Лекция 15. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святого. Ответ Господа искавшим от Него знамения.
298.36K
Категория: РелигияРелигия
Похожие презентации:

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святого. Ответ Господа искавшим от Него знамения

1. Лекция 15. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святого. Ответ Господа искавшим от Него знамения.

Изобличение внешней праведности фарисеев.

2.

Содержание урока

Евангельское повествование
Мф.
Мк.
Лк.
1
Исцеление бесноватого глухонемого слепца 12, 22-24
11, 16
2
Изобличение хулы на Духа Святого
12, 25-37
3, 20-30
11, 17-26
3
О требовании знамения
12, 38-45
8, 10-13
11, 16. 29-32
4
О внутреннем свете
5
Похвала слушающим слово Божие
6
Изобличение внешней праведности
11, 33-36
12, 46-50
3, 31-35
8, 19-21;
11, 27-28
11, 37-54

3.

Исцеление
бесноватого
(слепого
и немого)
Обвинение
Иисуса в том,
что он изгоняет
бесов силой
князя бесовского
Мф. 12, 24Мф. 12, 22-24
Мк. 3, 20-22
Лк. 11, 15
Лк. 11, 14-15
20. Приходят
в дом;ии опять14.
сходится
народ,
22. Тогда привели к Нему бесноватого
слепого
Однажды
изгнал Он беса, который
такслепой
что им и
невозможно
хлебаиесть.
немого; и исцелил его, так что
немой стал было
и были нем;
когда бес вышел, немой стал
21. И, услышав, ближние Его
пошли взять
Его,удивился.
говорить и видеть.
говорить;
и народ
говорили,
23. И дивился весь народ и ибо
говорил:
не эточто
ли Он вышел из себя.
24.
Фарисеи
услышав 22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, 15. Некоторые же
Христос,
сынже,
Давидов?
сие, сказали: Он изгоняет говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и из них говорили: Он
Блж.неФеофилакт:
заключил
пути
к вере:
слух и князя.
язык, но Иисус
исцеляет,
бесов
иначе, как «Демон
силою что
изгоняет
бесов
силоюглаза,
бесовского
изгоняет
бесов и
Блж. Иероним: «Над одним и тем же человеком обнаружилось три знамения: слепой народкнязя
называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени
Давида».
веельзевула,
силою
веельзевула,
видит, немой - говорит и бывший во власти демона - освобождается. Правда, что
бесовского.
князя бесовского.
тогда это произошло плотским образом; но и ежедневно это исполняется в обращении
Лопухин: «Форма
предложенного
в народе, указывает
на его свет
одичание
верующих;
так чтовопроса,
по изгнании
демона первоначально
они понимают
веры,и и
медлительность
признать
в Иисусе
Христе
великого Чудотворца;
эта медлительность
затем
уже
уста,
молчавшие
прежде,
открываются
для прославления
Бога».
Лопухин:
«Самое
слово
Веельзевул
доставило
многочисленные
затруднения
экзегетам:
клонилась
к отрицательному
ответу
нафарисеи
вопрос».
народ
готов признать
Иисусабожество
за Христа-Мессию
распустили
слух, что
• Услышав,
1) Этимчто
именем
называлось
филистимское
в Аккароне,
о котором
встречаются
упоминания
4 Цар.
2,3. Но там
везде имя
пишется
по-еврейски
не Веельзевул,
Он вышел виз
себя.1,Можно
полагать,
чтоэто
«выйти
из себя»,
по мнению
врагов аИисуса,
Веельзебуб.
(Вульгата,
Пешито,
Киприан,
Иероним,или
Августин,
Беза и др.
пишут
Веельзебуб).
означало
— перестать
владеть
собой,
обезуметь
подчиниться
власти
диавола.
СлухТак
этот
как
зебуб
по-еврейски
значит
«муха»,
то
и
слово
Веельзебуб
можно
переводить
«бог
мух».
дошел до ближних Иисуса, то есть Его Матери и так называемых братьев Его, и они пошли
• 2) Еврейские остряки изменили слово «зебуб» в «зевул» (от забал — свертываться,
взять Его из толпы народа и увести к себе.
скомкиваться), означающее ком, нечистоту, навоз, и таким образом аккаронский бог из «бога
мух» превратился в «бога нечистот» или «навоза».
3) Веельзевул
значит
«богуязвлены
(господин)завистью
жилища». к Его славе и потому не удержались от
Зигабен: «Они
были
4) Веельзевул
значит
«глава храма»
или «идольского
жертвоприношения».
Это природы».
самый злейший и
величайшей
клеветы,
приписывая
веельзевулу
дела Божественной
главнейший из демонов, который был зачинщиком идолопоклонства и побуждал к нему».

4.

