Похожие презентации:
Философия средневековая (I-XIV вв. н.э.). Тема 4
1. Тема 4. Философия средневековая (I-XIV вв. н.э.)
• Особенности философии средневековьяЗападной Европы
• Аврелий Августин и Фома Аквинский
как видные представители патристики и
схоластики
• Арабская философия средневековья.
2. Литература:
Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время.
Библия.
Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога.
Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии
Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер.
с итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.,
1979.
Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот.
Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая
философия. – С.365-582.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии:
Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.
3. Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий
мир – его творением.Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира,
бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение
Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме
восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
4. Наиболее яркие представители средневековья:
Тертуллиан Карфагенский (160-220);
Августин Блаженный (354-430);
Боэций (480-524);
Альберт Великий (1193-1280);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)
5. Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по IX вв.
На этом этапе происходит
разработка и оформление
основного содержания
христианской философии
на основе религиозного
учения Иисуса Христа и
философской системы
Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьноуниверситетскую
дисциплину, имевшую цель
философски обосновать
религиозное учение и
догматы Церкви под
влиянием философского
наследия Аристотеля.
6. Августин Блаженный как видный представитель патристики
• Автор работ «О градеБожьем», «Исповедь»,
«Против академиков» и др.;
• заложил основы католицизма;
• основал исповедальный жанр
в философии и литературе;
• предложил линейное
представление о времени;
• обосновал идею господства
Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
• выдвинул идею социального
конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью)
7. Спор о природе универсалий (общих понятий)
Реализм- направление теологической
философии, сторонники
которого считали
подлинно существующими
не сами вещи, а их общее
понятие – универсалии.
Согласно реалистам
универсалии существуют
до вещей. Они
продолжают учение
Платона об эйдосах.
Номинализм
Реально существуют сами
конкретные вещи, в то
время как общие понятия
есть лишь имена вещей.
Согласно номиналистам
универсалии существуют не
до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным
опытом. Они продолжают
учение Аристотеля.
8. Фома Аквинский как крупный представитель схоластики
• Автор работ «Сумма теологии»,«Против язычников»,
комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля;
• логически доказал
существование Бога;
• систематизировал схоластики;
• автор неотомизма;
• исследуя проблему бытия,
разделяет сущность (эссенцию)
и существование (экзистенцию);
• разработал проблему
соотношения религии и науки,
веры и разума.
9. Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:
• должен существовать первый двигатель;• в цепи действующих причин должна существовать первая
причина;
• все вещи мира случайны, но случайное зависит от
необходимого, поэтому должно существовать абсолютное
необходимое существо;
• вещи обнаруживают различные степени совершенства,
поэтому должно существовать и абсолютно совершенное
существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
• целесообразность в природе не может быть объяснена
естественными причинами, поэтому необходимо согласиться
с тем, что имеется сверхприродное разумное существо,
которое упорядочивает мир.
10. Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших
мусульманскую веру ипользовавшихся арабским языком.
Основные направления арабской философии периода зарождения
(VII-IХ вв.):
• Мутакаллимы – сторонники радикального ислама,
основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.);
• Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы,
учение которых носит относительно материалистический
характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии
представителями этого направления были также Аль-Фараби и
Ибн-Сина;
• Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из
шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение
от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.
11. Арабская философия IX–XV вв.
Особенности:• усиление материалистических идей,
развитие медицины;
• заимствование древнегреческой
философии и превращение арабской в
арабо-греческую.
12. Представители арабской философии:
Аль-Кинди (800-879)
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037)
Аль-Фараби (870-950)
Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038)
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
и другие.
13. Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)
• Ибн-Сина – ученый-энциклопедистсоздал около 450 работ, из которых
до нас дошло около 240;
• создал около 50 трудов по
медицине: «Канон врачебной
науки», «Книга исцеления»
«Указания и наставления», «Книга
знания» и др.
• дал анатомическое описание
человека, характеристику телесной
структуры, изучил проблемы
нервных и психических болезней и
их лечения;
• пытался отделить философию от
теологии.
14. Значение философии средневековья:
• Именно на основе религиозных духовных ценностейбыл постепенно преодолен тот глубокий социальнополитический и духовный кризис, который явился
причиной гибели античной культуры;
• религиозная философия оказала стимулирующее
воздействие и на духовное развитие общества;
• мыслители Средневековья внесли существенный вклад
на разработку ряда ключевых понятий и проблем
философии;
• философия средневековья внесла существенный вклад
в укрепление нравственных устоев общества,
проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные
ценности.