128.60K
Категория: РелигияРелигия

421. Псалом 67 (комментарий 3). Псалмы

1.

421. Псалом 67 /комментарий 3/ (13.05.2005 16:00)
Прекрасно шествие Твоё,Господи,шествие Господа Вседержителя,Царя и Бога нашего:
впереди могучих князей,воспевающих Тебя,посреди чистых дев,призывающих имя Твоё(25-26).
Это величественное шествие исторически отражает собой"шествие"Бога в ковчеге Завета,во святом
кивоте,как победителя-царя на колеснице,сопровождаемого певцами,муз.хорами,среди дев с
тимпанами(2Цар.11,11; 12,29-31).Под"шествием Божиим",- по изъяснению св.Афанасия Великого и
блж.Феодорита,- разумеются события новозаветного домостроительства,в котором прозреваем пути
Божии промышления о мире,как-то: рождение от Девы,чудотворения,восшествие на крест,вольная
смерть Сына Божия,воскресение Его из мертвых и восхождение на небеса.
Пророк,будучи сам царём,именует Совершающего чудное шествие"Царём и Богом нашим",как Царя
царей,являющегося"во святем"(Сл.Пс.,ст.25),т.е.на горе Синай,а по толкованию Феодорита - во
храме,воспринятом от семени Давидова(т.е.в человеческом естестве). Под князьями(в переносном же
смысле) те же отцы-толковники разумеют св.апостолов,под словом"поющих"(или"воспевающих"Сл.Пс.на р.яз.) - приносящих словесные жертвы хвалы,которыми предначали служение евангельское.
"Девами-тимпанницами"(или: чистыми девами - в Сл.пс.на р.яз.)называют: св.Афанасий - души
уверовавших,а блж.Феодорит -"хранящих девство и приносящих божественное сладкопение".
Благословите Господа в Церкви святой,от самого истока Его(27).
Церковь святая в пророческом смысле - Церковь Православная,а к новейшему времени,безусловно,Русская Православная Церковь. Её и видит пророк-псалмопевец,преобразуя ветхозаветные символы
обозначения святости её новыми именами сынов державы Божией - Российской. Любой православный
верующий(вспомним по этому случаю замечательное изречение: русский - значит православный)без
труда узнает в перечисленных именах(ст.28)русских святых Божиих и самодержцев царских,во многом
определивших,а затем и утвердивших в земле нашей веру Православную,а в Державе своей силу и
могущество непобедимые. Ибо это и есть неистощимые и неиссякаемые никогда духовные истоки и
корни наши,- как в словах"от источник Израилевых"(Сл.Пс.)разумеют Иакова и его сыновей,т.к.от них
произошли израильтяне,или от семени Израилева,от Авраама и Сарры - святого семени Божия,от
которого и мы все по духу произошли.
Заповедуй нас,Боже,силой Твоей,утверди нас
правдой Твоей,в благодати Твоей пройдём сквозь века(29).
Говоря о церкви иудейской,а в пророческом смысле - о Церкви Христовой,православной,псалмопевец
устремляется мыслью в будущее и обнимает всю вообще Церковь Вселенскую. Молитва его,таким
образом,обращена,по изъяснению св.отцов,к Богу Сыну,Которому Бог Отец заповедал укрепиться.
"Поскольку Бог Отец Твой предназначил укрепиться Тебе,Сыну Божию,Спасителю мира,и укрепить Своё
достояние - Церковь,то укрепи в нас то,что Ты уже сделал для нас,для Церкви Своей(вспомним как и
Апостолы просили:"Господи,умножь в нас веру"/Лк.17,5/),сохрани и доверши собственное Твоё дело".
Ибо"вышний Иерусалим"(Гал.4,26) - не один какой-нибудь народ или царь(как иудейский),но многие
народы и цари принесут Тебе дары(30),или дань покорности и служения Царству Твоему.
Воспойте Бога все царства земли,воспойте Господа
Взошедшего на небо и Восходящего на востоке(33-34).
Этими словами даётся знать,что весь человеческий род от самого начала творения мира находится под
властью Божией,и что,при всём необъятном пространстве небес,всемогущая Божественная Сила,при
всех разнообразных круговращениях и переворотах,"сквозь века"(29)удерживает равномерную красоту
и порядок в мире(хотя при том"Могущего взойти и на западе"Господа,ст.5),выявляя тем самым
истинное/и естественное/ величие и славу Божию.
...да придаст голосу вашему глас силы Своей(34).
Таковой глас образуется при сошествии на возглашающего Святого Духа,Который глаголет,как и в
пророках,истину,невзирая на лица,положения,обстоятельства,мнения,звания и проч.мирские
постановления и предрассудки.
Воздайте благодарение Господу: от святой горы великолепие Его,и сила Его от поднебесья(35).
Созерцая будущую славу Христа Бога,пророк возбуждает верных последователей Его к прославлению
Господа и называет их Израилем(Сл.Пс.),что значит"ум,видящий Бога". Израилю,то есть истинному
христианину,открыты все величия Божии в Сыне Его,от"великолепия святой горы Его",и"силы Его от
поднебесья",т.е.от всемогущества присносущной и животворящей Троицы Святой.
На Израиле,как древнем,так,в особенности,и новом,узнаете вы и узрите Его блистательную красоту и
великолепие. И далее,подтверждая и завершая свою мысль,пророк заключает:
Дивен Бог во святых Своих; Бог языков всех,Держава всем и каждому. Благословен Бог(36).
Всем и каждому Господь наш есть Держава и Бог. Но истинный путь Его,всегда живого и сущего,
проложен во святых Его. Таковым истинным путём Самого Бога и Творца нашего является путь Его во
Христе,и в каждом из нас по вере нашей в Воскресение Христово,о Котором,ежегодно празднуя и
всечасно вспоминая,поём: Христос воскрес! Воистину воскрес! О Котором и молитву пророчески
исполненную читаем:
Придите,поклонимся Царю нашему Богу. Придите,поклонимся и припадём Христу,Царю нашему Богу.
Придите,поклонимся и припадём Самому Христу,Царю и Богу нашему.
Господи,помилуй. Господи,помилуй. Господи,помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно,и во веки веков.Аминь.
English     Русский Правила