Ответ Христа на обвинение в чудотворении силой бесовской
Мф. 12, 25-30
Мк. 3, 20-27
Лк. 11, 17-23
Иоанн
«Какое
— говорил
говорит Христос.
Привести
людей
Богу, им:
25. НоСвт.
Иисус,
знаяЗлатоуст:
помышления
их, Мое
23.намерение?
И, призвав их,
17. Но Он,—
зная
помышления
их,к сказал
Блж. Иероним: «Дом его - это весь мир, лежащий во зле (Ин. 5, 19), что зависит не от качества
научить
их добродетели,
возвестить
им Царство.
А чеговсякое
хотят
диаволразделившееся
и бесы? Противного
сказал
им: всякое
царство,
им притчами:
как может
царство,
само в себе,
Творца,
но
от
великих
преступлений
врага.
Сосудами
его
некогда
были
и
мы.
Сильный
[ныне]
разделившееся
само
в себе,
опустеет;
сатана
сатану?
опустеет,
разделившийся
сам в себе,
этому. Итак,
каким
образом
тот,
ктоизгонять
не собирает
со Мной
и кто инедом,
за Меня,
будет помогать
связан
и
прикован
к
преисподней
и
попран
ногой
Господней…».
и всякий
город
или дом,
24. ЕслиНапротив,
царство он еще старается
падет;
Мне?
И что
Я говорю — помогать?
расточать Мое. Как же
разделившийся
сам
в себе,не
не помогающий
устоит. разделится
в себе,
не 18. еслиМое,
же и может
сатана разделится
в себе,
поэтому не
только
Мне, само
но еще
расточающий
иметь сосам
Мной
Блж.
Феофилакт:
«Настолько
далеко,
говорит,
отстою
от того,
чтобы
иметь
демонов
друзьями,
26.
И если
сатана сатану
изгоняет,
то
может
устоять
царство
то как
устоит царство
его?
а вы говорите,
такое
согласие,
чтобы
стал со
Мной то;
вместе
изгонять
бесов?».
противостою
им икак
связываю
их,икоторые
крепкими
Моеговеельзевула
пришествия.
Ибо, бесов;
войдя в
ончто
разделился
сам с собою:
же
25.
если дом были
разделится
что до
Я силою
изгоняю
устоит царство его?
сам в себе,
не можетсосуды демонов,
19. и еслиразумею
Я силою веельзевула
дом, то есть в мир, Христос
расхитил
людей». изгоняю
Зигабен: «И другим соображением утверждает, что князь бесовский – скорее величайший враг
27. И если Я силою веельзевула
устоять дом тот;
бесов, то сыновья ваши чьею силою
Его.
Что
он
не
со
Христом
и
что
не
собирает
с
Ним,
это
очевидно
из дел того и другого. Христос
изгоняю бесов, то сыновья ваши
26. и если сатана восстал на изгоняют их? Посему они будут вам
научает
всякому добру,
любя людей,
исцеляет
больных, судьями.
тот же, наоборот, научает всякому
чьею
силою изгоняют?
Посемуиони
самого себя
и разделился,
злу,вам
и ненавидя
Поэтому.
неЕсли
со Христом,
т.е.Божиим
ни в чемизгоняю
с Ним не
будут
судьями. людей, вредит здоровым.
не может устоять,
но если он20.
же Я перстом
какБожиим
показано,
и не собирает
вместе
то,конечно,
конечно,
противдоНего
28. Еслисогласен,
же Я Духом
изгоняю
пришел конец
его. с Ним к вере,
бесов,– то,
достигло
вас и,
насколько
может,
которых
собирает
Христос».
бесов, то конечно достигло
до вас
27.рассеивает
Никто, войдятех,
в дом
Царствие
Божие.
Царствие
Божие.
сильного,
небеса,
можетпосредством
21. Когда
сильный других
с оружием
охраняет
Свт.
Иоанн Златоуст: «Если Я, имея
в себе
его изгоняю
бесов,
то, свой
29. Или,значит,
как может
кто войти
в дом
расхитить
вещейиего,
дом, тогда
безопасности
егоже
имение;
между
бесами
несогласие
и распря
ониесли
восстают
одинвна
другого; если
они
сильного
и
расхитить
вещи
его,
если
прежде
не
свяжет
22.
когда
же
сильнейший
его
нападет
Второе
опровержение
касалось
учеников.
Свт.
Иоанн Златоуст:
«Смотри,
с какою
кротостью
восстают
друг на друга,
то
ихЕго
сила
погибла
иизгоню
рушилась.
И убо
еслипостиже
сатана
сатану
изгоняет,
тона
они.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Аще
ли
же
о
Дусе
Божии
бесы,
на
вас
царствие
Божие
прежде
не
свяжет
сильного?
и
тогда
сильного,
и
тогда
расхитит
него
и
победит
его,
тогда
возьмет
все
Блж.
«Под
Онон
имеет
вМои,
виду или
вообще заклинателей
народа,
или
здесь
Он Иероним:
говорит
Онсынами
не
сказал:
ученики
