности каждого определяются его
социальным положением
Отношения правителя и подданных философ
выразил следующими словами: «Суть господина
подобна ветру, а суть простых людей подобна
траве. И когда ветер веет над травой, она не
может выбирать, а наклоняется».

12.

• Задание классу: охарактеризуйте
основные идеи Конфуция по вопросам
государственного устройства и
вопросам отношений между людьми.

13. Конфуций. Изречения.


Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек
постигает выгоду.
Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться;
встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может
называться почитающим родителей.
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление
государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой,
отцом – отец и сыном – сын.
Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром Учитель ответил: - А чем же за
добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.
Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека
делает не путь.
Учителя спросили: - Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы
следовать всю жизнь? Учитель ответил: - Не таково ли сострадание? Чего себе не
пожелаешь, того не делай и другим.
Учитель сказал: - Вести сражаться необученных людей – значит их бросать.

14. Вывод

• Главная идея конфуцианства –
гармонизация отношений между
людьми, а также между человеком
и обществом (государством)

15. Особенности философии Древнего Востока

• еще не было представлений о человеке как личности
• Высшей ценностью считался не человек, а некий
безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.)
• Большинство религиозно-философских течений
склоняло человека к созерцательности, принятию
несовершенств общества как неизбежной данности,
поискам гармонии в своем внутреннем состоянии
• Исключение составило конфуцианство,
направленное на гармонизацию отношений между
людьми

16.

?? В чём выражалась созерцательность
даосизма?
?? Какие нормы социальной жизни
утверждало конфуцианство?

17.


Параграф 2, пункты 1 -3 читать
Вопросы 1-6 устно
Повторить все записи
Учить все понятия
Зад 3 письменно

18. Ответы ??


?5( в чем заключается созерцательность даосизма). Человек «не творит, а передает».
Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека —
это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у
вэй»).
?6(какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство). Начать с того, что все
нормы К. можно классифицировать на 2 группы: одни регламентируют отношения между
людьми, а другие - в государстве. Далее надо их перечислить.
English     Русский Правила