134.57K
Категория: РелигияРелигия

423. Псалом 68 (комментарий 2). Псалмы

1.

423. Псалом 68 /комментарий 2/ (15.05.2005 12:38)
Обрати беззаконие их на головы их,да не воспротивятся суду Твоему(28).
Отстрани врагов Твоих от Книги живой,с праведником да не впишутся(29).
Это последняя и самая высшая из всех тех бедствий и наказаний,которые призывает пророк на головы
беззаконных распинателей Христа. Вместе с лишением надежды на опрадание,ожесточенные и
нераскаянные грешники исключаются из числа спасаемых,считаются изглаженными из Книги жизни
("потребятся от книги живых"- Сл.Пс.),лишаются права наследия вечной жизни и уготованного
праведникам небесного блаженства:"с праведником да не впишутся"- с теми,имена которых,по слову
Самого Христа Спасителя,"написаны суть на небесах"(Лк.10,20).
В стихах 23-29 псалмопевец выражает строгие прещения и казни от Бога тем злочестивым врагам и
ненавистникам его,которые восстали на неповинного и подвергли тяжким страданиям,домогаясь
конечной погибели его(ср.Пс.58,4). Но угрозы пророка врагам его не есть чувства озлобления или
мщения,совершенно не свойственные кроткому Давиду; страшные пожелания эти он изрек не столько
по справедливому,личному негодованию на врагов своих,сколько по ревности о Боге,по осознанию
/пророческому/бесчеловечности ненавистнических,зверских отношений к Праведнику - Господу Христу.
Это ревность"не по разуму"(Рим.10,2),но ревность к святости по Богу(ср.: 1Цар.15,32-33; 3Цар.18,40;
4Цар.1,10-12; Лк.9,53-54; 19,45-46). Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие,а
спасать(Лк.9,55-56).
Также и мы все должны выражать ревность о Боге,о вере в Него,о нравственности,о честности и доброй
жизни христианской не огнем и мечом,не злобой и насилием по отношению к врагам Божиим,а иными
способами,именно: должны учить,наставлять,"вразумлять/по заповеди апостола/духом
кротости"(Гал.6,1),страхом будущего Божьего гнева спасать заблуждающих,"обличать с
боязнию,исторгая из огня"геенского(Иуд.1,23),и,конечно же,и прежде всего,примером собственной
благочестивой жизни указывать неведущим истинный путь к спасению.
Нищ и болен я теперь...(30)
Прообразуя собою грядущего на спасение мира Мессию,Давид,говоря здесь о себе,пророчествует в этих
словах о Христе: Кто,будучи богат в такой степени,что обладает всем миром,обнищал(2Кор.8,9),Он же,
"нищий теперь и убогий"(Пс.39,18),претерпевает и болезни и скорбь за грехи людей,как говорит Исаия
пророк(53,3-4). Но хотя я ныне беден и страдаю,продолжает псалмопевец,верую в Тебя без малейшего
сомнения,Господи,и ищу спасения под крылом Твоим(Пс.90,4). Не оставь меня и не отступи от меня,
Всемилостивый Боже.
Воспою и прославлю имя Твоё,в песне моей вознесу Его,и более Господу угоден буду,
чем телец годовалый,приносящий рога свои и нутро(31-32).
Жертва благодарения и хвалы Богу как жертва внутренняя,искренняя,от сердца и души приносимая,
будет приятнее Богу,чем приношение внешнее,показное,как в традиции иудейской в богослужении было
приношение"юного тельца"(Лев.4,3 и др.) - жертва кровавая,хотя бы и ценная,но неугодная уже Богу.
Таким образом,Дух Божий,глаголющий устами Давида,оказывает предпочтение жертве словесной пред
бессловесной,будущей новозаветной/и вечнозаветной/пред ветхозаветною.
По словам св.Афанасия Великого,здесь благовествуется,что кровавых жертв/во славу Божию/уже не
будут приносить - их заменят жертвы хваления,духовные[3,с.233].
Взыщите Бога: живой да пребудет душа ваша.
Ибо услышал нищего Господь,и страждущего в оковах не отверг(33-34).
Под"нищим"нужно разуметь как Самого Господа Иисуса Христа,Которому Бог Отец даровал спасение
вечное,так и всех уверовавших во Христа и во всем последовавших за Ним,которых Он Сам называет
"нищими духом"(Мф.5,3). Когда сии нищие узрят спасение Божие и помощь,явленные СтрадальцуПраведнику,тогда и сами"возвеселятся"(Пс.67,4; Пс.5,12),обрадуются Его спасению,потому что увидят в
Нем залог и своего спасения. В этом же суть и оправдание(см.надписание этого псалма в Сл.Пс.на
р.яз.)верных сынов Божиих,как и в воздаянии от веселящегося в Боге сердца человеческого хвалы и
славы Всевышнему Творцу.
Да восславят Его небо и земля,реки и моря,и всё живущее в них(35).
Псалмопевец призывает к прославлению Бога все разумные существа,живущие на небе и на земле
(см.Кол.1,16),т.е.ангелов и человеков; ибо неразумные и бессловесные твари,живущие на земле,в
морях и океанах,также неумолчно славят бытием своим как творения Божии Господа нашего и Бога
всяческих.
И семя рабов Твоих продолжит славу Твою,
и возлюбившие имя Твоё обретут Тебя(37).
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно,и во веки веков,аминь.