апостолы;
но:исынове
ваши…
Смыслто
же
слов
разделился
сам
сим.
собою;
если
же
разделился,
то лишился
силы
погиб,
аэтого
если погиб,
как
Что
значит
царствие?
Мое
пришествие.
Вам,
говорит
Он,
должно
бы
радоваться
и
ликовать,
расхитит
дом его. происшедших
дом его.
оружие
его,
на
котороебесов,
он надеялся,
и на
из племени
иудеев.
Если
ОнАпостолы
имеет
в виду
которые
Его апостолов,
следующий:
апостолы чьею
силою
изгоняют
бесов?
ужезаклинателей,
изгоняли
получив
может
изгнать
другого?».
что
Я
пришел
даровать
те
великие
и
неизреченные
блага,
о
которых
древле
возвещали
пророки,
и
30.изгоняли
Ктовласть
не содемонов
Мною,
тотчерез
против
Меня;
разделит
у него.
призывание
имени
Божия, то
Своим
мудрымпохищенное
вопросом
Он
принуждает
их
то
от Спасителя;
но фарисеи
не обвиняли
их. Они
вооружались
не против
дел, но против
настало
время
вашего
а вы поступаете23.
напротив,
и не только
не принимаете
ичто
кто
не
собирает
со Мною,
тот благоденствия;
Кто
со Мною,
тотизгнание
против
Меня;
и кто
исповедать,
что
это
дело
Духа
Святого.
Если
- говорит
Он,
- вне
сынах
демонов
лица.
Поэтому
Христос,
желая
показать,
чтоже,
одна
зависть
причиною
их ваших
обвинения,
указывает
и
Свт.
Иоанн:
«Я
не
только
не
хочу
иметь
сообщником
дьявола,
как
бы
так
говорит
Он,
но
даже
благ,
но
еще клевещете
и выдумываете
ложные
обвинения
на
Того,
Кто
предлагает
вам
их».
расточает.
не
собирает
со
Мною,
тот
расточает.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Спаситель,
желая
показать
им,
что
Он
знает
и
самые
мысли
их,
не
Блж.
Иероним:
«Город
и
царство,
восставшие
против
самих
себя,
не
могут
твердо
стоять…
приписывается не демонам, а Богу, то почему во Мне то же самое деяние является следствием не
на апостолов.
Если
Я, как вы его;
говорите,
изгоняю бесов
силоюто,
Веельзевула,
то тем
болееего.
они,Если
как
веду
с ним брань
и связываю
доказательством
служит
что Я расхитил
сосуды
упоминает
о
том,
в
чем
они
обвиняли
Его,
и
не
обнаруживает
их
злобы,
но
опровергает
их
Итак,
если
сатана
против
самого
себя
и
если
демон
является
врагом
демонов,
то же
Той
жевосстает
самой
Причины.
Поэтому
они
сами
будут
судьями
вашими».
Зигабен:
«Он
не
только
имеет
Своим
другом
князя
бесовского,
но
и связал
его аще
силу
как
получившие
на
то
власть
от
Меня.
Однако
жеаще
вы
ничего
подобного
обдаже
них
не
говорите.
Почему
диавол
есть
начальник,
а не
бесы
его
подчиненные,
то
можно
пленить
последних,
когда
он Аз
сам
Свт. Иоанн
Златоуст:
«Ев.
Матфей
говорит:
Азкак
о Дусе
Божии
изгоню
бесы;
а Лука:
о не
возражения,
предоставляя
собственной
их
совести
уличить
их
во
лжи».
должна
уже
наступить
кончина
мира,
так
что
в
нем
уже
не
имеют
места
враждебные
силы,
величайшего
врага.
Отсюда
следует,
что
как
не
может
кто-либо
войти
ввысочайшей
дом
сильного
ипо и
вы
Меня,
даровавшего
им такую
власть,
обвиняете,
а их
освобождаете
от
обвинений?
Если
будет
побежден
и покорен?
Христос
называет
сатану
сильным
потому,
что
он таков
персте
Божии
изгоню
бесы,
- показывая
этим,
что
изгнание
бесов не
есть
дело
силы
вражда
которых
между
собой
есть
мир
для
людей».
похитить
сосуды,
наперед
не свяжет
сильного,
–он
так
и Он
ненами
расхитил
бы,
ученики
Мои,
одного
сим,
вами
рода
и получив
одинаковое
образование,
веруют
в—
Меня
и
природе,
нет,
—будучи
ноохраняемые
указывая
егоесли
прежнюю
большую
власть,
какую
имел
над
подо
нашей
особенной
благодати.
Онопровержения
нена
сказал
просто:
достигло...
Царствие
Божие,
но
прибавил
вас.
Начинает
Христос
Свои
примерами,
понятными
каждому,
для
того,
чтобы
сами
т.е. не
прогонял
бы бесов,
если
бы
прежде
не которые
связал
их».
повинуются
Мне,
тоЕго
очевидно,
что
они
осудят
тех,
делают
и говорят противное».
беспечности».
Итак,
что
же
вы
не
радуетесь
своимкнязя,
благам?».
враги
вынуждены
были
всенародно
признать
себяукрепляющего
неправыми.

