723.13K
Категория: РелигияРелигия

Христианство

1.

Теизм
БОГ АБСОЛЮТЕН
ТРАНСЦЕНДЕНТЕН И ИММАНЕНТЕН
ЕДИНСТВЕНЕН И МНОЖЕСТВЕНЕН
СПРАВЕДЛИВ И НЕСПРАВЕДЛИВ
СИНЕРГИЯ
Бог - Любовь.
Этическая норма: отношение любви к Богу и
ближнему.
РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ
Цель жизни человека - святость или «обожение».

2.

ХРИСТИАНСТВО
— это мировая теистическая богооткровенная
авраамическая религия, в основании которой
лежит учение Иисуса Христа, почитаемого
Своими последователями Сыном Божиим и
Спасителем человеческого рода.
В настоящее время христианство является
самой крупной по числу своих последователей
мировой религией (около 32% жителей
планеты).

3.

Происхождение христианства
Основные события земной жизни Иисуса Христа:
Благовещение, Рождество, Крещение, проповедь,
Крестная смерть, Воскресение. Вознесение.
РОЖДЕСТВО
Иисус Христос, воплощенный Сын Божий, рождается в
Иудее в г. Вифлием от Девы Марии и Духа Святого.
КРЕЩЕНИЕ
В 30 лет Иисус выходит на проповедь, принимает
крещение от последнего пророка Ветхого Завета – Иоанна
Крестителя. В момент крещения Дух Святой в виде голубя
сходит на Иисуса и слышится голос Бога «Ты Сын Мой
возлюбленный, в Котором мое благоволение».
Богоявление - все три лица Святой Троицы являют Себя:
Сын Божий принимает крещение, Дух Святой сходит на
Него в виде голубя, Бог Отец произносит слова.

4.

ПРОПОВЕДЬ
После крещения три года Иисус проповедует и творит чудеса.
За Ним следуют 12 апостолов («посланников»).
Ученики Иисуса безусловно верят в то, что Христос – Мессия, которого
ожидал израильский народ.
Иуда оказался самым сомневающимся из апостолов. Он предаёт
Христа за 30 сребреников.
КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ и ВОСКРЕСЕНИЕ
Иисуса арестовали и осудили на самую позорную казнь - Распятие.
Иисус Христос умер на Кресте, а затем на третий день воскрес из
мёртвых.
Еще 40 дней после воскресения Он являлся своим ученикам. На 40-ой
день Иисус Христос вознесся, пообещав, что мистически будет
пребывать с христианами всегда и пошлет им Духа Утешителя (Святого
Духа).
На 50-й день после воскресения на апостолов сошел Дух Святой в виде
пламени. Они получили духовные дары, способности и силы. Этот день
считается Днем Рождения христианской Церкви (Пятидесятница).

5.

Поначалу христианство не имело строгой доктрины или
теории. Это была просто Благая Весть (Евангелие) о
спасении, которое даровал Бог людям через Своего Сына.
Количество сторонников постепенно увеличивалось.
Христиане несколько веков подвергались гонениям –
массовым и публичным казням.
Новая эпоха в истории Церкви началась в 313 году, когда
император Константин издал Миланский эдикт, по
которому христиане империи уравнивались в правах
с представителями других религий.
С 313 г. христианство получает статус равноправной
идеологии при императоре Константине, а потом во
второй половине IV века вытесняет все другие идеологии.
Внутри христианской общины постепенно начинают
возникать вероучительные разногласия. В ответ на них
Церковь формулирует основы своего вероучения догматы. Эти догматы были утверждены на 7 Вселенских
соборах с IV по VIII вв.

6.

Священное Писание Христианства:
Новый Завет:
Новый Завет состоит из 27 книг. В их числе 4
Евангелия (от Матфея, от Иоанна, от Марка, от
Луки); Деяния святых апостолов; 7 посланий
апостолов; 14 посланий апостола Павла и
Откровение Иоанна Богослова (пророчества о конце
этого мира, Страшном Суде и Втором Пришествии).
Все книги Нового Завета были написаны во
второй половине I века.
Священное Писание христиан также включает в
себя и книги Ветхого Завета (Танах).

7.

Священное Предание Христианства
Это совокупный исторический опыт Церкви,
закрепленный в деяниях Вселенских соборов,
Символе веры, житиях святых, сочинениях
учителей и в Богослужебной практике.
Для церкви Предание первично, поскольку
именно в опыте церкви возможна правильная
интерпретация Священного Писания.

8.