2.

422. Псалом 68 /комментарий 1/ (13.05.2005 17:01)
В надписании(1-й стих псалма): В конец,о изменшихся,псалом Давиду - может вызвать затруднение
выражение=о изменшихся=,которое означает в современном звучании слово=о изменившихся=,
т.е.людях Божиих,принявших веру Христову и воспринимающих все события и явления жизни,как и
окружающего людей мира,и ещё объёмнее - бытия всего,через призму учения Иисуса Христа,"Который
вчера и сегодня,и во веки Тот же"(Евр.13,8).
Вообще,возрастание/т.е.домостроительство/Бога в глазах людей,не есть развитие и возрастание
собственно Самого Бога,ибо Он развит и совершен до немыслимого для человека и бесконечного Своего
предела/который в собственном смысле и являет собой сам человек/. Но Господь Всевышний
домостроительством Своим постоянно"подтягивает"к Себе человека,вытаскивает его из болота
самомнения и бесконечного неверия своего до вершин познания Божия и осознания вечного
восхождения/как и воскресения/своего во Творце и Спасителе рода человеческого - Господе Христе.
Однако скорое затягивание и врастание человека в обычную для него,полную житейских забот,
треволнений и всяческой суеты,мирскую жизнь мало способствует этому Божественному прозрению и
восприятию откровений Божиих к самому сердцу своему.
Спаси меня,Боже,ибо объяли меня воды до глубины души моей.С головой опустился во тьму,
дна не достать.Задавлен суетой мирской,житейское болото утопило меня(2-3).
Св.Афанасий под"тимением глубины"и"глубинами морскими"(Сл.Пс.)/то же:"мирская суета" и"житейское
болото"в Сл.Пс.на р.яз./разумеет глубокое нравственное падение человека,смерть и самый ад[3,с.228].
Вознеслись выше волос моих втайне ненавидящие меня,
укрепились враги мои,и гонят напрасное на меня(5).
Ибо в переносном смысле конечно же не болотная тина и глубина морская как сокрытые и коварные
стихии природы пугают меня и грозят мне,говорит пророк,т.е.не бездушные вещи,- а люди,без причины
возненавидевшие меня,враги многочисленные и крепкие силами довели меня до ужасного положения.
Нет мне спасения от них. Клевещут на меня и возводят на меня преступления,которым я не причастен.
Боже,Ты знаешь о безумии моём,прегрешения мои не тайна для Тебя(6).
Ибо безумие моё - это согрешения мои перед Тобой. Тебе единому согрешил(Пс.50,6),Ты один Судья
мой,Господи,к Тебе молитва моя. Вызволи меня из тьмы беззаконнующих и лукавнующих,от сонма
бесчинствующих и беснующихся избавь меня. По преизбытку милости Твоей,услышь меня.
Спаси меня от мира бренного,да не соблазнюсь,но избавлюсь
от ненавидящих меня,не потону в озлоблении моём(15).
Опереди меня в час озлобления моего,Боже(ср.Пс.17,19).
Внемли душе моей успокой меня,и от врагов моих избавь меня(19).
В пророческо-прообразовательном смысле страдалец сей Сам Господь наш Иисус Христос,Который
молился Отцу Небесному об удалении от Него чаши скорбей и страданий,уготованных Ему врагами,если
это возможно(Мк.14,34-35).
English     Русский Правила