5.

Изобличение хулы на Духа Святого
Мф. 12, 31-37
Мк. 3, 28-30
Лк. 11, 24-26
31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся
28. Истинно говорю
24. Когда нечистый дух
Блж. Феофилакт: «Поистине, такое помышление явилось у вас от
человекам, а хула на Духа не простится человекам;
вам: будут прощены
выйдет из человека, то
того, что вы ныне в большем общении с бесами. Нечистый дух
32. если кто скажет слово на Сына Человеческого,
сынам человеческим ходит по безводным
жил
в
вас
и
прежде,
когда
вы
служили
идолам
и
убивали
пророков.
простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не
все грехи
и хуления,
местам, ища покоя, и, не
Потом,
по-видимому,
он
вышел
из
вас.
А
ныне
опять
возвратился
простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
какими бы ни хулили; находя, говорит:
«в
дом
свой»,
то
есть
в
ваши
души,
с
»семью»
духами,
33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; 29. но то
кто есть
будет хулить возвращусь в дом мой,
многими
(ибо
число
»семь»
в
Писании
часто
употребляется
или признайте дерево худым и плод его худым, ибо
Духа Святаго, втому не откуда вышел;
значении
»много»),
и сделал
для васобъяснить,
последнее хуже
первого.
Ибо
Лопухин:
«евангелист
Лука хотел
что,
собственно,
дерево
познается
по плоду.
будет
прощения
25. и, придя, находит его
тогда,
когдаехиднины!
вы служили
идолам,
выговорить
убивали
но
не он выметенным и убранным;
представляют
собой
изгнанияпророков,
бесов,
которые
34. Порождения
какте
выобычные
можете
вовек,
ноеще
подлежит
доброе,
будучи
злы?иИбо
от избытка
сердца
говорят
уста.васвечному
осуждению.
26. тогда идет и берет с
наносили
явного
оскорбления
Сыну
Божию,
ради
явившемуся
во
совершались
учениками
фарисеев.
Эти экзорцисты
исцеляли
35.плоти.
ДобрыйАчеловек
из доброго
сокровища
выносит
Сие
сказалнад
Он,
собою семь других духов,
ныне
какая
надежда
нанаспасение,
вы30.
остаетесь
при
человека
не навсегда,
а только
время
и когда
господства
сатаны
доброе,той
а злой
из злого
сокровища
выносит
потому
говорили: в злейших себя, и, войдя,
жечеловек
неблагодарности
и дерзости
и после
того,
какчто
Сын
людьми
уничтожить
были
не
взлое.
силах».
36. Говорю же вам,
что за всякое
праздное
слово, какое
Нем нечистый дух.
живут там, — и бывает для
воплотился
и ради
вас совершает
чудеса?».
Свт.люди,
Иоанн:
«вы,они
говорит
приносить
и доброго
скажут
дадут
ответ в Спаситель,
день суда: будучи худыми деревами, не можете
человека
того последнее
Я иоправдаешься,
не удивляюсь,и что
высвоих
произносите такие слова. А порождениями
ехидн назвал
37.плода.
ибо отПотому
слов своих
от слов
хуже первого.
их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того
осудишься.
Свт. Афанасий: «Если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально, то впадем в
никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих
нечестивые хулы. Таково и теперь предложенное изречение Господа. Ибо, если иже речет слово
такой «Всякий,
же нрав, кто
как исогрешит
они, и таким
образом
лишает
их того т.е.
благородства,
которым
они
Зигабен:
против
Моего
человечества,
кто скажет
хулучеловеки,
на Меня,
на
Сына,
отпустится
ему;
то
почему
же
сам
Сын
сказал,
что
отвергийся
Его
пред
Архиеп.
Аверкий:
«Милосердие
Божие
бесконечно,
и нет
который
побеждал
бы
его. Но кто
гордились».
соблазняясь
тем,
что
Я,
какесть
человек,
ем,
пью,
сплю,
тружусь
и
все грех
прочее,
чтоотпустится
свойственно
Свт.
Иоанн:
«Праздное
слово
слово
несообразное
сгреха,
делом,
ложное,
дышащее
клеветою,
а
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Вы
много
говорили
о
Мне,
что
Я
обманщик,
что
Ядела,
противник
Божий.