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ
Теология – Триадология
(учение о Боге есть учение о Троице).
Христианская теология формулируется через различение
сущности (природа, усия, ЧТО) и личности (ипостась, КТО).
Личность – свобода по отношению к природе,
несводимость к природе.
«Кто» - это не другое «что», отличное от природы или
сущности, но это именно Некто, несводимый к Своей
собственной природе или сущности.
В Троице каждая Ипостась содержит Божественную природу
во всей ее полноте. Ипостаси бесконечно едины и бесконечно
различны - они суть Божественная природа; однако ни одна из
них, обладая природой не разбивает ее, чтобы ею завладеть
(не является частью природы).

9.

Антропология
Человек – это высшее из созданных Богом существ,
поскольку только человек создан по образу и подобию
Божиему.
Только человек из всех творений обладает способностью
к творчеству. Человек выше ангелов и архангелов.
Образ Божий в человеке есть некая данность, а подобие
Божие – «заданность» или задача, к осуществлению
которой призван каждый человек.
ОБОЖЕНИЕ
Новый Завет 2 Пет.1,4:
«мы должны соделаться причастниками Божеского
естества».
Василий Великий: «Бог сотворил человека животным,
получившим повеление стать Богом».

10.

Грехопадение
Учение о грехопадении, основанное на 3-ей главе книги
Бытия и получившее всестороннее развитие в патристике
(трудах святых отцов), является общим для всех христианских
конфессий.
ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ Понятие «первородного греха», или
«первородной вины» (блаженный Августин). Вина Адама
перешла на всех его потомков. Для их искупления был
необходим Ходатай, Который умирил бы гнев Божий, принеся
жертву за грех всего человечества.
ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ Отсутствует понимание первородного
греха как наследственной вины. Согласно Максиму
Исповеднику предосудителен только тот грех, который Адам
совершил по своему свободному произволению, то есть грех
непослушания, тогда как последствия греха, выразившиеся в
тленности и смертности человеческого естества, не
являются предосудительными.

11.

Боговоплощение
Иисус Христос – это одно Лицо (одна личность – Бог Сын)
в двух природах (божественной и человеческой).
Божественная и человеческая природы
сосуществуют во Христе «неслитно,
неизменно, нераздельно, неразлучно».
Таким образом, у Христа две воли, два разума, два
образа действия, но они всегда соединены в одном
Лице.
ВОИПОСТАЗИРОВАНИЕ– восприятие божественным
Лицом (Ипостасью) человеческой природы.
Ради спасения людей одно из Лиц Троицы стало
человеком, не переставая быть Богом

12.

КЕНОЗИС
– это «истощание» Бога, его
самоумаление ради спасения
человека.
Христос полностью сохраняет
Свою Божественную природу
и Его истощание является
свободным, вольным.
Пребывая Богом, Он
соглашается стать смертным,
потому что единственный
способ победить смерть - это
позволить ей проникнуть в
Самого Бога, в Котором она не
может найти себе место,
поскольку Бог – это жизнь.
«Христос в пустыне»
Иван Крамской

13.

Догматы
Любой догмат – попытка заключить
богооткровенную истину в некую
ограниченную словесную форму.
Догмат формулируется особым способом – в
форме антиномии (неразрешимое
противоречие).
Антиномию запрещено снимать.

14.

1.Бог един в трех Лицах Первый вселенский Собор 325г. В г. Никея. И Второй вселенский Собор
в 381г. В г. Константинополь.
2.Воплощение Бога как соединение с человеческой природой. Ни одна из двух природ не
уничтожается. Они соединяются в личности Иисуса Христа - Богочеловека.
Четвертый Вселенский Собор проходил в 451 году в городе Халкидоне.
3. Дева Мария – Богородица, поскольку она родила Богочеловека. Третий вселенский
Собор г. Ефесе в 431 году .
4. Догмат о двух волях во Христе. Божественная воля указывает на идеал, а человеческая воля
свободно подчиняется этому идеалу.
Шестой Собор в 680 г. в Константинополе.
5. Догмат об искуплении. Христос принёс Себя в жертву за грехи всех людей. Он преодолевает
последствия греха и предлагает каждому человеку принять эту силу (Догмат обсуждался на 4
соборе).
6. Догмат об иконопочитании. Использование икон не является идолопоклонством, поскольку
Бог, трансцендентный миру и не имеющий образа, по своей воле принял образ, воплотившись.
Воплощение делает возможным изображение Бога. Икона – посредник между Богом и человеком.
Седьмой Собор 787 году в г. Никея.

15.

Символ веры
– краткое изложение христианской веры по итогам первых двух вселенских соборов (НикеоКонстантинопольский):
Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя,
Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,
от Отца рожденного прежде всех веков,
Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, несотворенного, единосущного Отцу,
через Которого всё произошло.
Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес,
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
И воскресшего в третий день, по Писаниям.
И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет
конца.
И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и
Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаю одно Крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века. Аминь.

