Похожие презентации:
Иоанн Златоуст о псалме 108
1.
502.(04.07.2005 15:18)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
501. Иоанн Златоуст о псалме 108 (дополнение к комментариям) (04.07.2005 15:16)
Здесь нам нужна великая внимательность,потому что сказанные слова(ст.1-11)при одном их
произношении и с первого взгляда смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен
проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев,
который не останавливается на самом нечестивце,но простирает наказание и на детей,и на отца,и на
мать его и не довольствуется одним несчастьем,но прилагает бедствия к бедствиям... притом просит,
чтобы он подвергся преждевременной смерти. Следующее за тем еще более тяжко: просит сиротства и
вдовства остающимся после него. Не останавливается и на этом - просит,чтобы потомки его были
изгнанниками и переселенцами. Еще один новый вид несчастья призывает: чтобы имущество его было
предано расхищению,чтобы он подвергся нападениям заимодавцев,переносил всякого рода оскорбления
и,что всего тяжелее,среди таких бедствий не имел защитника(ст.12). Видишь ли речь,исполненную
гнева и ни на чем не останавливающуюся? Читаем дальше:
Да соделаются мёртворождёнными чада его,и да скончается на нём род его.
Да вспомнит Господь беззакония отца его,да не очистится вовек и грех матери его.
Да будут отвергнуты Господом навсегда,и память о них на земле пройдёт(13-15).
"Что же,- скажет кто-нибудь,- вышесказанное есть пророчество или проклятие?" Это - пророчество в
виде проклятия. То же сделал и Иаков,когда готовился умереть: Соберитеся,и возвещу,что срящет вас в
последние дни(Быт.49,1 и далее).
О ком же говорит псалом? Отчасти об Иуде(предателе Христа)пророчествовал здесь Дух через Давида,а
в остальной части - о других(наследующих предательство Иудино). Т.е.под видом проклятия составлено
пророчество,которое означает и предвозвещает события,имевшие случиться с Иудой,а потом касается и
другого предмета,именно: говорит против некоторых людей,восстающих на священство,чтобы мы знали,
как велико зло восставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду.
Если же псалмопевец просит,чтобы и дети его были наказаны,не смущайся этим: детьми он называет
здесь тех,которые сами участвуют в пороках таких людей. Когда Христос говорит: Вы сыны диавола
есте(Ин.8,44) - именно по участию в нечестии они(фарисеи)вступили в родство с ним. "Аще,-говорит,чада Авраамля бысте были,дела Авраамля бысте творили"(Ин.8,39). А что сын(кровный,то есть только
по родственной связи - прим.ред.)не наказывается за отца,равно как и отец - за сына,этому всякому
известно,и в законе сказано об этом,разве когда отец худо воспитывает сына,но и тогда он
наказывается не за сына,а за собственное нерадение,как,напр.,Илий(1Цар.3,13).
/Существует также предположение,что проклятие это указывает на некоторого человека,
злоумышлявшего против священства после времени возвращения иудеев из вавилонского плена./
Ибо не уподобились милость творить,и нищего и убогого
гнали от себя,и чистое сердце изощрялись умертвить(16).
Это - крайняя жестокость,великое бесчеловечие,когда кто-нибудь не только злоумышляет,но
злоумышляет против того,кто может преклонить на милость и возбудить сострадание. Такой человек
дошел до зверской свирепости и даже сделался хуже. Зверям свойственна свирепость по природе,а
он,будучи одарен умом,предал свое благородство пороку.
Обернулся как ризой клятвой своей,вошёл как в воду во чрево греха своего,
как елеем пролил на кости свои. Да пребудет эта риза вечной тому,
кто примерил её,и поясом проклятья вовек(18-19).
Т.е.бедствия так сильно охватят таких,что не будет уже никакой перемены,они прильнут к ним и
останутся при них постоянно.
/И ещё отметим один весьма знаменательный стих/:
Срамящие меня да постыдятся клеветы своей,раб же Твой славу Тебе воспоёт.
Да обличится в срамоту позорящий меня,оденется как одеждой стыдом своим(28-29).
Смотри,как он просит еще,чтобы они были не только подвергнуты наказанию,но и стыду и бесчестию,
чтобы это послужило для них уроком к исправлению и поводом к перемене на лучшее. /И.Златоуст.
Беседы на псалмы/
Псалом заканчивается тем,с чего начат("Хвалы моей не премолчи,Боже") - славословием,благодарением
и хвалой Богу,несмотря на все бедствия,клевету и несправедливость,которые испытал претерпевший
всё это(ст.22-25). Это и есть жертва - приношение нищего и страдальца в терпении и незлобе его за все
благодеяния Божии,которые всегда должны храниться в памяти человека,это неустанная проповедь
дарованных ему Господом благ,воспевание в радости и веселии неизреченных милостей и щедрот
Божиих - и ныне и присно и во веки веков,аминь.