Я вам
Блж.
Феофилакт:
«Так
как
иудеи
не
могли
оклеветать
чудеса,
как
злые
Христа
же,
Который
отвержен
будет
пред
Ангелы
Божии
(Лк.
12,
9)?
И
еще:
если
всяк
и
хула
упорно
отвергает
самое
это
милосердие,
кто
упорно
противится
самой
спасающей
благодати
человеческой
каквашего
человек
и терплю,
и кто
будет
утверждать,
что
Я сделался
также,
по изъяснению
некоторых,
иделаю
пустое
слово,
например:
возбуждающее
неприличный
смех,
это
прощу
ито
не
потребую
наказания,
еслито
вы
раскаетесь;
хула
на
Духа
неречет
отпустится
совершил
их,природе,
хулили,
как
подобного
демонам,
Господь
говорит:
или
и Меня
признавайте
человеком:
почему
дадим
ответ
итакого
за праздное
слово
(Мф.
12, но
36)?
Почему,
иже
брату
Божией,
для
того
нет
милосердия,
грех
остается
непрощенным,
и
такой
человек
погибает.
человеком,
такой,
конечно,
получит
прощение,
так
сделал
это
не апо
срамное,
бесстыдное,
неблагопристойное».
исвоему:
кающимся.
— Почему
же?
Потому,
что
Христа
некак
знали,
кто
Он
был,
о зложелательству,
Духеслово
получили
уже а
хорошим
деревом,
и тогда
чудеса
Мои,
которые
суть
плод,
будут
прекрасны,
или если
вы
уроде,
повинен
будет
геенне
огненней
(Мф.
5,он
22)?...
«иже
аще
речет
наСвятаго
Сына
Это
намеренное
противление
спасающей
благодати
Божией,
которая
есть
благодать
Блж.
Феофилакт:
«Когда
видишь, что
кто-либо
срамословит,
то знай, что в дела,
сердце
своем он
произносил
эту
хулу
по
незнанию
Но
кто,
видя
Мои
Божественные
достаточное
познание.
Все,
чтоЕго,
ниистины.
говорили
пророки,
говорили
по внушению
Духа,
икоторые
вНо
Ветхом
признаете
Меня
худым
деревом,
то
и
плод,
или
чудеса
Мои,
очевидно,
будут
худыми.
чудеса,
человеческого»,
т. е.Духа,
на
тело
«отпустится
ему».
Ибо
осмелюсь
сказать,
что
и
самые
Господь
назвал
хулой
против
Духа».
имеет
не
то, что«праздное
говорит,
но
много
более
того.
Ибо
то,Святаго
что как
выходит
наружу,
это выходит
может
совершать
один
только
Бог,
припишет
их
веельзевулу,
вы
теперь
делаете,
и
таким
Блж.
Иероним:
слово
это
есть
слово,
произносимое
не
на
пользу
говорящего
и Дух
Завете
имели
Нем
оченьсовершенного
ясное понятие.
— Если оуже
говорите,
чтонеМеня
не знаете,
то
то
есть все
плоды,
вы оназываете
добрыми;
следовательно,
и вы
Я - доброе
Ибо
дерево
блаженные
ученики
не имели
понятия
Божестве
Его,дерево.
пока
снисшел
наузнается
них
только
от
избытка,
и
тот,
кто
скрывает
внутри
себя
сокровище,
открывает
только
некоторую
образом
скажет
хулу
против
Духа
или
против
Божества
(Которое
здесь
называет
слушающего,
когда
мы,
оставив
важное,
говорим
оЯ-по
пустом
и рассказываем
древние
басни.
Но
несомненно
знаете,
что
изгонять
бесов
совершать
исцеления
есть
дело
Духа
Святого.
Итак,
«Почему
этот
грех
не
простится
ни
вСвятого
сей и
век
ни
в будущий?
Потому
если
человек
отвергнет
по
плодам,
подобно
этому
иДуха
Моим
чудесам».
Святой
в день
Пятидесятницы.
Но
которые
хулят
Святого,
точто,
есть,
Божество
Христово,
часть
его.
Подобно
этому
и
тот,
кто
говорит
доброе,
гораздо
больше
носит
в
своем
сердце».
Духом
Святым),
– тот,
явноСвятого.
сознательно
оскорбляющий
Бога
тот,
кто
занимается
шутовством
излонамеренный,
возбуждает
других
к хохоту,
и «не
произносит
что-нибудь
Меня
только
поносите,
нокак
и князе
Духа
Потому
инеоткуда
наказание
ваше,
как
здесь,
такни
ии там,
очевидные
действия
спасающей
благодати
Св. Духа,
то
взяться
уотпустится
него
и покаянию,
без
ине
говорят,
что
«о
веельзевуле,
бесовстем,
изгонит
бесы»,
тем
в сей
согрешающий
неизвинительно,
получит
прощения».
постыдное, тот
повинен внет
произнесении
уже
праздного,
но преступного слова».
которого
спасения:
он
нене
может
покаяться».
век,неизбежно».
ни в будущий».

