108.35K
Категория: ФилософияФилософия

Гносеология. Тема 3

1.

Тема 3. Гносеология
Гносеология/эпистемология (греч. gnosis, episteme –
знание) – философская теория познания.
Познание – деятельность человека, содержанием
которой
является
отражение
объективной
действительности в его сознании.

2.

Процесс познания включает взаимодействие субъекта и
объекта.
Субъект – источник познавательной активности, носитель
познавательных свойств (индивид, группа, общество).
Объект – то, на что направлена познание, процесс, явление,
событие, являющееся целью познания.
В немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Г.
Гегель) субъект предстает как надындивидуальная
система, сущность которой состоит в активной
интеллектуальной деятельности – трансцендентальный
субъект.
К. Маркс и Ф. Энгельс раскрывают материально-чувственный
характер познания, его зависимость от практических нужд
и деятельности человека.

3.

Основные вопросы гносеологии:
1. Что есть объективная реальность?
С точки зрения материализма это природа,
материя, существующая по объективным
законам движения.
С точки зрения идеализма это дух, сверхприродная
нематериальная реальность, с которой только и
способно соотнести себя человеческое сознание.

4.

2. Познаваем ли внешний мир?
- Непознаваем с точки зрения агностицизма и скептицизма.
Агностицизм – утверждает абсолютную непознаваемость
мира.
Д. Юм (XVIII в.): все наши представления о реальности
основаны на данных органов чувств, на чувственных
возбуждениях, но что за ними стоит, мы знать не
способны.
Скептицизм утверждает относительность наших знаний о
мире, сомнение в их безусловной надежности.
И. Кант (XVIII в.): знание о мире определяется не только
свойствами мира, но и познавательными способностями
человека.
Феномен (явление) vs. вещь-в-себе

5.

Опровержение агностицизма:
- человеческая практика, порождающая
экспериментальную науку и промышленность;
- показания органов чувств сопоставляются между собой
мышлением, которое может выделять в чувственном
восприятии существенное и несущественное.
Мир познаваем:
- как материя, формой которой является познающий субъект
и поэтому он не может во всем ошибаться касательно
того, частью чего он является (материализм);
- как мир всеобщего идеального/духовного бытия, которое
стоит за чувственно воспринимаемым миром и
постигается разумом/духом (идеализм).

6.

3. Что является основанием познания?
На что опирается субъект, познавая объективный мир?
Данные органов чувств – сенсуализм (Дж. Локк, Дж. Беркли).
Чувственный и экспериментальный опыт – эмпиризм (Ф.
Бэкон, Д.С. Милль).
Разум, рациональное мышление – рационализм (Р. Декарт, Г.
Лейбниц, Б. Спиноза).
Чувства являются единственным каналом связи с
действительностью, а разум, благодаря своей
самостоятельности, способен преодолевать недостатки
чувственного постижения.
Познание, следовательно, включает в себя два основных
уровня – чувственный и рациональный.

7.

Чувственное познание – познание с помощью органов
чувств.
Формы:
• Ощущение — отражение отдельных чувственно
воспринимаемых свойств предметов – цвета, запаха,
формы, вкуса.
• Восприятие —это целостный чувственный образ
предмета или процесса, данный в непосредственном
наблюдении через синтез ощущений.
• Представление —это опосредованный целостный образ
действительности, «сохраняющийся» в памяти.

8.

Мышление — это целенаправленное, опосредованное и
обобщенное отражение в сознании человека
существенных свойств и отношений действительности,
связанное с языком.
Формы:
• Понятие – отражение общих, существенных свойств,
связей и отношений действительности (время, масса,
материя).
Понятие, как и представление, носит опосредованный
характер, но в отличие от представления не наглядно.
• Суждение – форма мысли, в которой посредством связи
понятий что-либо утверждается или отрицается о
действительности (Земля вертится вокруг Солнца).

9.

• Умозаключение —рассуждение, в ходе которого из одного
или нескольких суждений, именуемых посылками,
выводится новое суждение – заключение или следствие.
Каждый человек – смертен
Сократ – человек
Следовательно, Сократ смертен
все элементарные частицы имеют массу
X — вновь открытая элементарная частица
X обладает массой

10.

4. Каковы критерии истины?
Истина – соответствие идей и представлений объективной
реальности.
• Абсолютная истина – исчерпывающее предельное
знание об объекте.
Абсолютная истина недостижима и может рассматриваться
как воображаемый предел последовательности
относительных истин.
• Относительная истина – ограниченно верное знание.
Все человеческие знания, в том числе, научные, носят
относительный характер, так как формируют истину в
исторически конкретных, преходящих формулах,
высказываниях и теориях.
Научные истины относительны и в том смысле, что имеют
условия и границы своей истинности (правило Геделя:
«если высказывание верно, то оно неполно, если
высказывание полно, то оно неверно»).

11.

Теории истины:
1. Корреспондирующая теория: истина – это
соответствие суждений действительности,
проверяемое опытом.
2. Когерентная теория: истина – это знание,
согласованное с другими знаниями,
непротиворечие.
3. Прагматическая теория: истина – это полезное и
эффективное знание.
4. Конвенциональная теория: истина – это
результат соглашения субъектов.
English     Русский Правила