16.

Христианский культ:
Культ индивидуальный (молитва от регулярной до
непрестанной -Иисусова молитва) и коллективный - в храме.
Литургия – главное богослужение, «общее дело».
Самое главное событие в литургии – Евхаристия (причастие).
Христиане верят, что во время литургии при помощи Духа
Святого хлеб и вино преобразуются в Тело и Кровь Христа.
Установление этого таинства связывают с евангельским
повествованием о тайной вечери: «И когда они ели, Иисус взял
хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и
благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов» (Мф. 26:26-28).
Любое таинство совершается при сотрудничестве (синергии)
человека и Бога. Всего семь таинств: причащение, крещение,
миропомазание, исповедь, соборование, брак, священство.

17.

Христианские конфессии.
До XI века христианская церковь была едина
при внутреннем разнообразии (существовали
некоторые различия между западной и
восточной традициями).
В 1054 г. произошёл раскол на западную
католическую и восточную православную
церковь (1969 г. – взаимные проклятия были
сняты, но догматические расхождения
остались).

18.

Расхождения между католичеством и православием.
Вероучительная непогрешимость папы
римского с 1870г.
Непорочное зачатие Девы Марии её
родителями.
Считается, что она была бессмертна и свободна от
первородного греха. В 1854 г. непорочное зачатие
Девы Марии принято как догмат, в 1950 г принят
догмат о вознесении Девы.
Символ веры.
Восточное христианство признаёт исхождение
Святого Духа только от Бога Отца. Католики
добавили в символ веры формулировку «и от
Сына» (знаменитое филиокве), что и стало
поводом для раскола.

19.

Православие
Католицизм
Различает в Боге сущность и энергии,
являющиеся проявлением сущности. Исповедует
нетварное происхождение Божественных энергий,
проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.
Считает энергию Троицы тварной: Божественная
слава, свет и огненные языки Пятидесятницы
полагаются тварными символами, которые, однажды
зародившись, затем перестают существовать.
Признает Вселенскими семь соборов,
прошедших до раскола 1054 г.
Признает Вселенскими двадцать один
собор, в том числе проходившие после
раскола 1054 г.
Причащение и для мирян, и для
священнослужителей под двумя видами (Телом и
Кровью).
Широко распространено причастие мирян под
одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя
видами (Телом и Кровью).
Некоторые формы мистицизма,
принимаемые в католичестве за проявление
святости, оцениваются православными
писателями как формы не духовно-мистических,
а душевных (психических) практик.
Мистические практики, связанные с
усиленным представлением (медитацией)
страданий Христа.
Безбрачие обязательно только для
монахов.
Священник не может быть женатым и
обязан перед рукоположением дать обет
безбрачия (кроме грекокатоликов).

20.

21.

Протестантизм
В 1517 г. Мартин Лютер выступил против некоторых традиций
католичества.
Грехопадение. Состояние первого человека - «совершенная
праведность», согласие не только в природе человека, но и в его
отношениях с Творцом. После грехопадения человек ниспадает
в состояние прямо противоположное. С одной стороны, человек
потерял первозданную праведность, с другой — приобрел
склонность ко злу, он стал врагом Богу, и эта вражда навлекает на
него осуждение. «Формула согласия» (1577г.) учит:
«Надлежит веровать, что Адам по своём
падении лишился первоначальной,
принадлежавшей ему по самой природе
праведности или образа Божия. Вместо образа
Божия, утраченного им, произошла
глубочайшая испорченность всей его природы».

22.

Спасение. Учение о спасении только верой (sola fide).
Как гласит «Аугсбургское исповедание», «мы не можем
получить прощение грехов и оправдание пред Богом
нашими заслугами, но мы получаем прощение их
и очищаемся пред Богом из милости, по вере во
Христа. Ибо эту веру Бог сочтет и вменит
в оправдание пред Ним, как говорит апостол Павел».
Христос принес за нас такую плату, которая обеспечила
нам перед правдой Божией прощение, а усвоение этой
всеобъемлющей заслуги Христа происходит через веру.
Раз человек поверил, что заслуга принесена и за него, то
он сопричтен к ее спасающему действию. По словам
Лютера, «мысли о деле спасения, и оно будет твоим
достоянием». Вера — это не личная заслуга человека и
не плод его внутреннего становления, она нисходит
свыше как особый дар Бога.

23.

Священное Писание.
Единственным вероучительным авторитетом для
протестантов всего мира остается Священное
Писание, что выражается принципом sola
Scriptura («только Писание»).
Сложность состоит в том, что, если отвергается
Священное Предание, то теряется критерий
толкования Священного Писания. Отсюда
большое количество ответвлений самого
протестантизма.
English     Русский Правила