6.

О требовании знамения
Мф. 12, 38-45
Мк. 8, 10-13
Лк. 11, 16. 29-32
38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев
10. И тотчас войдя в
16. А другие, искушая,
сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя
лодку с учениками
требовали от Него знамения с
знамение.
Своими, прибыл в
неба.
39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и
пределы Далмануфские. 29. Когда же народ стал
прелюбодейный ищет знамения; и знамение не
11. Вышли фарисеи,
сходиться во множестве, Он
дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
начали с Ним спорить и начал говорить: род сей лукав,
40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три
требовали от Него
он ищет знамения, и знамение
ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли знамения с неба,
не дастся ему, кроме знамения
три дня и три ночи.
искушая Его.
Ионы пророка;
41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и
12. И Он, глубоко
30. ибо как Иона был
осудят его, ибо они покаялись от проповеди
вздохнув, сказал: для
знамением для Ниневитян, так
Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
чего род сей требует
будет и Сын Человеческий для
42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и
знамения? Истинно
рода сего.
Блж. Феофилакт: «Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а
осудит его, ибо она приходила от пределов земли
говорю вам, не дастся
31. Царица южная восстанет на
Я
по
воскресении
Моем
не
встречу
веры
с
вашей
стороны;
поэтому
и будете осуждены
послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь
роду сему знамение.
суд с людьми рода сего и
ниневитянами,
которые поверили рабу Моему
помимо
знамений,
и их,
этоибо
ониона
сделали,
больше
Соломона.
13. -И,Ионе
оставив
их, опять
осудит
приходила
несмотря
на
то,
что
были
варвары.
Вы
воспитались
на
пророках,
видели
знамения
и
не
поверили
43. Когда
нечистый
выйдет изЭфиопию,
человека, которую
то ходит вошел
в лодку
от пределов
земли
послушать
Зигабен:
«Югомдух
называет
третья
книгаиЦарств (10,1)
назвала
Савою.
Эта
Мне,
Владыке».
пострана
безводным
местам, ища
покоя, и не
находит; Сказал:
отправился
на Соломона
ту
мудрости
Соломоновой;
и вот,
находилась
на пределах
вселенной.
и се, боле
зде, потому
что Соломон
44.был
тогда
говорит:
в дом мой,
откуда
я и земли;
сторону.
больше Соломона.
царь
однойвозвращусь
Иудеи, а Христос
– Царь
неба
тот беседовал оздесь
человеческой
мудрости, а
вышел.
И, –придя,
находит его незанятым,
32. Ниневитяне
восстанутих,
на
Этот
о Божественной.
Показав, таким образом, путем сравнения чрезмерное
лукавство
Блж.
Феофилакт:
«Лукавым
родом»
называет
их,
как
льстецов
и
коварных
людей,
выметенным и убранным;
суд с родом сим и осудят его,
предсказывает в притче бедствия, какие должны их постигнуть».
«прелюбодейным»
как отступивших
от Бога и соединившихся с демонами.
Знамением
45.
тогда идет и берет с- собою
семь других духов,
ибо они
покаялисьназывает
от
Блж.
Иероним:
«Хотим
видеть
от
Тебя
знамение
с
неба
(Мк.
8,
11):
Может
быть,
они
хотели,
Зигабен:
«Кого
по
безрассудной
дерзости
недавно
называли
имеющим
беса,
теперь
льстиво
СвоеБлж.
воскресение,
как
необыкновенное
явление.
Ибо Он,
сойдя в сердце
земли
- разумею
преисподнее
злейших
себя,
и, войдя,
живут
там; и бывает
для многие
проповеди
Иониной,
и вот,
Иероним:
«она,
несмотря
на столь
трудности,
оставив
свой
народ
и царство,
чтобы
как
во
время
Илии
сошел
огонь
с
высоты,
а
может
быть,
как
во
время
Самуила,
- они
называют
иэто
после
стольких
чудес
желают
видеть
знамение,
конечно,
не
сне
целью
место,
адвпоследнее
- Иудею,
в Учителем,
третий
день
восстал
избудет
мертвых.
ПодСоломона,
тремя
днями
и ночами
разумей
части,
а не
человека
того
хуже
первого.
Так
и с и знамение
здесь
больше
Ионы.
Зигабен:
«Действительно,
было
знамение,
необычайное,
так
как
никогда
бывало
пришла
чтобы
послушать
премудрость
и
принесла
ему
многие
подарки.
хотели,
чтобы
в
летнее
время
вопреки
естественным
особенностям
места
блистали
молнии,
уверовать,
а
поставить
в
затруднение
Господа.
Лука
(11,
16)
говорит:
друзии
же
искушающе,
этимполные
злым
родом.
дни и ночи.
Он умер в Это
пятницу-это
лежал
в гробут.е.
мертвым,
вотбыло
и
такого
Воскресения
из мертвых.
знамениеодин
данодень;
былосубботу
неверующим
иудеям,
совершено
Впрочем,
под
именемгрома
Ниневии
и царицы
Саба прикровенно
предпочитается
вера язычников
вере
гремели
раскаты
и лились
потоками
дожди;
как что
будто
фарисеи
не могли
похулить
и
знамения
от
Него
искаху
с
небесе.
Они
предполагали,
земные
знамения
Он
совершал
другой
день;
ночь
на
воскресенье
застала
Его
еще
мертвым.
Так
насчитывается
трое
неполных
пред ними это чудо, чтобы они вполне
уверились,
что Христос есть Всемогущий Бог».
народа
израильского».
подобные
знамения,
они
происходят
от различных
неведомых
волнений
воздуха».
волшебством,
знамения
конечно,
не обычай
может
совершить,
невремя».
будучи
Богом».
днейутверждая,
и аночей.
Ибочто
ис неба,
мы
часто
имеем
так
считать

7.

О внутреннем свете
Лк. 11, 33-36:
Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на
подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет
светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло
все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
Блж. Феофилакт: «По моему мнению, Он говорит так: фарисей! ты имеешь знание - это
светильник. Тебе следовало воспользоваться сим знанием к тому, чтобы самому признать
чудеса и другим объявить и объяснить, что они суть дела Сына Божия, а не веельзевула. Но
вы, фарисеи, не захотели сделать сего, а око души, то есть ум, доселе прямой, искривили и
затемнили. Ибо как око тела, каково само, таковым делает и тело, например, если оно
чисто, то и тело светло, а если оно темно, то и тело мрачно, так же точно и душа
располагается по состоянию ума. Если око и свет, полученные ей от Бога, начинают
омрачаться завистью или любостяжанием, вообще сказать, любовью к вещественному, то и
она омрачается».

8.

