Похожие презентации:
Политические идеи Гуго де Гроут Гроция (1583-1645)
1.
Финансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииПолитические идеи Гуго де Гроут Гроция
(1583-1645)
Выполнил:
Акрамов Азиз
П 2-1
2. План
Биография;Юридический подход;
Божественное право;
Международное право;
Верховная власть в Государстве;
Права и обязанности граждан
Идеи свободы совести и веротерпимости
3. Биография
Гуго Гроций(1583–1645) – выдающийся голландский юрист и
политический мыслитель, один из основателей
раннебуржуазного учения о государстве и праве,
рационалистической доктрины естественного и
международного права Нового времени.
Гроций был энциклопедически образованным и
плодовитым автором, создавшим более 90
произведений по истории и теории государства и
права, проблематике войны и мира,
международного, естественного и канонического
права.
4. Юридический подход
Предмет юриспруденции – это вопросыправа и справедливости.
Политической науки – целесообразность и
польза.
Согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем
установления, от того, что вытекает из самой природы, тогда как то, что
возникло путем установления (в частности, установление государства путем
договора, волеустановленные формы права – божественное право,
государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в
разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено
какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции
следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим
источником волю".
5. Божественное право
Отрицаянепосредственную
зависимость
содержания
естественного
права
от
произвольного усмотрения бога, Гроций,
однако, объявляет его творцом особых законов
– законов божественных, которые излагаются в
священном писании. Закон божий был трижды
дан людям: тотчас же после создания человека,
затем в целях спасения человечества после
потопа и впоследствии через Христа ради
полного искупления человеческого рода.
Гроций не подвергает сомнению даже
достоверности легенд, содержащихся в
библии, в чем проявляется ограниченность его
мировоззрения.
6. Международное право
Гроций признавал историческое правонародов, и поэтому выглядит вполне
естественным то, что он признавал законной
любую
национальную
организацию
политической власти, начиная от царской и
кончая республиканской. В этом смысле
формы правления различаются только по
носителю суверенитета, но не по целям и
задачам государства. Ученый упоминает
царскую (единодержавную) власть, власть
знатных вельмож, свободную гражданскую
общину, демократическую республику, да и
все эти формы имеют своим источником
общественный договор.
7. Верховная власть в Государстве
Носителем верховной власти являетсягосударство, как в международных связях,
так и в отношениях с собственным народом.
До заключения общественного договора
суверенитет принадлежит народу, поэтому
при создании государства народ мог избрать
любую форму правления, но, избрав ее, он
должен повиноваться правителям и не
может без их согласия изменить форму
правления,
ибо
договоры,
согласно
естественному праву, должны исполняться.
Политическое участие народа, по Гроцию,
стало быть, ограничено, правда, не считая
известного исключения.
8. Права и обязанности граждан
По Гроцию, народ может изменить формуправления, если это право (явно или неявно)
оставлено за ним общественным договором
либо если договор расторгнут правителями
государства. Политическое участие народа,
по Гроцию, стало быть, ограничено, правда,
не считая известного исключения. Гроций
юридическими
доводами
стремился
доказать, что если монарх помышляет
против
своего
народа
и
ведет
истребительную войну, то это оправдывает
народное
восстание,
поскольку
при
заключении общественного договора люди
вряд ли возложили на себя «суровую
обязанность при всех обстоятельствах
предпочесть
смерть
необходимости
вооруженного
сопротивления
насилию
начальствующих лиц».
9. Идеи свободы совести и веротерпимости
Стержневой категорией учения Гроцияявляется справедливость, а целью государства
и права – ее достижение, то посягать на
частную собственность означает углублять
социальную
несправедливость,
следовательно, справедливость как условие
общежития «целиком состоит в воздержании
от посягательства на чужое достояние».
Казалось бы, что прав тот, кто первым смог
«прихватизировать» общественное достояние,
и горе тем, кто этого сделать не успел. Кстати
говоря,
сегодня
это
«широко
распространенная в узких кругах» точка
зрения. Но сам Гроций так не считал.
10. Литература
• Электронная библиотека «Наука и техника» http://www.n-t.ru/tp/br/uru.htm.Кучма Л.Д. Формирование новой исторической реальности;
• История политических и правовых учений / Сост. и общ. ред. Г.Г.
Демиденко. – Харьков: Факт, 2002. – С. 136.
• Чемшит А.А. История политических и правовых учений. Учения о
государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных
революций. – Севастополь, 2001. – С. 10.
• Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М.: Наука,
2003. – С. 17.