Похожие презентации:
Пречистая Матерь Божия
1.
408.(05.05.2005 14:00)
Благослови,Пречистая Матерь Божия
406.
(05.05.2005 13:58)
Господи,благослови
405. Псалом 61 /комментарии/ (04.05.2005 16:54)
Два псалма знаем с надписанием имени Идифум,38-й и 61-й.
Как свидетельствует нам история в книге Паралипоменон,Идифум был священный псалмопевец:"И с
ними Еман и Идифум и...трубы и кимвалы еже возглашати,и органы пений Божиих"(1Пар.16,41-42). И
несколько ниже:"И поставил Давид царь и начальники войска на службу сыновей Асафа,Емана и
Идифума,чтобы они провещевали на цитрах(гуслях),псалтирях и кимвалах"(1Пар.25,1).
Тот и другой псалмы преимущественно рассуждают о терпении,которым укрощается душевная
раздражительность,а по истреблении всякого высокомерия усовершается смирение(Вас.Великий).
61-й псалом пророк начинает с недоумения,как бы беседуя со своею душой и продолжая начатую
прежде речь: Не Богу ли повинуется душа моя,не от Него ли спасение Моё(2).
И далее приводит свидетельство утверждения своего в Боге:
Ибо Он и Бог мой и Спаситель мой,и заступник надёжный мой,и не подвижусь в вере моей(3).
Однако люди,окружающие пророка,живущие в одно время с ним,бесконечно далеки от Бога(см.об этом
также предыдущий псалом 60,8-9,наст изд.). Обращаясь к ним,псалмопевец говорит:
Доколе будешь мучиться,человек,посмотри:насилуют и убиват вокруг,падают стены,рушатся основы.
Не знаешь цены своей,вечно жаждешь,ибо язык твой мягко стелет,а из сердца изливается зло(4-5).
И далее,призывая самого себя в пример всегдашнего упования на Бога(вспомним,что пророк был не
только обыкновенным по меркам мирским человеком,но всемогущим по тем временам царём),доверия
Ему,излияния сердца своего перед Ним,призывает и людей своих следовать примеру царя своего,уповать
на Бога,довериться Ему,"ибо один Он помощник и утешитель наш"(9).
Но суета сует удел сынов человеческих:запутались во лжи вконец,неправдой своей измеряете
и судите всех,и Слово Божье для вас такая же суета(10).
Страшные слова,это своего рода приговор обезумевшему в нескончаемой суете своей и злобе дня,
запутавшемуся во лжи сердца своего,человеку. Пророк безжалостно,но справедливо,в 10-м стихе псалма
завершает свой приговор:
Суетятся и льстят отцы,суетятся и льстят сыны их:
сложи вместе их на весы,и вкупе легче пустоты(ст.10,наст.изд.).
Почему суетятся? Потому что лживы. А лживы потому,что в людях растлилось судилище души. Суетное
ценится дороже истинного,временное становится выше вечного,скоропреходящее,мимолетное
удовольствие избирается человеком вместо нескончаемого и блаженного веселия во Христе,вместо
светлой и незаходящей радости души и сердца.
Пророк продолжает:
Не надейся на хитрый ум свой,не обльщайсявеликим богатством своим:
богатство утечёт,и твоё сердце с ним(11).
Конечно же,всё это весьма ненадёжное основание скоро исчезнет вместе с кратковременной жизнью
человека,и сердце погублено во лжи неустанного добывания неправедного богатства,и душа такого
человека прежде смерти тела его уже мертва. "И сметает его ветром с лица земли"(Пс.1,4). /Ср.также
Пс.89,7: "Ибо исчезаем с гневом Твоим,с яростью Твоей уходим"/.
Бог есть Слово,не ты первый услышал Его,вся держава Божья на Нём стоит.
И милость Господа в Нём,ибо каждому воздаёт по делам его(12-13).
После увещевания народа оставить суетную надежду на земные богатства и ненасытное удовлетворение
жажды плоти своей,пророк обращает внимание человека на Слово Божие,Которое быв однажды
изречено(как впоследствии - воплощено во Христе Иисусе,Сыне Божием),остаётся непременяемым и
непререкаемым навсегда.Поэтому выражение"Единою глагола Бог"(слав.пер.),по словам блж.Феодорита,
употреблено не в значении числа,но в том смысле,что это будет непременно. Ибо Слово Божие далеко
не"такая же суета"(ст.10,наст изд.),как всё прочее,преходящее и исчезающее,в мире,но вечное
определение нескончаемой во Христе жизни,незаходящего в человеке Божием присносущного света,
беззаветной любви,высочайшей мудрости и милости Творца к человеку - любимейшему,сокровеннейшему
творению Своему.
Итак,Слово сказано,и по неложному определению Божиему,по делам,сотворённым каждым верой и
надеждой на спасительное и благое Слово Господне,решится участь человека или в вечной и блаженной
жизни его во Христе,либо смерти вечной во грехе своём."Наступит для нас время,исполненное страха и
трепета,в которое откроется все,что сделано каждым в тайне и во тьме,- и горе душе,которая не имеет
Помощником Господа. Пока есть у нас силы,поработаем Господу в правоте сердца,чтобы во время скорби
иметь Его своим Помощником,избавляющим нас от всяких бед"(Ефрем Сирин).
Воистину так.