Похвала слушающим слово Божие
Мф. 12, 46-50
Мк. 3, 31-35
Лк. 8, 19-21; 11, 27-28
46. Когда же Он еще говорил к
народу, Матерь и братья Его
стояли вне дома, желая говорить с
Ним.
47. И некто сказал Ему: вот Матерь
Твоя и братья Твои стоят вне,
желая говорить с Тобою.
48. Он же сказал в ответ
говорившему: кто Матерь Моя? и
кто братья Мои?
49. И, указав рукою Своею на
учеников Своих, сказал: вот
матерь Моя и братья Мои;
50. ибо, кто будет исполнять волю
Отца Моего Небесного, тот Мне
брат, и сестра, и матерь.
31. И пришли Матерь и братья Его
и, стоя вне дома, послали к Нему
звать Его.
32. Около Него сидел народ. И
сказали Ему: вот, Матерь Твоя и
братья Твои и сестры Твои, вне
дома, спрашивают Тебя.
33. И отвечал им: кто матерь Моя
и братья Мои?
34. И обозрев сидящих вокруг
Себя, говорит: вот матерь Моя и
братья Мои;
35. ибо кто будет исполнять волю
Божию, тот Мне брат, и сестра, и
матерь.
19. И пришли к Нему Матерь и братья
Его, и не могли подойти к Нему по
причине народа.
20. И дали знать Ему: Матерь и братья
Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21. Он сказал им в ответ: матерь Моя
и братья Мои суть слушающие слово
Божие и исполняющие его.
27. Когда же Он говорил это, одна
женщина, возвысив голос из народа,
сказала Ему: блаженно чрево,
носившее Тебя, и сосцы, Тебя
питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие
слово Божие и соблюдающие его.
Свт. Иоанн Златоуст: «Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал
родившую
Его; ноназвал
желалих,
этим
что от слово
того нет
ей никакой
пользы,
она
Зигабен:
«Матерью
какпоказать,
воспринимающих
учения
в разумном
чревеесли
души
и внесвое
исполнит
всего должного.
В самом
деле,
поступок ее происходил
от излишней
ревности
к а
время
рождающих
его; а братьями,
– как
усыновленных
Небесному Отцу
чрез веру
во Христа,
Свт.
Филарет
(Дроздов):
«Для
чего
волею
земной
Матери
хотите
вы
отвлечь
Меня
от
правам своим.
Ей хотелось
показать народу
свою власть
Сыном, оэту
Котором
ставших
сонаследниками
Его Царства.
Потомнад
объясняет
речь». она еще не
исполнения
Отца Небесного?
Когда
сии
две воли
влекут
в разные
— Я знаю и
думала
высоко;воли
а потому
и приступила
не во
время.
Итак
смотри,
какаястороны
неосмотрительность
тотчас
покажу,
которой из
и с какоюбы
решительностью
должно
следовать.
со стороны
ее и братьев!
Имних
надлежало
войти и слушать
вместе
с народом,Кто
или,Матерь
если не
Моя и братья
Мои? Ктодожидаться
же они? Ктоокончания
будет исполнять
Отца
Небесного,
хотели
этого сделать,
беседы, иволю
потом
ужеМоего
подойти.
Но они тот
зовутМне
его
брат,
и
сестра
и
матерь
(Мф.
12,
50)».
вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание
показать, что они с большою властью повелевают Им».

9.

Изобличение внешней праведности (Лк. 11, 37-54)
45. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
37.
Он
говорил
фарисей
просил
Его
кналагаете
обедать.
Он
пришел
и возлег.
52.
Горе
вам,
законникам,
что
вы
взяли
ключ
сами
не вошли,
и и
46.
Но
сказал:
и это,
вам,один
законникам,
горе,
чторазумения:
на
людей
бремена
42. Когда
Но Он
горе
вам,
фарисеям,
что
даете
десятину
ссебе
мяты,
руты
и всяких
овощей,
38.
Фарисей воспрепятствовали.
удивился,
увидев,
что Он
не умылсвоим
рук перед
обедом.
неудобоносимые,
а сами
и одним
перстом
не дотрагиваетесь
до них.
входящим
нерадите
о же
суде
и любви
Божией:
сие
надлежало
делать,
и того не оставлять.
39.
Но
Господь
сказал
ему:
вы,
фарисеи,
чашиизбили
и блюда
очищаете,
47.
Горе
вам,
что
строите
гробницы
пророкам,
которых
отцы
ваши:а в к
53.
Когда
Он говорил
имныне
это,
книжники
ивнешность
фарисеи
начали
сильно
приступать
43.
Горе
вам,
фарисеям,
что
любите
председания
в
синагогах
и
приветствия
внутренность
ваша уисполнена
хищения
и отцов
лукавства.
48.
симвынуждая
высобраниях.
свидетельствуете
о делах
ваших и соглашаетесь с ними, ибо они
Нему,
Него ответы
на многое,
народных
40.
Неразумные!
не
Тот
же
ли,
Кто
сотворил
внешнее,
сотворил и внутреннее?
избили
пророков, под
а выНего
строите
им гробницы.
54.
подыскиваясь
и
стараясь
уловить
что-нибудь
изгробы
уст Его,скрытые,
чтобы над
44.
Горе вам, лучше
книжники
и фарисеи,
лицемеры,
чтотогда
вы —
как
41.
Подавайте
милостыню
из
того,
что
у
вас
есть,
все
будет
у
вас
чисто.
49.
ПотомуЕго.
и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и
обвинить
которыми
люди
ходят
и не знают
того.
из них одних убьют,
а других
изгонят,
50. да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51.
отФеофилакт:
крови Авеля
до крови Захарии,
убитого
между
жертвенником
и храмом.
Ей,
Блж.Феофилакт:
«Фарисеинаименно
для того,
чтобы- не
преступить
Закона,
давали
десятину
ис
Блж.
«смотря
неразумный
их обычай
умываться
пред
вкушением
пищи,
научает,
говорю
вам,
взыщется
от
рода
сего.
самых
незначительных
предметов,
и если кто
упрекал
в полоскание
мелочности,
они ссылались
надушу,
Закон,а
Блж.
Феофилакт:
««Ключом
разумения»
Господь
назвал
и руководство
посредством
что
душа
должна быть
очищена
добрыми
делами,
так их
какучение
водой
очищает
не
который
повелевал
приносить
священникам
десятину
всего.
Господь
и говорит:
Закона,
могущего
приводить
ко
Христу.
Ибо
Закон, безсовсомнения,
служит
руководителем
кокак
тело.
Они,
безрассудные,
думали,
что чрез
погружение
воде иПоэтому
омытие
тела
вместе
с телом
сим
вы
не
пренебрегаете,
так надлежало
вам творить
суд иЗакон,
любовь
Божию.
Поскольку
фарисеи
Христу
(Гал.
24).
Итак,
законники
по-видимому
объясняли
апримером
между
тем
очищается
и3,
душа
их.
Поэтому
Господь
воспользовался
прекрасным
чаши…
убеждает
Блж.
Феофилакт:
«Фарисеи
считались
подвижниками
и отсеченными
от
прочих,
а злонамеренно
законники
были
были
неправосудны,
притесняли
вдовиц
иесли
сирот,
то
Господь
говорит:
должно
вам
«суд»,
удерживали
ключ
и не
отворяли
дверей
Закона,
которые
могли
быиметь
сами
они
ина
фарисея,
какразумения
нет
никакой
пользы,
чаша
снаружи
чиста,
аОни
внутри
наполнена
всякой
книжники
ичто
учителя
и для
желающих
разрешали
вопросы
из чрез
Закона.
(законники)
налагали
Блж.
Феофилакт:
«Кто
же
Захария,
которого
убили
между
и алтарем?
Одни
говорят,
то есть
правосудие.
Поскольку
же
были
презрительны
и кхрамом
Богу,
без
рассуждения
простирая
народ
прийти
ко
Христу.
Закон
служит
дверью
ко
Христу.
Но тела,
эта
дверь
остается
грязью,
так
нет
никакой
пользы
и в они
том
случае,
если,
омывании
душабремен
исполнена
всякой
людей
бремена
тяжелые
ибыл
неудобоносимые;
а сами
непри
дотрагивались
до
этих
и перстом
что
это
Захария,
сын
Иодаев,
которого
побили
камнями,
как
из
книги
Царств
руку ксами
священным
делам,
то
Господь
заповедует
им иметь
«любовь
Божию»».
заключенной,
если
кто-нибудь
не
объяснит
премрачной
стороны
Закона
и таким
образом
не не
нечистоты,
например,
хищения
и лукавства.
Господь
сделал
намек
наизвестно
две
господствующие
своим,
тодавнишний
есть
ничего
не
соблюдали
из того,
что
заповедовали
прочим.
Когда
же
он ничего
(2 Пар.
24,иудеев:
20-21).
Другиетогда
же говорят,
что
этодвери».
отец
Предтечи.
Он
не
исключил
из
ряда
страсти
»хищение»
-отворит
на
любостяжание,
словом
»лукавство»
- на
зависть
и и
делает
из того,
чемусловом
учит,
бремена
кажутся
ученикам
истинно
тяжелыми,
так
какдев
даже
Богородицу
того,
как
онаникакой
родила
Христа,
и поставил
ее
на
том
жеиудеи
месте,
где
и ониКаина
стояли;
следствия
зависти.
Итак,
нет пользы,
если душа
находится
в таком
состоянии.
учитель
непосле
может
выполнить
их. - Господь
обнаруживает
также,
что
- потомки
и
Блж.
Феофилакт:
«Они
(фарисеи)
любили,
чтобы
всякий
человек
отдавал
им
честь
и
чтобы
в
а
это
место
было
между
храмом
и
внешним
медным
алтарем.
За
это
и
убили
его.
Так
как
Безрассудные!
Не Тот
же ли
сотворил
и душу,
Кто пролитая
сотворил от
тело,
на котором
вывзыщется
так многоот
наследники
его злобы,
когда
говорит,
что
вся кровь,
Авеля
до Захарии,
народных
собраниях
называли
их
титулом:
учитель.
Господь
же
говорит:
вы
подобны
гробам,
некоторые
ожидали
во
будущего
царя
своего,
а другие
между
теми не
желали
быть
под
останавливаетесь?
Поэтому
вы
ипророков,
душу
очищать.
Потом
научает
как очищается
рода
сего. Вы,
- Христе
говорит,
-должны
убивали
братьев
ваших,
как
оних,
- Авеля».
которые
полны
всякой
гнилости,
а
снаружи
блещут
мрамором;
люди
по
наружности
их
не
властью
царя, то поэтому
этогона
святого
и за то,Смотри,
что он утверждал,
Дева и
внутренность,
именно:убили
указывает
милостыню.
пожалуй, какчто
Он,родила
указав на
узнают,
какими
правилами
они руководствуются
вим
жизни
они
ходят),
а если
бы
знали,
то
что
родился
Христос,
будущий
Царьих,
их,разумею
что было
противно,
ибо
они
желали
быть
без
царя».
милостыню,
врачует
обе страсти
зависть
и (почему
хищения.
Ибо
кто
истинно
милостив,
бы по кому
причине
внутренней
скверности».
тот не будет ниотвратились
похищать у того,
он творит
милостыню,
ни завидовать ему».

10.

Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
• Чудесное укрощение бури на море (Мф. 8, 23-27; Мк. 4,
35-41; Лк. 8, 22-25).
• Исцеление Гадаринских бесноватых (Мф. 8, 28-34; Мк. 5,
1-20; Лк. 8, 26-39).
• Исцеление кровоточивой. Воскрешение дочери Иаира
(Мк. 5, 21-43; Лк. 8, 40-56).
English     Русский Правила